Статья. "Стратегия визуального мышления в системе развивающего обучения"
статья на тему

Петрова Любовь Яковлевна

Материал предназначен для педагогов начальной школы, знакомит с курсом "Стратегия визуального мышления(VTS), помогает познакомить детей с миром искусства, а также даёт возможность практически использовать навыки мышления и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_strategiya_vts.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

 ПЕТРОВА Л.Я.

 Государственное образовательное учреждение  Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Москва.

«В преподавании искусства, также как и в преподавании других предметов,  лучший учитель не тот, кто выплескивает на ученика всё, что он знает, и не тот, кто удерживает при себе всё, что он мог бы дать, но тот, кто подобно  мудрому опытному  садовнику терпеливо наблюдает, оценивает и помогает в  тех  случаях, когда помочь необходимо».

                                                                                                       Джером Брунер

 Осмысление реальности, обучение и развитие, происходят исключительно благодаря постоянному взаимодействию со средой (куда входят окружающие нас люди и их поведение, предметы и явления окружающего мира), за которыми следует размышление (или рефлексия) относительно этого взаимодействия.  

Для того, чтобы человек чему-то научился, необходимо ему что-то сделать, испытать, обдумать результаты этого действия(включая и вербального- т. е . акта , «говорения»), а потом решить, что же эти результаты значат лично для него.

Желание учиться возникает из некого диссонанса или рассогласования, когда человек сталкивается с чем-то таким, чего он не понимает или не умеет делать, или же тогда, когда усвоенная им ранее методика или стратегия не позволяет ему достичь желаемой цели. Познание или развитие обуславливается необходимостью решения противоречий, возникающих между информацией или стимулами, поступающими из нового практического опыта, и уже существующими способами мышления. В разных средах наблюдаются разные темпы развития ребенка. Это развитие может быть формировано за счет своевременного стимулирования, соответствующей стадии естественного развития и раннего вступления во взаимодействие со средой. Верно так же и обратное: отсутствие стимулирования может замедлить  или ослабить процесс развития.

Исследователи, работающие в области когнитивного развития, считают, что с течением жизни мышление человека проходит через определенную последовательность фаз или    стадий согласно их теории:

  • развитие мышления всегда идет в предсказуемом, определенным образом измеримом порядке, проходя через некую последовательность стадий;
  • все стадии равным образом важны;
  • каждая стадия обладает определенным набором характеристик – особых способов использовать имеющиеся знания применительно ситуации и учиться на опыте этой ситуации;
  • на каждой следующей стадии добавляются новые параметры мышления;
  • каждая стадия характеризуется стабильным подходом к решению разного рода задач: т.е. способы применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях и учиться на этом опыте в рамках одной стадии остаются постоянными, или, иначе говоря, находясь на какой то из стадий ребенок не способен решать одни задачи на уровне этой стадии, а другие - на уровне более высокой стадии;
  • продвижение ребенка по стадиям всегда происходит поступательно: с одной стадии ребенок переходит строго на следующую, порядок их следования друг за другом; ребенок не может «перескочить» через какую-либо из них.

Одним из ведущих исследователей в области теории развития из Швейцарии Жан Пиаже, он начал изучать процессы мышления у детей еще в двадцатые годы. Пиаже описал 4 основных стадии когнитивного развития ребенка:

  а)  сенсорно-моторная стадия (≈ от 0 до 2 лет ) на этой стадии ребенок способен понимать только те вещи. Которые можно воспринимать при помощи органов чувств (сенсорика ), те вещи , которые можно воспринимать через движение (моторика) и то, как ощущения и движения связаны между собой;

  б)  предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) ребенок учится пользоваться словами-символами языковой системы – которую вызывают в его представлении действия и предметы даже тогда, когда не видит их физического воплощения;

 в)  конкретно – операционная стадия (от 7 до 12 лет) ребенок приобретает способность абстрактно размышлять о своем конкретном, но этот способ мысли более высокого порядка ограничивается операциями, совершаемыми над конкретными предметами;

 г)  формально – операционная стадия (12 лет и далее) подросток и взрослый переходит на уровень логической гипотезы и достигнув этой стадии взрослый человек уже сохраняет эту способность на всю оставшуюся жизнь.

 При наличии благоприятной среды когнитивные стратегии одной стадии естественным образом трансформируются в стратегии следующей. При переходе на следующую стадию владение всеми  когнитивными стратегиями предыдущей стадии сохраняется и развивается.

Теория Ж. Пиаже позволила описать и объяснить, как складывается мышление детей, однако ответы на вопрос, как влияют на этот процесс культурные  и другие внешние факторы, она не давала.

