Программа работы по теме самообразования
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Программа работы по теме самообразования

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №31 имени А.П.Жданова»

Явкиной Валентины Алексеевны

       Тема школы: Развитие мотивации деятельности обучающихся как средство повышения качества обучения и воспитания.

Тема самообразования: Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников

 Цель:

Изучить современные подходы к развитию речи младших школьников, для того, чтобы помочь реализовать потенциал речевых возможностей ребёнка и исключить однообразность, фрагментарность и суету в организации речевого творчества  в начальной школе.

Задачи:

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта работы по вопросам психолого-педагогического консультирования и методического сопровождения семей по интересующему вопросу.

2. Создать продуманную, без занудства и скуки систему работы в организации систематических занятий по развитию речи.

3.Создать оптимальные условия для творческого самовыражения учащихся, тем самым, способствуя развитию коммуникативных,  интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.                                                                         

4. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем, возникающих в развитии, воспитании и обучении детей.

5.  Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

 

Перечень вопросов по самообразованию:

·         изучение психолого-педагогической литературы;

·         анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

·         продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

·         планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

·         формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

·         развитие  коммуникативных,  интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;                                                                        

·         повышение качества преподаваемых предметов;

·         участие в педсоветах,  семинарах,  в работе МО учителей начальных классов;

·         умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсоветах, мастер- класс, участие в конкурсах, открытые уроки.            

Срок реализации темы: 2013 – 2018 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы по теме самообразования

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №31 имени А.П.Жданова»

Явкиной Валентины Алексеевны

       Тема школы: Развитие мотивации деятельности обучающихся как средство повышения качества обучения и воспитания.

Тема самообразования: Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников

 Цель:

Изучить современные подходы к развитию речи младших школьников, для того, чтобы помочь реализовать потенциал речевых возможностей ребёнка и исключить однообразность, фрагментарность и суету в организации речевого творчества  в начальной школе.

Задачи:

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта работы по вопросам психолого-педагогического консультирования и методического сопровождения семей по интересующему вопросу.

2. Создать продуманную, без занудства и скуки систему работы в организации систематических занятий по развитию речи.

3.Создать оптимальные условия для творческого самовыражения учащихся, тем самым, способствуя развитию коммуникативных,  интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.                                                                          

4. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем, возникающих в развитии, воспитании и обучении детей.

5.  Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • развитие  коммуникативных,  интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;                                                                        
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсоветах, мастер- класс, участие в конкурсах, открытые уроки.             

Срок реализации темы: 2013 – 2018 год.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I этап

Диагностический

Литература

1. М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников».

2.Г.Н. Афонина «Уроки развития речи».

3.Е. О. Галицких «Размышления о практике педагогических мастерских».

4.А.А. Окунев «Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы».

5. О.Н. Козак «Простые словесные игры».

6. Н. Винокурова  «Подумаем вместе».

7. С.Ю. Афонькин «Учимся мыслить логически».

8. А.И. Молоткова  «Фразеологический словарь русского языка».

9. Н.М. Шанский «В мире слов».

10. В. Волина «Учимся играя».

11. В. Волина «Игры со словами».

12. Т.А. Фотекова Диагностика устной речи младших школьников

13. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.

14. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

15. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.

2013

II этап

Прогностический

 1. Составление и проведение  анкетирования, проективных и психолого-педагогических диагностик  с родителями и детьми:

а) исследование сенсомоторного уровня речи

б) исследование навыков языкового анализа

в) исследование сформированности грамматического строя речи

г) исследование словаря и словообразовательных процессов

д) исследование понимания сложных логико-грамматических отношений

е) исследование сформированности связной речи

2013-2018

Наблюдение и отслеживание динамики речевого развития и оценки эффективности коррекцион-ного воздействия

III этап

Практичес-кий

Формирование методического комплекса:

1. Копилка фразеологизмов «С головы до пят», «Фразеологический зверинец».

2.Лексические игры

«Пословицы шутят», «Пословица недаром молвится»

3.Проведение совместных с родителями встреч «Литературная гостиная»

Выступления на  городском семинаре 

«Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе».
В   работе  используются  
цифровые  образовательные  ресурсы:

http://www.zavuch.info (распространение опыта, участие в профессиональных конкурсах)

http://www.proshkolu.ru (распространение опыта)

http://www.umk-garmoniya.ru

http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support (электронное сопровождение к урокам)

http://www.umk-garmoniya.ru/about (тематическое планирование, методические рекомендации)

http://viki.rdf.ru

http://shkola-abv.ru

http://www.solnet.ee

http://festival.1september.ru/– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Начальные классы

Участие  в профессиональных сетевых сообществах

http://www.proshkolu.ru (распространение опыта)

http://www.umk-garmoniya.ru  (общение с участниками  сообщества,  передача  опыта в сфере обучения и воспитания  и  изучение опыта коллег, внедрение в  практическую деятельность)

2014 - 2018

IV

Обобщающий

2013- 2014г. Участие в работе городского  МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. (В рамках ШСП, свидетельство)

2013 г., открытый урок по русскому языку «Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных» в рамках городского семинара ШСП

2013 г., открытый урок по русскому языку «Правописание безударных личных  окончаний  глагола»

2013 г.,  II Всероссийская заочная НПК «THE ЕRUDITE» 3 место

III городская НПК проектно-исследовательского общества «Юные творцы» 2 место

2013-2018

V

Внедренчес-кий

Публикации:

2013 г., Всероссийский конкурс с международным участием «Учитель начальных классов – 2013» сертификат

2013 г., Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка – 2013» сертификат

2014г., II межмуниципальные педагогические чтения «Я помогу тебе построить мир», разработка авторского урока в секции «Урок – событие – ресурс для изучения всемирного культурного наследия», сертификат.

В ходе дальнейшей педагогичес-кой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Работа по теме самообразования. "Внедрение ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы"

Данный педагогический проект включает теоретическую основу процесса информатизации образования, общую характеристику информационных технологий, что представлено на основе анализа и сбора информа...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Работа по теме самообразования: "Игры на уроках как средство при введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс".

Применение игрового метода на уроках и во внеурочное время на протяжении 24  лет, позволило:  - повысить заинтересованность детей к урокам...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...