Диагностика качества обученности детей в Начальном моделировании.
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Прима Игорь Кондратьевич

Диагностика качества обученности детей в Начальном моделировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика качества обученности детей старшего школьного возраста.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги

Диагностика качества обученности детей старшего школьного возраста.

 (Методическая  рекомендация)

Автор:

И.К. Прима, педагог

дополнительного образования

Юрга 2015

Автор:

Прима И.К., педагог дополнительного образования МБОУ ДО

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

Методическая рекомендация «Диагностика качества обученности детей старшего школьного возраста» предназначена для педагогов, работающих по программам технической направленности. Рекомендация разработана для пополнения УМК  по реализации программы «Начальное техническое моделирование»

Содержание

Введение……………………………………………………………..  3

Виды диагностики качества обученности детей………………….. 5

Виды критериев освоения обучающимися содержания

дополнительной образовательной программы……………………13

Заключение………………………………………………………….17

Литература…………………………………………………………..18

Введение

Дополнительное образование – это личностно – ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка на основе его индивидуальных природных особенностей.

Личностно – ориентированное образование предполагает признание приоритета развивающейся личности (ребенка и педагога) перед всеми другими задачами. Большое внимание в дополнительном образовании уделяется формированию способности к самооцениванию у детей – как важнейшей составляющей самообучения, сотрудничества педагога и обучающегося. Задачи педагога, на мой взгляд, заключаются в том, чтобы:

- помочь ребенку осознать свои возможности, повысив его самооценку,

-создать условия для их оптимального развития,

-привести в действие механизмы стимулирующие саморазвитие личности.

В начале каждого учебного года идет набор детей в группы творческого объединения по интересам, способностям. Обучение в творческом объединении предполагает проявление детьми желания научиться чему-нибудь, нестандартного подхода к решению поставленных проблем, стремлению к самосовершенствованию и саморазвитию. Однако все дети разные, с разным творческим потенциалом и способностями, которые раскрываются в разное время и по-разному. Чтобы ребенок мог успешно развиваться, получать необходимые ему знания и умения, чувствовать себя социально значимым ему необходима помощь педагога.

Основной целью  педагогической деятельностью ставится создание условий для развития психологических особенностей ребенка с учетом его возрастных особенностей.

    Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование не ограничивается одной лишь отметкой, а включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика.

Суть и содержание диагностики предметной  обученности  становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации об образовательных результатах — все участники образовательного процесса: учителя, ученики и их родители.

Диагностика качества обученности детей по образовательным программам в учреждениях дополнительного образования  проводится у всех педагогов по-разному в силу своей специфики содержания работы с обучающимися.  

Исходя из многолетней практики работы в учреждении дополнительного образования, следует отметить то, что, как правило, на практике применяются следующие виды проведения диагностики знаний, умений и навыков с целью определения качества обученности детей по дополнительным общеобразовательным программам.

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере приравнивать к качеству творческих достижений обучающихся. Поскольку диагностирование творчества крайне затруднительно и имеет явный субъективный оттенок, то речь идет, прежде всего, о выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

Виды диагностики качества обученности детей:

·       входная  - проводится в начале года с целью выявления исходного состояния уровня подготовки обучающихся, начального уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) по конкретному виду деятельности;

·       текущая  -  проводится в середине учебного года,  с целью определения степени усвоения детьми учебного материала, выявлению отстающих и опережающих обучение.     С целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

·       итоговая  – проводится в конце года с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков по конкретному виду деятельности.

  На основании проводимых видов диагностик, педагог получает анализ результатов своей деятельности и возможность коррекции дальнейшей  работы для более успешного освоения каждым ребёнком дополнительной общеобразовательной программы,  развития его творческих и личностных способностей.

  1. «Путешествие по стране Знаний»

     Конкурсы в рамках недели диагностики «Путешествие по стране Знаний»- это мероприятия, к которым очень серьезно готовятся как педагоги, так и сами ребята. Ребятам предоставляется возможность показать всё, чему они научились, как они владеют теорией и умеют ее воплощать в практических заданиях.

Данные мероприятия могут проводиться в различные дни недели, в зависимости от количества групп обучающихся у педагога, т. е. диагностирование проводятся  с каждой группой детей в отдельности. Название «Недели…» неслучайно, так как дети совместно с педагогом отправляются  путешествовать в далёкий путь по стране Знаний, где пройдя через различные препятствия или этапы конкурса, они добывают «волшебные ключики» – «знания», «умения», «навыки», которые им необходимы будут на всём  пути их  жизненного роста.