Особенности мышления, обусловленные различиями о общем контексте культурной и социальной среды стали предметом изучения Льва Семеновича Выготского. Согласно теории Л.С. Выготского, процесс осмысления начинается со вступления ребенком во взаимодействие с первыми в его жизни людьми – чаще всего родителями и учителями, которых назвал «носителями социальных систем символов».

Курс «Стратегии визуального мышления» (VTS) позволит познакомить детей с миром искусства, а также дать возможность практически использовать и совершенствовать навыки мышления и общения. Попытка отыскать значение и смысл окружающего нас мира – это один из основных инстинктов человека; он это делает постоянно – разглядывает ли простой камень, думает ли о дожде, пытается ли разгадать улыбку или любуется картиной. Но попытка понять искусство приносит самое большое удовлетворение – ведь художники всегда стремятся сказать нам нечто главное – часто такое непонятное, загадочное, много мысленное. Искусство заставляет наш разум работать особым образом – в нем постоянно переплетаются зрительное восприятие с эмоциями; логическое и рациональное с памятью и воображением; информация со здравым смыслом. И на пути к великой истине, и на пути к совсем маленьким открытиям в искусстве всегда есть место для трактовок самых разных. И не случайно большинство человеческих цивилизаций на протяжении веков ставили в центр своей системы верований и познания именно искусство. Программа VTS пытается восстановить связь с этой традицией. Обсуждению, в процессе которого дети могли бы высказывать все, что они думают глядя  на произведения искусства, и реагировать на комментарии друг друга, методологией VTS придается очень большое значение. Это объясняется многими причинами, не последняя из которых – тот факт, что в нашем современном обществе очень многое зависит от того, насколько четко и понятно люди оказываются в состоянии выразить свои мысли; это умение считается признаком ума и таланта. Есть и другие причины. Некоторые ученые, работающие в области когнитивного развития, утверждают, что наше мышление облечено в слова, а поэтому мы не в состоянии до конца понять свою же собственную мысль до тех пор, пока не проговорим ее вслух. Во время обсуждения для того, чтобы донести свою до других, мы используем языковые средства; мы пытаемся найти самые точные слова для того, чтобы передать нужное нам значение. Когда мы свободно беседуем в кругу равных, при этом, и выражая себя, и слушая других, мы делимся знаниями и опытом, и эта взаимная помощь и поддержка позволяет нам расти. Искусство способно вдохновлять на беседы, которые окажутся значимыми, давать богатую почву для споров и создавать особую среду, в которой каждый сможет чему – то научиться и  что - то познать, если будет откровенно и свободно обмениваться мыслями.

Программа VTS, в  первую очередь, адресована зрителям, находящимся на ранних стадиях эстетического развития. При строгом соблюдении рекомендации она позволяет достигнуть впечатляющих сдвигов.

«Визуальное мышление» - первые шаги мышления эстетического при помощи рассматривания предметов. «Стратегия» - это приемы визуального мышления. VTS – многолетняя программа, которая дает возможность исследовать и обсуждать широкий круг вопросов искусства, устанавливать между собой и искусством некие важные связи, развивает длительную связь с ним.

Программа состоит из слайдов и вопросов, детей и учителя.

В процессе работы по данной программе:  

  1. Дети знакомятся с произведениями искусства разных стран и народов, что расширит их знакомство с мировым художественным наследием.
  2. Дети поймут, что многие произведения «рассказывают» свои истории и что они способны самостоятельно эти истории интерпретировать.
  3. Дети будут совершенствовать навыки общения, и научаться слушать и воспринимать мысли других в процессе обсуждения.
  4. Отвечая на вопросы, выстроенные в специальный алгоритм, дети будут развивать, и углублять основные навыки мышления.
  5. Начинают обсуждать мотивы и намерения художника при создании работы.
  6. Используют письмо как еще один способ реакции отклика на произведение искусства.
  7. Дети начнут строить свое собственное понимание смысла произведения и т.о. у каждого начнет формироваться его личное отношение к искусству.

 Учитель учится фасилитировать  (направлять) этот процесс обучения. Учитель сможет расширить свой собственный опыт эстетического восприятия, пройти этот путь вместе с детьми.

У программы есть еще и другая цель: по мере того, как будет углубляться эстетическое понимание детей, в них будет развиваться способность исследовать и другой зрительный материал, до тех пор им неизвестный, оттачивать наблюдательность и коммуникативные навыки. Умение логически аргументировать свои версии будет расти за счет производимых конкретных доказательств в их защиту.

