Рабочая программа по ИЗО УМК "РИТМ" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Астахова Светлана Владимировна

Рабочая программа к учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_1_klass.docx85.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени В.В. Дагаева

 городской округ Лосино-Петровский Московской области

Утверждаю

Директор школы                          

Набережнева О.Л.

Приказ №________

От ________2015г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(1А класс)                                                                                     

                                            Составители: 

                                                                                                                           Астахова Светлана Владимировна,               учитель начальных классов высшей категории

 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для обучения учащихся 1 класса общеобразовательных школ.

 Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в  соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 6.10.2009 г. № 373. Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов. Предлагаемая программа построена  по образовательной системе « РИТМ», авторы В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.      

        Структура рабочей  программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку;  содержание курса; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Общая характеристика учебного предмета

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится проблема обучения взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

       Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы, как литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

       В связи с переходом на  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение , становится в ряд главнейших и требует ее решения на высоком профессиональном уровне.

    Содержание курса изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

—единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

—яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

—система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

—соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

-направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

          В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного

процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в

рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и

т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно_прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

         Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина —конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями.

России и мира.  

         Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

—воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

—приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

—реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

—развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

—освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных,

- архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

—овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметныхрезультатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

—формирование основ гражданственности;

—формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

—развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

—развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

—развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия

обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

—становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

—развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

—формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

—развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

—развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

—формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

—овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

—освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

—формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

—формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

—освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

—использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

—овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

—формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

—формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

—формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

—овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

—овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Место курса в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 ч. (1 час в неделю, 33 учебных недели)

       

       

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 КУРСА «Изобразительное искусство»

 1 класс (33 ч)

Рисование с натуры (5 ч)

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних — выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч)

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (4 ч)

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч)

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

Рекомендуемые произведения

Бродский И. Опавшие листья.

Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.

Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.

Васнецов В. Снегурочка.

Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока белобока.

Веселов С. Миска «Пряник».

Врубель М. Царевна-Лебедь.

Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.

Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.

Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.

Каменский Ф. Молодой скульптор.

Коровин К. Зимой.

Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.

Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.

Кугач Е. Праздничный натюрморт.

Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.

Кукунов М. Волк; Сова.

Купецио К. Анютины глазки.

Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.

Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.

Лентулов А. Овощи. Натюрморт.

Опекушин А. Памятник А. С. Пушкину в Москве.

Остроухов И. Золотая осень.

Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.

Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!

Репин И. Автопортрет.

Решетников Ф. Прибыл на каникулы.

Ромадин Н. Розовый вечер.

Рябушкин А. Зимнее утро.

Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.

Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.

Сидоров В. Тихая моя родина.

Сомов К. Лето. Вечерние тени.

Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.

Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.

Фалалеева Л. Дед тянет репку.

Фирсов И. Юный живописец.

Хруцкий И. Цветы и плоды.

Чарушин Е. Колобок.

Шишкин И. Осень.

Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

(170 ЧАСОВ)

№ п/п

Тема

урока

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Предметные

Метапредметные

Личностные

В мире волшебных красок.(9)

1.

Рисунок

«Волшебный мир красок».

Урок введения новых знаний.

Активно овладевать необходимыми приёмами работы с красками, кистью, умение применять цвет для достижения своего замысла; рисовать, ориентируясь на свою плоскость альбомного листа; изображает солнышко, используя выразительные свойства художественных материалов

Познавательные  – понимает значение  и роль изобразительного  искусства в жизни каждого  человека и общества

Коммуникативные-  умеет обмениваться мнениями, слушать партнёра по комму-никации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности  

Регулятивные  – оценивает результат своего труда

Стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приё-мами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применять по назначению при-обретённые художественные способности.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

 Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать ил-люстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2.

Форма и цвет предметов.

Урок введения новых знаний.

Активно овладевать необходимыми приёмами работы с карандашом, красками, кистью, умение применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на свою плоскость альбомного листа.

Познавательные -эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребёнка: что ему напоминает каждая краска.

Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты художественно-твор-ческой деятельности.

 Регулятивные  – создаёт рисунок, используя выра-зительные свойства художественного материала (акварели), оценивает результат своего труда

Радость общения с красками, карандашами; формирование навыков работы с красками, карандашами умение использовать цвет для достижения своего замысла;  повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению

Овладевать первичными навыками работы с гуашью, карандашами. Соотносить цвет с предметными ассоциациями. Экспериментиро

вать, исследовать возможности при смешивании, наложении цветовых пятен.

.

3.

Рисование с натуры

фруктов и овощей.

Урок введения новых знаний.

4.

Рисование с натуры

фруктов и овощей.

Урок закрепления.

5.

 Рисование с натуры. Осенние листья.

Урок введения новых знаний.

Познакомятся с понятием «форма»,

научатся сравнивать по форме разные листья – круглые, длинные, треугольные.

Овладеют первичными навыками правильно располагать лист бумаги,  держать карандаш

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Анализировать форму, расположе-ние, цветовую окрас-ку натуры и свой рисунок.

Рисовать каранда-шом осенние листья. Беседа о красоте осенней природы (листья деревьев, кустарников). Рассматривают и анализируют представленные образцы букетов из листьев. Выполняют самостоятельную работу.

6,7.

Рисование на тему «Осенний пейзаж».

Урок введения новых знаний.

Познакомятся с понятием «композиция»,

научатся сравнивать разные оттенки одного цвета. Овладеют первичными навыками правильно располагать предметы на листе бумаги.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художественных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Анализировать форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок.

Рисовать каранда-шом осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы)

Беседуют о богатстве осеннего урожая, о сельских тружениках и осенних работах. Рассматривают натюрморты на репродукциях картин, самостоятельно выполняют рисунок в цвете.

8.

Аппликация «Осень».

Урок повторения и закрепления.

Закрепить  понятие «композиция»,  попробовать применить его в аппликации.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с клеем и ножницами; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Анализируют форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок.

Самостоятельно создают алгоритм деятельности.

9.

 Рисование  овощей и фруктов.

Урок введения новых знаний.

Продолжат знакомство с понятием «форма»,

научатся сравнивать по форме и цвету разные овощи и фрукты – круглые, овальные длинные, треугольные.

Познавательные

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-Понимать нформацию, представленную в виде рисунков, схем.

Коммуникативные- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии. Адекватная мотивация.

Первичные умения оценки результатов работы

Внутренняя самооценка.

Не бояться рисовать.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы.

 Выявлять и сравнивать геометрическую форму простого плоского тела.

Мы готовимся к празднику(7)

10.

Рисование с натуры или по памяти рыб.

Урок введения новых знаний.

Научатся сравнивать по форме рыб.

Овладеют первичными навыками правильно располагать лист бумаги,  держать карандаш.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре, декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

Освоить основные  приемы  монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

11.

Рисование с натуры или по памяти птиц.

Урок введения новых знаний.

Научатся сравнивать по форме птиц.

Овладеют первичными навыками правильно располагать лист бумаги,  держать карандаш.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об осо-бенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Развитие декора-тивного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первич-ными  навыками работы в объемной аппликации и кол-лаже.

Сравнивают птиц по форме тела, по цвету оперения, определяют пропорции гуся. Самостоятельно рисуют гуся карандашом и в цвете.

12,13.

Иллюстрирование «Моя любимая сказка».

Урок введения новых знаний.

Анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства изображаемой действительности

Беседуют о красоте мира сказок – анализируют произведения В.Васнецова и И.Билибина.

Выполняют упражнения в выполнении дремучего леса. Самостоятельное выполнение рисунков в карандаше.

14.

Рисование с натуры. Ёлочная игрушка.

Урок введения новых знаний.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

 Создавать несложные новогодние ук-рашения из цветной бумаги.

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

15,16.

Рисование на тему «Новогодний праздник».

Урок введения новых знаний. Комбинированный.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты худо-жественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художес-твенных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оце-нивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

 Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги.

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Декоративное рисование (9)

17.

Геометрический орнамент в полосе.

Урок введения новых знаний.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: владеть цветными карандашами.

Познавательные:

смотреть разглядывать, запоминать, изображать.

Коммуникативные:

объяснять, что рисуем, задавать вопросы.

Адекватная мотивация.

Первичные умения оценки результатов работы

Внутренняя самооценка.

Не бояться рисовать.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

18.

Декоративное рисование. «Элементы цветочного узора Городца».

Урок введения новых знаний.

19.

Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе»

Урок введения новых знаний.

20.

Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге».

Урок повторения и закрепления.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: владеть цветными карандашами.

Познавательные:

смотреть разглядывать, запоминать, изображать.

Коммуникативные:

объяснять, что рисуем, задавать вопросы.

Адекватная мотивация.

Первичные умения оценки результатов работы

Внутренняя самооценка.

Не бояться рисовать.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

21.

Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей.

Урок введения новых знаний.

Активно овладевать необходимыми приёмами работы с красками, кистью, умение применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на свою плоскость альбомного листа; изображает животных, используя выразительные свойства художественных материалов.

Познавательные -  самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке; развивает наблюдательность, творческое воображение; приобретает опыт эстетических впечатлений; развивает умение видеть красоту родной природы

 Коммуникативные  – умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, работать в коллективе; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности 

Регулятивные  – создает работу по своему замыслу и использует выразительные свойства и возможности бумаги; оценивает результат своего труда

Формирование навыков работы красками,   умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Дают сравнительную характеристику глиняных игрушек. Определяют роль росписи в глиняной игрушке.

Работают с методической таблицей «Гармоничное сочетание цветов»

22.

Лепка животных.

Урок введения новых знаний.

Активно овладевать необходимыми приёмами работы с красками, кистью, умение применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на свою плоскость альбомного листа; изображает животных, используя выразительные свойства художественных материалов.

23.

Рисование на тему «Моя любимая мама».

Урок введения новых знаний.

Рассматривают красоту весенней природы, изображенную в картинах А. Саврасова «Грачи прилетели», К. Юона «Конец зимы. Полдень»;

передают  свои наблюдения и переживания в рисунках.

Формирование навыков работы красками,   умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению

Слушают стихотворения, рассматривают репродукции с картин.

Подбирают средства выразительности для своих рисунков. Выполняют рисунки в цвете.

24.

Декоративное рисование «Дымковская игрушка»

Урок введения новых знаний.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Повторяют приёмы декоративной росписи.

 Выполняют декоративные цветы в группах.

 Беседуют на тему «Главные художники России».

25.

Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате».

Урок повторения и закрепления.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: владеть цветными карандашами.

Познавательные:

смотреть разглядывать, запоминать, изображать.

Коммуникативные:

объяснять, что рисуем, задавать вопросы.

Адекватная мотивация.

Первичные умения оценки результатов работы

Внутренняя самооценка.

Не бояться рисовать.

Повторяют приёмы декоративной росписи.

 Выполняют декоративные цветы в группах.

 Беседуют на тему «Главные художники России».

Рисуем весну (8)

26,

27.

Рисование на тему «Весна пришла».

Урок введения новых знаний.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Познавательные -  понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным, весёлым, радостным и тревожным

 Коммуникативные  –  умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает об особенностях художественных произведений, изображающих музыку

 Регулятивные  – ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

28.

Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок.

Урок повторения и закрепления.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

29,

30.

Рисование на тему «День Победы».

Урок введения новых знаний. Комбинированный.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от просмотра картин художников.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Беседа о событиях, которые знаменует праздничный салют. Выбирают контрастные цвета, которые подчеркнут необычность и праздничное настроение события

31,

32.

Рисование на тему «Лето».

Комбинированный.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!

33.

Урок-обобщение. «Этот удивительный и неповторимый мир живописи»

Комбинированный.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы с красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

       Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на  обеспечение  широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы , планируемыми результатами:

Учебно-методическое обеспечение включает :

-учебники и методические материалы:

  1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учебник с мультимедийным приложением. -М.:Дрофа,2013
  2. Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа,2013
  3. Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.:Дрофа,2013

-дидактические материалы :

-таблицы;

-репродукции картин;

-образцы рисунков;

-иллюстрации к работам ;

-готовые изделия;

-экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

-материалы для контроля :

- викторины

- кроссворды

-отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

- тестирование

-интернет –ресурсы :

1. Электронная библиотека педагогических Интернет-ресурсов для начальной школы

http://kat.h11.ru/?mm=3&lnkpg=2

http://kat.h11.ru/?mm=3&lnkpg=2

2. Использование Интернет -технологий в начальной школе

http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-83.html

3. Методические материалы для организации и проведения мониторинга образовательных достижений в 1  классе начальной школы -

http://www.ucheba.com/ur_rus/bilets/4_klass/4_klass.htm

4. Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru

5.  Сайт для учителей начальных классов «Началка»

http://www.nachalka.com/

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

    В результате прохождения  программного материала обучающийся имеет представление :

- эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
знает :

- названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

-элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)

-о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;

умеет:

– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.

Владеет компетенциями:

информационно- коммуникативной;

рефлексивной

коммуникативной

 ценностно-ориентированной

 смыслопоисковой,

личностного саморазвития.  

         В результате  изучения курса обучающийся должен знать основные понятия : живопись, графика, пейзаж, натюрморт, архитектура, народное искусство;

этапы развития – сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения,  а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

принципы организации :

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как м ировоззрение и как культурный стереотип;

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

понимать вопросы-. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России; ведущие художественные музеи России ;

уметь использовать  в   самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

решать – творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

проводить- приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

создавать творческие работы на основе собственного замысла;

участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

 ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

пользоваться – простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

владеть : элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

 

СОГЛАСОВАНО                                                          

на заседании ШМО

учителей начальной школы                                          

Протокол №

от «       »                       2015г.

 СОГЛАСОВАНО

      Заместитель директора по УВР

       Быкова М.О.

       «___»                        2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....