     Результаты этих конкурсов показывают, насколько эффективно, результативно и плодотворно работает каждый педагог, насколько приобретенные навыки детей, соответствуют тем умениям, которые заложены в  дополнительной образовательной программе.   Многие конкурсы предусматривают очень зрелищные, яркие, творческие этапы.

     Цель проведения данных конкурсов - текущее диагностирование обучающихся, закрепление и проверка знаний, умений, навыков в более комфортной обстановке по определенным видам деятельности,  а также повышение уровня профессионального мастерства педагогов, включения  их в творческий поиск форм и методик проведения педагогического контроля и анализа результатов своей деятельности.

      Организация конкурсов в рамках «недели  диагностики» - это конец января, начало февраля,  т.к. обучающиеся изучили достаточное количество учебного материала, сформировался достаточный уровень знаний и навыков по определённым темам программы.

      Педагогам предлагается следующий алгоритм подготовки к  проведению недели диагностики «Путешествие по стране Знаний», который включает в себя несколько этапов: подготовительный, непосредственное проведение конкурсов и подведение итогов (анализ  и обсуждение результатов), определение перспектив дальнейшей работы педагога с детьми по своей образовательной программе.

Что же включает в себя подготовительный  этап?

За 1,5 месяца до начала недели диагностики педагогам необходимо рассмотреть  следующие вопросы:

  • определить форму проведения  диагностических мероприятий (в данном случае - конкурс);
  • какова цель проведения диагностических мероприятий, какие задачи ставит педагог перед собой и детьми;
  • какое содержание отобрать из усвоенного детьми материала для проверки их обученности по  дополнительной общеобразовательной  программе;
  • разработать разно уровневые задания, соответствующие уровню полученных знаний, умений и навыков, а также общему развитию детей данного возраста;
  •   продумать формы организации детей на различных этапах конкурса и  при выполнении заданий (индивидуальная, групповая и т.д.);
  • разработать сценарный план
  • подготовить необходимое оборудование на каждого ребёнка, наглядные и раздаточные материалы, инструменты, технологические карты, тесты, листы-задания и т. д.;
  • разработать  систему оценивания ЗУН детей, критерии оценивания каждого этапа конкурса;

        Третий этап. Подведение итогов (анализ и обсуждение результатов, определение перспектив дальнейшей работы педагога с детьми по своей образовательной программе).

       Очень важным этапом в подготовке и проведении конкурсов является именно анализ.

Анализ конкурса включает в себя следующие пункты:

  1. Общая характеристика мероприятия.
  2. Анализ подготовки процесса мероприятия.
  3. Познавательная ценность мероприятия.
  4. Эмоциональная насыщенность мероприятия.
  5. Воспитательная эффективность мероприятия.
  6. Результативность мероприятия.
  7. Педагогические выводы и предложения.

        Только проведя глубокий и всесторонний анализ конкурса можно оценить его результативность, успешность, и его значимость в образовательном процессе. Благодаря анализу вносятся корректировки в условия и правила проведения мероприятия, что позволяет педагогам проводить следующие конкурсы на более высоком уровне.

        После проведённого анализа конкурса педагог определяет сформированный уровень обученности по данному виду деятельности:

·   просматривает все результаты выполненных заданий каждого ребёнка;

·   по разработанной системе оценивания ЗУН обучающихся определяет на каком уровне по сформированным знаниям и умениям находится ребёнок;

·    заносит все результаты в отчёт;

·   намечает дальнейшие пути работы с каждым ребёнком по образовательной программе.  

     Данная форма организации образовательного процесса в рамках проведения диагностики качества обученности позволяет детям показать сформированные знания, умения в  интересной  для них форме, а педагогам в непринужденной для детей обстановке проверить качество обученности.

  1. Бланк карты уровня ЗУН за истекший учебный год.

Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).

Структура вопросов:

Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.

Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.

Пункты 5, 6 – опыт творчества.

Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.

Процедура проведения:

Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.

Обработка результатов:

Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

Хорошо известно, что дети приходят и начинают заниматься в творческом объединении по разным причинам, и не всегда заинтересованы в этом сами. Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу – его природными склонностями, установкой, идущее от родителей или друзей, в начале он имеет общий характер, например ребенок, хочет выжигать красивые картины, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат. Регулярные занятия, сопряженные с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (они перестают посещать занятия), а другие наоборот стремятся полнее освоить выбранный ими вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышения уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Поэтапное планирование ожидаемого результата – своего рода «ступеньки» - и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематических занятий будет усилен «подключением» сознания ребенка, его желанием подняться еще на одну ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно; от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию.