Предполагаемый программой метод включает в себя 4 принципа, которые нужно хорошо понимать и строго придерживаться:

  1. Задавать предусмотренные программой вопросы, вовлекая детей в активный процесс поиска и открытий.
  2. Внимательно слушать, что говорят дети, и показывать, что их понимают: разглядывать картины вместе с ними, показывать указкой те детали, о которых они говорят и перефразировать их высказывания.
  3. Направлять обсуждение, увязывая между собой схожие мысли и подчеркивая различие между несхожими точками зрения, тем самым помогая детям составить несколько разных мнений о картине.
  4. Вдохновлять учащихся на дальнейший поиск и познание, оставляя во время обсуждения некоторую недосказанность, предлагая продолжить подбор информации из внешних источников.

Во время уроков предлагается детям рассмотреть произведение искусства, обсудить, что они видят и привести подтверждение тем выводам, которые они сделают из своих наблюдений, обходясь при этом без специальной терминологии и предварительной информации. Они должны с разных сторон рассмотреть образ и поспорить о разных возможных трактовках, а процесс визуального мышления будет укреплять их способность анализировать, высказывать, слушать и размышлять.

VTS – это процесс открытий. Все обсуждения начинаются с вопросов. Эти вопросы провоцируют детей на самые разные, и все же вдумчивые ответы, и так, чтобы при помощи можно было долго поддерживать активность обсуждения. Они настраивают детей на то, чтобы вглядываться, размышлять и выходить на следующие вопросы – а ведь за счет этого создается основа для развития критического мышления. Отвечая на вопросы, дети чувствуют себя безопасно (ведь никто из них просто не может ошибиться); им интересно и весело. Каждый вопрос продуман и сформулирован так, чтобы вызвать определенный ожидаемый результат, и поэтому задавать вопросы нужно только в тех формах, в которых они предложены, ничего в них не меняя.

Для того, чтобы провести успешное обсуждение – и для того чтобы обеспечить эстетический рост каждого – учитель должен со вниманием принимать вклад в общий разговор каждого ребенка, поддержать каждого и показать своим примером, что каждый заслуживает того, чтобы его выслушали. И ничто не способствует активному участию и вовлеченности больше, чем прочная уверенность в том, что все будут услышаны и что ко всем отнесутся с уважением.

Обязательно работать указкой и вести себя живо и выразительно. Всегда смотреть на ребенка, который что – то говорит, кивать ему головой, улыбаться, чтобы дать ему любыми способами понять, что вы цените все то, что он говорит.

Каждый ответ следует перефразировать. Перефразируя реплики детей, следует изменять слова, но не смысл сказанного.

За счет перифразов  достигается сразу несколько результатов:

  1. Признание и уважение учителя окрыляет любого ученика.
  2. Таким образом, вы доказываете, что понимаете и цените каждую мысль, и это заставляет начинающего зрителя поверить, что слова его не бессмысленны – а это главная предпосылка того, что он захочет участвовать в дальнейших обсуждениях.
  3. Вы помогаете группе лучше расслышать все реплики, а также своим примером подспудно даете понять, как важно выслушать и понять другого человека.
  4. Вам легче будет запомнить, что говорили дети, и вы сможете лучше обобщить, противопоставить или указать между собой их комментарии.
  5. Вы даете еще один урок того, что искусство, как и многое другое в этом мире, не однозначно и допускает всевозможные точки зрения.
  6. Если вы научитесь перефразировать и бережно, и четко, то вы сможете превращать каждый, иногда очень не внятный и «спотыкающийся» ответ ребенка в высказывание меткое, ясное и грамотное и это поможет расширить словарный запас, «подчистить» грамматику и повысить чутье к языку, но при этом ребенка не будет угнетать чувство того, что он сделал ошибку, и его «исправили».
  7. Вам представится возможность на мгновение заглянуть в мысль каждого из детей, понять, как он видит, как идет ход его размышлений. Ведь в то короткое время, когда вы будете напряженно вслушиваться в его слова, чтобы потом его перефразировать, вы проникните в сознание ребенка и сможете понять, как у него между собой связаны мысль и средства ее выражения.

Перифраз помогает отслеживать и оценивать учеников.

При обсуждении произведения искусства нужно принимать, как допустимую, любую высказываемую версию, если ребенок может обосновать ее конкретными наблюдениями. Вопрос: «Что ты тут видишь такое, что заставило тебя так сказать?» Как раз не предназначен для того, чтобы призывать детей давать подтверждения своим интерпретивным версиям. Скорее всего, не все ответы будут считаться правильными, но пусть «истина» всплывет в процессе группового взаимодействия.

