Работа в малокомлектных классах
статья на тему

Мухаметкулова Эльвера Сагитовна

 статья о том ,как работаю в малокомплектных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx343.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Статья

                  Работа в малокомплектных классах

                                                       Учитель начальных классов МОБУ СОШ села    

                                                                             Староиликово муниципального района

                                                                   Благовещенский район республика Башкортостан

              Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои
специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.

Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс – комплект. Это одно из основных
обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно – воспитательного процесса. Без сомнения она отличается
от организации учебного процесса в обычном классе. Малокомплектные школы
порождают большие педагогические проблемы. На мой взгляд, одна из самых
главных трудностей, с которой встречаются педагоги - это отсутствие чётких
методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных
условиях. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы
самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает
обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребёнка.

Сложность работы  учителя обусловливается тем, что ежедневно приходиться готовить 8 – 12
уроков, распределять внимание между двумя – тремя классами.
У учителя в таком классе не только должна быть хорошая научно –
теоретическая и методическая подготовка, но и высокие коммуникативные способности, мобильность, хорошая психологическая подготовка, наличие
проектировать и реализовывать
различные межвозрастного взаимодействия.
Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе
определяются условиями: замкнутый социум, сложившиеся отношения между людьми, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более
низкий образовательный уровень населения. Дети, растущие в сёлах, более воспитаны жизнью. Они отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью.

Обучение и воспитание детей в малокомплектной школе - дело
чрезвычайной сложности. Во-первых, ежедневно учителю, работающему в ней,
в зависимости от наличия одного или двух комплектов, нужно подготовиться и провести 8 или 12 уроков. Во-вторых, каждый урок представляет собой по
существу два (три) урока, сведенных в один общим помещением, общими временными границами в 45 минут. Соответственно, учителю на уроке
необходимо несколько раз перестраиваться на занятия то с первым, то со вторым, то с третьим классом, правильно распределять время между учащимися всех классов, чтобы объяснить новое, закрепить изученное, опросить учеников, оценить их знания, разъяснить домашнее задание
Для учащихся обучение в таких условиях также связано с определенными трудностями, вызванными работой других классов: необходимостью сосредоточиться на своем задании при запредельных звуковых раздражителях;
не слышать ответы учеников и слов учителя, не относящихся к себе, и в то же
самое время уловить оттенок обращения к своему классу; не видеть
предлагаемых другим классам картин и таблиц и т.д.

Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной
школе должны стать:
*мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения
(ученик учится сам, учитель помогает ему);
*активная позиция ученика: он не только получает знания, но и
обучается способам добывания знаний;
*увеличение индивидуального общения учителя с учеником;
*создание условий для самоорганизации учебного процесса
(планирование, дозирование объема школьных и домашних
заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
*более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
*всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие
старших в обучении младших;
*привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным
процессом.

Проводить уроки одновременно с двумя, тремя классами, где в
комплекте есть первоклассники, очень сложно, т.к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.

Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д. Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что
оправдывает себя однопредметное расписание.

Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:
учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников
с одного вида занятий на другой;
осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов;
уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным
руководством учителя, развивать активность учащихся;
учитель имеет возможность создавать условия для речевого
развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной
деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие
годы (особенно на однотемных уроках), использования
современных образовательных технологий.


Основное отличие урока в малокомплектной школе:
класс разновозрастный; предметов на одном уроке может быть несколько;
учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе.
Эти особенности обуславливают его сложности и особенности урока к малокомплектной школе. Детям необходимо овладеть такими умениями, как:
сосредоточиваться на выполнении задания;

 не слушать объяснений учителя для другого класса;

не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный не слушать ответы учеников другого класса; б

ыстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним, и т.д.

работа под руководством учителя;
самостоятельная работа учеников.
В сумме они занимают около 80-90% всего времени.
Под руководством учителя и при его непосредственном участии
осуществляются: некоторые подготовительные упражнения;
объяснение нового материала на основе предшествующей
самостоятельной работы; беседы-изложения нового материала;
объяснения, рассказы, инструктажи; первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала; диагностика уровня обученности; контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
показ рациональных приемов применения знаний; тематическое обобщение материала.
В условиях работы с двумя-тремя классами у учителей остро стоит
вопрос о правильном распределении и использовании времени. Рациональное использование каждой минуты - одно из условий эффективности урока

 

     Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого пед. внимания".

     Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание.

 Например:

    На уроках русского языка общими могут быть:

  • занятие по чистописанию
  • словарный диктант
  • работа с картиной
  • грамматический разбор и   т.д.

    На уроках математики :

  • устный счет,
  • работа с геометрическим материалом,
  •  работа над задачей и другие.

     Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.

Малокомплектная начальная сельская школа занимает в системе
народного образования значительное место: в ней обучается около полутора миллионов школьников. Начальная школа играет важную роль в экономическом и культурном развитии современного села, в сближении города и деревни, в воспитании труженика, являясь приоритетным компонентом в социальной инфраструктуре села.
В сельскую малокомплектную школу поступают дети, как правило, или из разновозрастного детского сада, или вовсе не посещавшие детских дошкольных учреждений, поэтому подготовка шестилетних детей к школе ложится на плечи учителя (так естественным путем к официальному первому,
второму и третьим классам систематически добавляется на какое-то время неофициальный - подготовительный).
Условия учебно-воспитательной работы малокомплектных школ
нестандартны и порой неповторимы, чрезвычайно сложны и для учителя и для его учеников. Поэтому сельская малокомплектная школа была и остается, образно говоря, горячей точкой нашей системы образования, проблемой, которая в силу ряда причин всегда будет требовать особого внимания со стороны ученых-педагогов, психологов, экономистов.

Я работаю в таком классе.  Это очень трудно. Вообще работать в таких классах сложно .А тут ещё и ФГОС.. .Дети в малокомлектных  классах большую часть времени занимаются самостоятельно. Можно сказать так:20 мин с учителем, 20 мин сами. Конечно, это работа в группах, в парах. Организация самоконтроля, взаимоконтроля. Но внимания учительского им не хватает. А учителю радости от такого урока не прибавляется .Дети должны на уроке много говорить, доказывать, спрашивать. А использование компьютера с двойным классом нереально. Рефлексию надо в конце каждого урока провести. У первоклассников динамическая пауза, уроки по 30 мин. Их ни с каким классом нельзя сочетать.

C:\Users\1\Desktop\уроки фото\DSC_0000574.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса

Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....