  1. Анкета обучающегося в объединении.

Уровень интереса детей к занятию можно проследить при помощи анкетирования, например:

____________________________________________________________________

Что тебе меньше всего понравилось?_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Закончи предложения:

Я узнал/а___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Еще я хотел,/а бы узнать____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Закончи предложение:

На занятии я узнал/а_______________________________________________

Диагностика проводится по индивидуально составленному плану оценки знаний, умений, навыков, регламентируемых программой, мотивационного настроя ребенка, развития его личностных качеств.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

  1. Методика «График моих достижений»

Данная методика позволяет сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программы.

 По окончании учебного года кружковцам предлагается представить на системе координат в виде графика:  -динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении.  оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании. На вертикальной шкале отмечается уровень достижений и интереса, на горизонтальной – временные показатели. Установлены условные показатели уровней достижений и интересов: минимальный – 0, максимальный – 10. На основании индивидуальных графиков может быть составлен график, отражающий совокупность изучаемых показателей у данной группы детей. Сводный график изменения уровня достижений может сопоставляться с индивидуальными графиками.

  1. Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, то, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:  

Учебным (фиксирующим предметные и обще-учебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы.

Личностным  (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной).

  1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________ Возраст___________________________________________________________ Вид и название детского объединения____________________________________________

 Ф. И. О. педагога___________________________________________________________Дата начала наблюдения________________________________________________________ Сроки диагностики

Показатели

Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения

 Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. Года

  1. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля Самоконтроль
  2.   Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
  3.   Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества
  4.  Личностные достижения обучающегося.

(Блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.)

Виды критериев освоения обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Обобщив изложенные в педагогической литературе подходы к определению критериев к оцениванию результативности деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей, можно выделить несколько  наиболее существенных параметров.

1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;
  • степень применения знаний на практике;
  • умение анализировать;
  • характер участия в образовательном процессе;
  • качество детских творческих «продуктов»;
  • стабильность практических достижений обучающихся.

2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:

  • текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;
  • положительные мотивы посещения занятий;
  • осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;
  • оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;
  • наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

3. Личностные достижения обучающихся.

Диагностика личностных достижений обучающихся – наиболее трудный аспект оценивания.

Критериями данного параметра могут стать:

Направленность динамики личностных изменений.

Здесь показателями являются:

  • характер изменения личностных качеств;
  • направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;
  • адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.

Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности).

Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели:

  • характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе;
  • характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом,
  • культура поведения обучающегося;
  • адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;
  • освоение обучающимися культурных ценностей.

Творческая активность и самостоятельность обучающихся.

Показатели степени творческой активности:

  • владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;
  • настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);
  • эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;
  • способы выражения собственного мнения, точки зрения;
  • количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений;
  • желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения;
  • степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
  • динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;
  • разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,
  • удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

  1. Разнообразие умений и навыков

 Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

  1. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур,  определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует спе- циальными терминами, не использует дополнительную литературу. Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные оп- ределения.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к само- стоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

 Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений

    Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе города, области.

  Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

  Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри    кружка.

  1. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, вырази- тельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Заключение.

Хорошо известно, что дети приходят и начинают заниматься в творческом объединении по разным причинам, и не всегда заинтересованы в этом сами. Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу – его природными склонностями, установкой, идущее от родителей или друзей, в начале он имеет общий характер, например ребенок, хочет выжигать красивые картины, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат. Регулярные занятия, сопряженные с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (они перестают посещать занятия), а другие наоборот стремятся полнее освоить выбранный ими вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышения уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Поэтапное планирование ожидаемого результата – своего рода «ступеньки» - и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематических занятий будет усилен «подключением» сознания ребенка, его желанием подняться еще на одну ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно; от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию.

Список литературы

1. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 111 с.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. Диагностика в ДОУ: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271с.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.

5. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.  238с.

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

7. В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы.  Школьные технологии, №1-2, 1999 г. с. 213 – 219.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема «предложение» в классе VIII вида (1 уровень) в период обучения детей в начальной школе.

Анализ программы по русскому языку для детей, обучающихся в классах VIII вида....

Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе

Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе...

Педагогическая диагностика успешности обучения детей

Педагогическая диагностика успешности обучения детей...