"Адаптация первоклассников.Из опыта работы" выступление на методическом объединении учителей комплекса
статья (1 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна
В материале представлены советы по организации работы учителя в первые дни первоклассника. В первые учебные дни рекомендуется провести адаптационные занятия с первоклассниками. Задачи таких занятий:  Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе.  Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.  Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.  Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.  Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников.

Ларина О.Н., учитель начальных классов,

г.Москва

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

 Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
- Первые 2-3 недели называют
"физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

- Следующий этап адаптации -
неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает
период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной “сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно.

Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

 Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

 Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умственная готовность к школе
  • мотивационная готовность к школе
  • эмоционально-волевая готовность к школе
  • готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Первые дни рекомендуется провести адаптационные занятия.

Задачи таких занятий:

  • Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе.
  • Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  • Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  • Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
  • Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Примерные темы занятий:

  1. Знакомство с учителем и друг с другом.
  2. Школьник и дошкольник. Осознание нового статуса.
  3. Оценка.
  4. Учимся работать дружно. Навыки учебного сотрудничества.

Правила школьной жизни:

  • Не  кричи
  • Подними руку
  • Работаем дружно
  • Приветствие входящих в класс
  • Не опаздывай
  • Слушай других.

Игры и упражнения:

  • Расскажи о себе соседу, о соседе.
  • Разыскивается  - описание одноклассника. Желательны приметы – комплименты.
  • Урок или перемена? – ситуации.
  • Что в портфеле?
  • Первые оценки. Лесная школа – разные лесенки.
  • Разноцветные варежки.
  • Рисуем вместе – за один карандаш.
  • Эхо – помогите мне, пожалуйста. Умение просить о помощи!!!
  • Улыбнитесь друг другу.

Учителя и администрация к началу адаптационного периода должны изучить нормативные документы по организации работы с первоклассниками, а именно:

   * Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 года N2 408/ 13-13 "Рекомендации по организации обучения   первоклассников в адаптационный период".

   * Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях.

   Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2. 1178-02.

   В соответствии с программой адаптационного периода и этих рекомендаций строится и режим обучения первоклассников.

   Каковы же особенности организации самого процесса обучения?

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением,  связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным,  спокойным,  подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).  Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы  и т.п.

При планировании уроков в адаптационный период необходимо учитывать следующее:

-объем работы должен увеличиваться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-первоклассник способен занимать одним видом деятельности не белее 10-12 минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока;

-школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время;

-в течение одного урока необходимо провести не менее двух физкультминуток;

-актуальным видом деятельности является игра, которую следует активно включать в процесс обучения;

-необходимо индивидуально подходить к дозированию участия учителя в выполнении какого-либо задания.

- нет отметок, но есть оценивание работы.

Хорошая работа. Замечательно выполнено, Прекрасно написано, Великолепный результат. .. т.д.

Благодаря совместным действиям и усилиям учителей и родителей  в конце адаптационного периода у учащихся

   должно быть сформировано своё личное отношение к школе и учебной деятельности; выработаны  предусмотренные

   программой конкретные  учебные навыки по математике, чтению и письму; а также получены школьно значимые умения:

   умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать, способность понимать и принимать инструкцию,

   способность правильно относиться к неудаче, умение контролировать собственные действия.

  Литература

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М., 2000.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2004.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. М., 2000.
  5. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.

Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....

Мастер-класс «Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ» (заседание методического объединения учителей)

Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ  было представлено как часть заседания методического объединения учителе...