"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Людмила Ивановна

 

Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

                                                К.Роджерс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы с одарёнными детьми» (из опыта работы)

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей.

Данное моё выступление  не сможет ответить педагогам на все вопросы, касающиеся одарённых детей. Для этого необходимо постоянно знакомиться с новинками научно - методической литературы по теме, проходить курсы повышения квалификации, работать с методистами, накапливать свой собственный опыт работы и т.д. Однако ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, как выявить и сопровождать обучение одарённого ребёнка в условиях введения ФГОС я постараюсь.

Вся работа по развитию детской одаренности должна проводиться не хаотично, а должна быть чётко спланирована. В начальной школе работа с талантливыми детьми проводится в рамках специальной программы «Одарённые дети».

Основной целью программы является:

- выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации вышеуказанной цели на ШМО было  предложено каждому учителю для своего класса разработать индивидуальную программу развития «Одаренные дети» и работать в соответствии с данной программой в течение года.

Выявление одарённых детей, организация системной работы  с ними – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.  

Так как же выявить одарённых детей в классе?

          Конечно, абсолютных диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, тем не менее, опытный учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может определить преуспевающего, хорошо развитого и мотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами. Для выявления таких  одарённых детей диагностические  методики педагогу могут не понадобиться, потому что  их одарённость очевидна. Учащиеся с актуальной одарённостью отличаются:

- опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;

- хорошей памятью, речью;

- любознательностью;

- обладают большим словарным запасом;

- а главное то, что ответы и рассуждения таких детей отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными выводами, аргументами, умозаключениями.

Из вышесказанного можно сказать, что одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями.

Однако порой очевидные характеристики одарённости не выявляются сразу и тогда, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей. И здесь лучше не доверять только учительскому «чутью». Для этого существует множество методов: наблюдение, тестирование, анкетирование, работа с родителями,  участие в интеллектуальных конкурсах и т.п.

Изучая научно-методическую литературу, я обратила внимание на то, что исследователи, работавшие с методиками выявления одарённости ребёнка предупреждают о том, что одним тестом ответить на вопрос о наличии у того или иного учащегося характеристик одарённости сложно. Нужна кропотливая работа с личностью, её особенностями и проявлениями, в тоже время  единой комплексной диагностики, которая наверняка выявляла бы одарённого ребёнка, тоже не существует.

В процессе своей работы и я, и другие учителя начальных классов, часто сталкиваемся с характеристиками ребёнка, которые проявляются, как похожие на одарённость, но таковыми не являются.

Порой сначала младшие школьники действительно проявляют себя, как успешные, активные дети. Причиной этого является то, что родители готовят будущего первоклассника к школе, нанимают репетиторов, посещают кружки, дошкольники проходят частично программы первого класса, учатся читать и считать.  Позже в процессе обучения выясняется, что дети, которых подготовили к школе  не имеют таких же способностей, какие имеют одарённые дети к решению нестандартных задач, устойчивого интереса к изучению нового, не могут получить самостоятельно высоких результатов своей деятельности и  быстро становятся обычными детьми со средними способностями. В течение всего периода обучения важно не только продолжать выявлять одарённых детей, но и умело с ними работать.

Одарённые ученики становятся успешными в определённой сфере деятельности, если учитель правильно выстраивает систему работы по следующим направлениям: урочная, внеурочная, внеклассная работа.

Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что при обучении одарённых детей  возникают определённые трудности. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Большинству одарённых младших школьников подходят не все образовательные методики  и установки. Им очень быстро надоедают однотипные и простые способы освоения учебного материала. Им не нравится задержка процесса освоения нового на уроке по причине недостаточного усвоения  части учебного материала  другими учащимися. А призыв учителя подождать, когда напишут все или выскажутся другие дети, раздражает. Они не любят задания, которые не повышают их мотивацию на обучение, а только тормозят.

В соответствии с требованиями ФГОС в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих детей, развития их общих, универсальных способностей.

Для решения этой проблемы я стараюсь применять такие новые технологии как:

- информационные технологии;

 - метод проектов;

 - игровые технологии;

 - групповые формы работы;

 - опережающее обучение;

 - технологию проблемного обучения.

При этом ориентироваться стараюсь на «сильных» учащихся. Способные дети идут вперед, а все остальные стараются их догнать.

В свете ФГОС стараюсь использовать на уроке к организации обучения следующие подходы:

- Поручаю одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню заданий.

Нужно научить управлять  одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

- Зная, что одарённые учащиеся   быстрее, чем другие дети в классе  видят предполагаемый результат учебного труда, назначаю данных детей консультантами. Они – мои помощники на уроке.

- Учащимся с интеллектуально - академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу я часто не задаю  домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагаю выполнить творческие задания. Подготовить  самостоятельно доклад, презентацию, выступление, собрать дополнительный материал по теме и т.д.  В классе  существуют определённые требования к тому, как дети должны готовить доклады, как  должны выступать.

- Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, я стала иногда давать задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.  

- Результаты труда одарённого ребёнка обязательно  оцениваю, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение. Одарённые дети заслуживают высоких оценок, не смотря на то, что многие достижения  им даются легко.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик.

 Формы и методы проверки различны.

Одним из таких методов в начальной школе является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Для того чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную индивидуальную  работу не только на уроке, но и во внеурочное время.

Занятия во внеурочное время по свободному выбору в большей степени позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Вне урока основными формами работы с одаренными детьми в начальной школе являются:

1.Предметные  недели.    

2. Кружки «Умники и умницы», «Детская риторика», внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: фантазирование, воображение, придумывание, сочинительство, поиск дополнительной информации к заданию, используя различные источники.    

3. Участие в исследовательской работе и проектной деятельности, как в классе, так и в городе, например, «Первые шаги в науку», «Зов Вселенной», «Форум мудрецов», «Права человека глазами ребёнка» и т.д.

4.Участие во Всероссийских конкурсах,  интеллектуальных играх, викторинах.

5. Участие в олимпиадах.

6. А также составление ученического портфолио.

О «Портфолио», как технологии, которая помогает обобщить и систематизировать материалы и результаты работы с одарёнными детьми, я писала и выставляла материал на школьный сайт.

О жизнеспособности системы работы с одаренными детьми в классе и в школе можно подтвердить только наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, региональных и всероссийских конкурсов, научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

Как правило,  одаренные ребята имеют неплохие результаты  в таких Всесоюзных играх, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «КИТ», «Инфознайка», «Классики», «Зелёная математика», «Мозаика», «Путешествие с Пони» и др. И что замечательно учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, результатах, что говорит о познавательной их активности.

Как руководитель ШМО постоянно  провожу мониторинг:

- в течение учебного  года создаётся  банк данных «Одарённые дети» по начальной школе.

Как учитель стараюсь:

     - создать банк творческих работ учащихся;

     - банк тестовых заданий.

 Во внеклассной работе важно расширение количества детей, посещающих учреждения

дополнительного образования:

- музыкальные школы;

- спортивные школы;

- художественные школы;

- хоровые студии;

- детские клубы.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на

личностное развитие ребенка, является семья.

В этом направлении также составляется план работы с родителями талантливых детей.