Урок по Л.Занкову
методическая разработка на тему

Урок по Л.Занкову

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_zankovu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

(из опыта работы)

                                             Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

 

Система Л.В. Занкова за годы работы по ней не утратила для  меня привлекательности, поскольку её учебно-методический комплекс дает возможность личностно ориентированного обучения, развивает мыслительные, творческие способности учащихся, делает обучение желанным и привлекательным как для всего класса в целом, так и для каждого ученика в отдельности.

Одна из задач моей педагогической деятельности - научить детей выбирать необходимые средства для решения учебной задачи, формировать способность к самообразованию. Слово «ребенок» (а не просто «личность») является ключевым в системе Л.В. Занкова. Урок строится «от ученика». Дети могут обсуждать вопросы, которые учитель и не запланировал. Поле для диалога открыто, жизнь детей на уроке - это вся палитра эмоций, кроме страха. Учитель и ученики открыты в общении, руководящая роль учителя заключается в том, чтобы найти способы пробуждения мысли детей. Л.В. Занков обращал внимание, прежде всего, на важность богатого внутреннего состояния учителя и учеников в процессе обучения. «Мы всячески поощряем живые человеческие беседы учителя с ребятами на уроке и не боимся терять на это время, и мы хотим, чтобы это была жизнь школьника вместе с учителем» [4]. Кредо дидактической системы Л.В. Занкова — «жизнь на уроке» — «следует понимать в смысле духовной жизни школьника — его мысли, чувства, стремления. Духовная жизнь может быть интенсивной, богатой, разносторонней, а может быть бедной, вялой, однобокой» [3].

Как грамотно, соблюдая цели и задачи дидактической системы Л.В. Занкова, организовать работу детей на уроке? Мне думается, прежде всего, важно «разговорить» детей. Каждый раз, набирая первый класс, начинается  работа над решением этой проблемы. Нелегко научить детей вступать в диалог, не бояться неправильных ответов, высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, составлять план действий. Это требует от учителя большого терпения, такта, использования любых возможностей урока, любого языкового материала для создания атмосферу благоприятного микроклимата, доверительного отношения ученика к учителю. На каждом уроке важно расширять поле для активной творческой мыслительной деятельности.

На уроках правильнее не давать детям знания в готовом виде, а направлять их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если на занятии дети открывают для себя что-то новое, значит, цель урока достигнута, ведь творчество - понятие условное, это не обязательное открытие чего-то нового, а открытие чего-то относительно нового для данного субъекта. Ребенок должен сам хотеть, сам думать, сам делать, тогда он может стать творцом.

На уроках хорошо давать такие задания, чтобы у учеников    появилась самостоятельность в выборе действий – каждый идет своим путем, что дает пищу для рассмотрения разных способов решения. Любознательность как одна из составляющих творческих способностей всегда присутствует на уроках: дети хотят узнавать что-то новое, задают вопросы учителю, друг другу, пытаются найти ответы в словарях, энциклопедиях. Большинство ребят в классе умеют отстаивать свою точку зрения, используя веские аргументы и доказательства.

Система Л.В. Занкова рассчитана на СОтворчество, СОтрудничество, СОпереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим. Дети должны делать самостоятельные открытия, это вызывает у них духовный подъем, укрепляет их веру в свои силы, повышает интерес к учению. Ученик утверждается в том, что у него получается, он сам может.

Одной из первых ценностей для учащихся занковских классов является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. Радость творчества, атмосфера взаимного уважения и доверия, свободное общение учителя с детьми, стремительное расширение познавательных интересов и речи учеников - вот принципы, на которых строятся уроки. На них дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, результативность обучения проявляется в способности школьников самостоятельно мыслить, вести диалог на уроке, в общительности, жизнерадостности.

Одним из путей организации учебной деятельности на занятии является варьирование меры помощи сильным и слабым детям. Процесс обучения организуется так, что ребенок имеет право свободного выбора учебного задания. Этот прием назван Ю.Н. Вьюнковой «полем свободы» [1]. В курсе развивающего обучения, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности, характер заданий меняется: упор делается на частично-поисковые, творческие задания, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, с опорой на ранее полученные знания с обсуждением различных возможных способов действий, с отыскиванием нескольких возможных решений.

Результатом использования технологии развивающего обучения Л.В. Занкова является высокий уровень познавательной активности, инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество учащихся. Переходя в среднее звено, ребята отличаются от сверстников умением мыслить, рассуждать, отстаивать свою позицию. Они безболезненно и быстро адаптируются в новых условиях, легко общаются с учителями и ровесниками.

Кроме того, результативность обучения детей по занковской системе выражается и в том, что растут дети «другого формата»: инициативные, стремящиеся к свободному выражению своих мыслей, умеющие слушать, принимать чужую точку зрения, распределять роли при работе в группе. Они способны рассуждать и обосновывать свои рассуждения, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Дети отличаются своим общим развитием: выпускник-занковец стремится к добыванию знаний с помощью собственных усилий, ему присуща способность к рефлексии, способность заглянуть в самого себя, доброжелательность, активность, жизнелюбие, что говорит о сформированном отношении к себе как к ценности.

Каким же должен быть учитель, занимающийся по системе Л.В. Занкова? Прежде всего, энтузиастом, имеющим хорошую методическую подготовку, знающим детей, учителем-исследователем, владеющим психологическими знаниями, необходимыми навыками, которые перечислял еще Л.В. Занков [2]:

  1. Не вести ребенка за руку в решении проблемы — дать поле свободы.
  2. Уметь организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
  3. Уметь выслушивать каждого: дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказаться по своей инициативе.
  4. Владеть активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), так как они эффективны для развития творческого потенциала детей.
  5. Уметь быть равноправным партнером, избегать роли лектора.
  6. Уметь видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель ценит их достоинства независимо от учебных успехов.
  7. Уметь поощрять детей к свободному проявлению чувств.
  8. Стремиться поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.

        Главная мысль системы развивающего обучения Л.В. Занкова - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что такой способ обучения не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Литература

  1. Вьюнкова Ю. Н. Мастерство и педагогическая техника учителя в системе развивающего образования // Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. М.; Самара, 2001
  2. Горбилева А. Я., Нагорнов Н. В. Особенности организации обучения по методике Л. В. Занкова // Новое время — новая дидактика. М.; Самара, 2001.
  3. Занков Л. В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах)

// Избранные педагогические труды. М., 1990.

  1. Занков Л. В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование

// Избранные педагогические труды. М., 1990.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова

Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой,  вызывает  у детей положительные эмоции, воображение, фантазию, формируеть навык грамотного, внимательного чтения,...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Календарно-тематическое пдланирование уроков по системе занкова

развернутое календарно-тематическое планирование уроков по азбуке,литературе,русскому языку,математике.окружающему миру по системе Занкова...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

презентация "Реализация ФГОС на уроках по системе Занкова"

Методический семинар для учителей, работающих по развивающей системе Занкова...