Использование интегрированных проектов в начальной школе
статья на тему

     Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

   Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать  интегрированный проект.

   «Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

Чем же они так хороши ?

  1. «Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого».
  2. «Широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников».
  3. «Развивается умственная деятельность».
  4. «Появляется желание учиться».
  5. «Формируются положительные нравственные качества».

      С психолого-педагогической точки зрения интегрированные проекты способствуют активизации познавательной деятельности школьников, стимулируют их познавательную активность, являются условием успешного усвоения учебного материала.  

    В последнее время в начальных классах особое внимание уделяется интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.  Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель . Современной наукой установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы.

        Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.

    При реализации  интегрированных проектов дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Меня всегда волновал вопрос «Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции.

    Как вести работу по созданию интегрированных проектов?

Предлагаю такой путь:

    1. Выделить в программе по каждому предмету сходные или единые темы, продумать общее и различное в раскрытии этих тем; связи, противопоставления; провести сопоставление. Это потребует перестройки последовательности и почасовой разбивки программы.

    2. Определить, как будет проходить интеграция: эпизодически; на определенном этапе обучения (тема, раздел).

    3. Затем можно планировать полную интеграцию, что позволит установить смысловое соответствие при центральной идее, просматривающейся по всему объёму учебного материала каждого отдельного предмета, даст свободу объединения тем, перераспределения часов внутри общего курса.

   За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков зависят от многих условий.

Всё это ведёт к повышению роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

   Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

    В свою очередь интегрированные проекты позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

   Интегрированные проекты снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

   Интегрированный проект требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. . Интегрированные проекты в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

   Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

     Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Необходимо вызвать у детей интерес к работе над  проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко .
   В качестве примера расскажу о работе над групповым исследовательским интегрированным проектом «Жизнь древних славян ». Над проектом работали ученики 3 класса.

 Реализация проекта.

Во время стартовой презентации проводится анкетирование учащихся, обсуждается основной вопрос проекта  «Похожа ли жизнь наших предков, древних славян, на нашу жизнь?»  На этом этапе определяется уровень компетентности и недостающие знания, оценивается понимание учащимися основного вопроса, намечается план взаимодействия групп.

Определяются начальные знания, умения, навыки, необходимые школьникам для  участия в проекте - навыки поиска источников информации, умение читать и понимать художественный и познавательный текст и излагать текст простым языком; иметь первоначальные навыки работы на компьютере.  

Задания группам ориентированы на разные группы : «Группа географов» , «Группа» этнографов, «Группа религоведов». По мере создания печатных материалов, рисунков, фотографий они вывешиваются в определенном месте – на большой стене в коридоре. С каждым днем коллаж разрастается, привлекая внимание не только младших школьников, но и учеников среднего и старшего звена. Вскоре на стене нет свободного места. На переменах у нашей стены толпятся дети и родители, с интересом разглядывая выставки, обсуждая их, внося дополнения.

Продукт.

Идеальный продукт:

  1. Дети в процессе самостоятельного поиска информации получили углубленные знания о жизни древних славян.
  2. Повысилась мотивация к дальнейшему изучению истории России.
  3. Учащиеся выступили активными участниками коллективного творческого дела,  при этом повысилась их самооценка, произошло развитие творческих способностей.
  4. Приобретены или усовершенствованы  проектные умения: планирование, поиск и обработка информации, презентационные умения и др.
  5. Родители школьников оценили важность изучения детьми исторических событий, выразили готовность участвовать в коллективной проектной деятельности.

 Материальный продукт:

  1. Мультимедийные презентации по теме.
  2. Информационные тексты, рисунки, сочинения, объединенные в папку (их можно использовать в учебном процессе на уроках музыки, истории, литературного чтения, а также на классных и информационных часах).
  3. Выставка материалов проекта для всеобщего обозрения в течение месяца до и после проекта

   И дети не подвели, справились с поставленными задачами. Опыт нашей работы подтверждает известную истину: увлеченность, заинтересованность общей идеей, вера в конечный успех, формируют у участников проекта такие качества, как взаимовыручка, чувство ответственности.

   Для малышей это был первый опыт самостоятельной исследовательской работы. Была проделана серьёзная аналитическая работа. Ребята прочитали огромное количество справочной, исторической литературы. Детьми был собран обширный дидактический материал. Дети могли сравнивать, находить сходства и различия, искать взаимосвязи, обобщать.

        Интегрированные проекты в нашей школе становятся уже традиционными. Это не только проекты в которых принимают участие учащиеся какого – то одного конкретного класса. Нашими педагогами были разработаны и реализованы такие интегрированные проекты как «Бородино – поле русской славы» «Хакасия – моя малая Родина», проект посвященный Великой Отечественной войне.
   Таким образом, групповой исследовательский интегрированный проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе

Литература: (Слайд 10)

  1. Горина Л.В., Морозова Е.Е. «Музыка на уроках естествознания» // Начальная школа, 2003, №10, стр. 85.
  2. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
  3. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
  5. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.
  6. Потапова Е.Н. «Радость познания», М. Просвещение, 1990.
  7. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения», М. Просвещение, 1993.
  8. Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78.
  9. «Завуч» 2002, №5.
  10. «Мир школы», 2002, №2.
  11. «Специалист», 2002, №3.
  12. «Учительская газета», 2003, №3, №4, №5, №6, №8, №9.
  13.  Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. –1991. – № 8. – С. 48–51.
  14.  Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М. : Институт пед. инноваций. – 1996. – № 3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

«Использование метода проектов в начальной школе»

статья «Использование метода проектов в начальной школе»...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Интегрированные проекты в начальной школе (из опыта работы)

Интегрированный проект "Научим друг друга" включает следующие проекты: 1) "Фруктовый фейерверк"2) Картофельный банкет; 3) "Чай, чай, чай"; 4) "Моя Родина - Россия (н...