Во время всех споров вы должны «сохранить нейтралитет»; весь процесс направлен на то, чтобы стимулировать мышление, но ни в коем случае не на то, чтобы привести детей к одному ответу. Ведь смысл обсуждения – дать детям возможность делать открытия самостоятельно.

Если услышите комментарии, которые считаются «неправильными», относиться к этому нужно спокойно и просто попробовать понять, что могло привести ребенка к такому выводу: может, вы сможете узнать о нем что – то интересное.

В процессе обсуждения держите нейтралитет – это необходимо для того, чтобы направляемое вами обсуждение принесло желаемые плоды. Чтобы это была работа, в процессе которой дети находили бы решения, имеющие смысл и важные для большинства из них. Кстати, если дети основывают свои выводы на том, что они действительно видят в произведении искусства, то чаще всего их догадки совпадают с тем, что хотел выразить автор.

На уроках VTS дети получают возможность высказываться в спокойной обстановке. Дайте детям высказываться. Не беспокойтесь, если дети будут повторять слова друг друга, в той степени, в которых они обычно это делают, это им необходимо. Для маленьких детей повторять – совершенно естественно – они начинают осознавать свои собственные мысли только после того, как произнесут их вслух сами. Так что на первых порах главное – это дать всем возможность выговориться. Со временем дети поймут, что вы на самом деле хотите отыскать разные токи зрения, что все версии будут приняты, как имеющиеся право на существование. Ребята быстро усвоят, что мысли друг друга можно дополнять, оспаривать, в чем – то изменять.

Самое первое и самое необходимое условие для успешного обсуждения: правильным образом реагировать на каждый ответ. Кроме поддержки каждого ребенка, учитель на уроках VTS должен исправлять и помогать развитию групповой динамики обсуждений. В любой области коллективный разум всегда способен постичь больше, чем разум отдельного человека. Обсуждая произведения искусства группа подметит гораздо больше, проникнет гораздо глубже, найдет точное понимание; в процессе обмена идеями и взаимодействия группе часто удается уловить логику намерений автора. Когда человек оспаривает или «встраивает» чьи – то другие точки зрения, он развивает свои логические способности – свое умение воспринимать новые идеи и дорабатывать свои первоначальные выводы, иногда даже меняя свои первоначальные взгляды.

Практика показала, что начинающие зрители скорее склонны рассказывать что – то сами, почти не задавая при этом вопросов. Любознательность и любопытство просыпается несколько позже, после того, как они накапливают уже некоторый опыт. Если вам задан вопрос, лучше помочь детям самим найти ответ. Всегда нужно стараться использовать заданные детьми вопросы для того, чтобы лишний раз показать им, как можно «добыть знания»; и что получение информации – это не какой – то мистический процесс, но вполне реальная задача, что любую информацию можно найти, если обратиться к соответствующим источникам.

Навыки, полученные на уроках VTS, постепенно будут сказываться и на уроках по другим предметам: чтения, русского языка, математики и т.д.

Итак программа способствует развитию навыков:

 - Складывается привычка к использованию пристального наблюдения как средства обогащения и углубления понимания.

- Закрепляется способность вырабатывать гипотезу и аргументировать свою точку зрения.

- Атмосфера урока VTS вдохновляет на открытость, гибкость и размышления о возможных других вариантах, а также на то, чтобы пересмотреть свою позицию, услышав весомый новый аргумент или глубже поразмышляв.

- Развиваются навыки общения.

- Программа способствует закреплению духа сотрудничества, так как в группе происходит свободное обсуждение. Фактически, детям удается находить решение сложных вопросов в процессе совместного поиска.  

Литература:

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б.  «Коллективно познавательная деятельность и восприятие школьников». – М. Просвещение,1977г..
  2. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Г. «Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. Вопросы психологии». – 1997г.,№1.
  3. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы. А.П.Ершов, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. М., 1991г.
  4. Климанова Л.Ф. «Обучение через общение и культуру. Концептуальные основы разработки новых технологий в начальном обучении». //Начальная школа. – 1993г. № 12.
  5. Шустова Л.А. «Методы и способы подготовки младших школьников к общению». //Вопросы психологии – 1990 - №4.
  6. Яноушек Я. «Проблемы общения в условиях совместной деятельности» //Вопросы психологии – 1982 - №6.
  7. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. «Образ и мысль». Выпуск2. Санкт – Петербург. 1997г.                            

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя.

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя....

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова....