МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПАРАХ И ГРУППАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
методическая разработка (3 класс) на тему

Липаткина Елена Александровна

Наша задача - научить детей работать в диалоге, включить ребенка в совместную деятельность,  научить взаимодействовать, сотрудничать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПАРАХ И ГРУППАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Наша задача научить детей работать в диалоге, включить ребенка в совместную деятельность, научить взаимодействовать, сотрудничать. Этому и способствует организация на уроках и во внеурочной деятельности работы в группах и парах.

Цели данной работы:

- развитие коммуникативных умений – слушать и слышать, умение договориться, чтобы что-то сделать сообща, уметь донести свою позицию до других;

- развитие мыслительных операций – синтез, анализ, обобщение, умение выбрать главное, классифицировать;

- дать возможность каждому ребенку, даже самому слабому, внести свою лепту, ощутить свою значимость;

-  умение работать в команде, распределить роли.

При групповых формах работы значительно возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарища. Причем помогающий получает не меньшую пользу, т. к. активизирует знания. В ходе работы выявляется неформальный лидер.

Главными особенностями организации работы в группах являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы, а если нужно с помощью учителя;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться возможности каждого, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Существуют определенные правила работы в группе, есть различные памятки, но лучше, чтобы ребята сами их составили, опираясь на свой опыт. Пример такой памятки:

Полезные привычки при работе в группе

  1. Спокойно собираться в группы.
  2. Не покидать группу.
  3. Говорить спокойным тоном.
  4. Соблюдать очередность высказывания.
  5.  Обращаться по имени.
  6. Не размахивать руками.
  7. Глядеть на говорящего.
  8. Не обзываться.
  9. Следить за временем.
  10. Просить, если нужно, о помощи.
  11. Задавать вопросы.
  12. Описывать свои чувства и чувства одноклассников.

Желаем удачи!

После работы ребята обсуждают, что получилось, что не получилось и почему, как надо работать, чтобы достичь лучшего результата, чтобы ощутить радость от работы.

Легче начинать работу с организации взаимодействия в парах: открытие нового знания, взаимопроверка, взаимодиктант  (словарные слова, слова на изученное правило, устный счет на изученный вычислительный прием; м.б. подготовлен дома, тогда это дифференцированное домашнее задание.):

- найди ошибки в предложенном задании, исправь, объясни их соседу;

- проговорите друг другу правило, приведи свои примеры;

- из рассыпанных слов составьте предложение, поставь недостающие знаки препинания и т.д.

Примеры работы в группах.

l. Самостоятельное добывание знаний.

Русский язык. Тема: Орфограммы в корне слова.

Мы знаем, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Каждой группе дается ряд однокоренных слов с определенной орфограммой (среди которых могут быть и проверочные). Задание: понаблюдайте, что общего, как  проверить, сделайте выводы, приведите свои примеры, предложите свою графическую запись-опору. Каждая группа представляет свои результаты наблюдений. Делается общий вывод. Рассматриваются все предложенные опоры, выбирается лучшая. Аналогичная работа может проводиться и на уроках математики, например по выведению нового вычислительного приема.

Работа с текстом. Может проводиться на уроках ОМ, литературного чтения.

Каждой группе дается текст на определенную тему (это могут части одного текста). Задание: прочитать, выделить главное, приготовиться рассказать, что узнали, изобразить  в опорной схеме или рисунке. На выполнение задания отводится определенное время. После выполнения задания каждая группа выступает поочередно. Другие внимательно слушают, готовятся задавать вопросы. Итог: что узнали нового?

ll. Уроки обобщения изученного.

Русский язык.  Имя прилагательное.

Каждой группе дается стихотворение с пропущенными им.прилагательными.

Например: Дымкой ____________   __________ тумана

                   Улиц даль окутана слегка.

                    В бирюзе __________ экрана

                    Ватой __________ клубятся облака.

                    Брызжет солнце _____________ каскадом

                     На дома, на улицы, сады.

                     Утро ___________ встает над Ленинградом

                       _____________, __________ красоты.  

Задание: вставьте пропущенные им.прилагательные, не забудьте о грамотном написании падежных окончаний. Каждая группа читает получившееся стихотворение, проверяются окончания. Выбирается лучшее, объясняется почему выбран именно данный вариант. Сравнение с авторским текстом. Почему именно такие слова подобрал автор?

Хорошая работа по обобщению – подготовить для другой пары или группы вопросы по изученному материалу, составить диктант, проверочную работу, устный счет и т.д. Это помогает детям активизировать свои знания, обобщить их, лучше усвоить, научиться применять на практике.

lll. Интегрированные уроки.

Литературное чтение – технология. Туве Янссон «Шляпа волшебника» - работа с пластилином, лепка.

Работа в тетради на печатной основе – описание и характеристика героев. Лепка – иллюстрация выбранного эпизода. Итог: презентация работы, пересказ изображенного эпизода, выставка работ.

ОМ – ИЗО (технология). Аппликация или рисование сигнальных карточек, условных обозначений и т.п.

Очень важны по окончании работы самооценка и самоконтроль. Дети ответят себе на вопросы:

Что у нас получилось?

Что у нас не получилось?

Что нам нужно сделать, чтобы стало лучше и все получилось?

Чему можем порадоваться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в парах:" Знакомство с буквой Ж"

разработка урока с организацией работы учащихся в парах сменного и постоянного состава...

Работа в парах и группах на уроках литературного чтения.

Работа в парах и группах на уроках литературного чтения. В статье я рассказалах о приёмах и методике работы с детьми ОВЗ на уроках чтения. Данная методика помогает увеличить интерес учащихся к чтению,...

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Методическая разработка по ФГОС "Организация работы в парах"

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других областях  жизни общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образовани...

Организация работы в парах на уроках в начальной школе.

Главным полем деятельности по использованию современных методик является урок, на котором просматривается та или иная педагогическая технология, методика. Идеальной формой для сотрудничества и взаимоп...

Задания для работ в паре и группе

Задания для работ в паре и группе...