Сообщение на августовской педагогической конференции в 2013г
учебно-методический материал на тему

Шаманова Валентина Ивановна

Выступление на августовской конференции по теме "Проект Концепции воспитания детей Иркутской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(Слайд №1)Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, генерации нового поколения россиян.

(Слайд №2)В Иркутской области на начало 2012 года проживало 517 874 детей в возрасте от 0 до 18 лет.
        В 2011 году за совершение правонарушений к уголовной ответственности было привлечено 1 793 несовершеннолетних.
        На учёте в КДН состоят:
- 1 694 детей в возрасте до 14 лет,
- 2 199 ч. - с 14 до 15 лет,
- 2 883 ч. - с 16 до 17 лет.
        Число лиц, совершивших на 01.01.2012 г. общественно опасные деяния и не достигших возраста уголовной ответственности, состоящих на профилактическом учете в ОДН ГУВД Иркутской области, составляет 1 431 человек.

Представленные данные ОВД Иркутской области указывают на увеличение числа правонарушений среди подростков.

(Слайд №3)Выделены негативные факторы,  отрицательно повлиявшие на воспитание подрастающего поколения:

разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания  и отсутствие новой идеологии;

социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным;

социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения;

разрушение нравственно-этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи;

рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности.

(Слайд №4)

развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи,  проявление у них  агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение  наркомании и алкоголизма;

ухудшение состояния здоровья детей и молодежи;

негативное воздействие на воспитание подрастающего поколения  прессы, телевидения,  эстрады, Интернета,  пропаганда праздного образа жизни, насилия, проституции, наркомании и секса;

усиление значимости этнического фактора,  обусловливающего   опасность межнациональной  напряженности;

коммерциализация учреждений культурного и спортивного досуга детей и молодежи;

Очевидно, что в нашем регионе проблемы воспитания подрастающего поколения стоят достаточно остро.

Погоня за материальными благами, за престижным статусом сократили время и качество общения родителей с ребенком, нарастает дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Изменились темпы развития ребенка.

(Слайд №5)Негативные факторы влияния на воспитание и изменение темпов развития детей и молодёжи повлияли на создание Концепции воспитания детей Иркутской области и внедрения её в деятельность образовательных организаций Иркутской области (согласно распоряжению министерства образования Иркутской области от 18.06.2013 № 587-мр).

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
  • план мероприятий по выполнению Послания Президента Российской Федерации (утверждён распоряжением Правительства Иркутской области от 28 февраля 2013 года № 63-рп);
  • распоряжение Правительства Иркутской области от 26 февраля 2013 года «Об утверждении плана мероприятий Иркутской области («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования»;
  • план мероприятий по обеспечению разработки Концепции воспитания детей Иркутской области и внедрения её в деятельность образовательных организаций Иркутской области (распоряжение министерства образования Иркутской области от 18.06.2013 № 587-мр.)

Концепция представляет собой основу взаимодействия общеобразовательных организаций с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ воспитания детей Иркутской области

Высшей целью современного образования является национальный воспитательный идеал. В соответствии с ним выстраивается воспитательная компонента образовательных организаций Иркутской области.

(Слайд №6)В сфере личностного развития воспитание обучающихся образовательных организаций Иркутской области должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

(Слайд №7)

  • развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

(Слайд №8)

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, в свою малую Родину,  чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

(Слайд №9)В сфере общественных отношений воспитание обучающихся образовательных организаций Иркутской области должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека);
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

(Слайд №10)В сфере государственных отношений воспитание обучающихся образовательных организаций Иркутской области должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни региона, формировании власти и участию в государственных делах;
  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

как первостепенная задача образовательных организаций Иркутской области.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

              ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(Слайд №11)В Иркутской области определены базовые ценности в соответствии с особенностями региона, с учётом условий проживания и развития детей:

  • ЧЕЛОВЕК (патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
  • ОТЕЧЕСТВО (гражданская идентичность- гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).

(Слайд №12)

  • ЗНАНИЕ(наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).
  • ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
  • ПРИРОДА — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовая  ценность Человек стойко укоренена в историческом, культурном наследии края, в его населении, в сибирской ментальности.

Особое место в системе базовых ценностей занимает Отечество. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. 

Сибиряков всегда отличали качества упорства в познании, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости.

К источникам формирования у детей базовой ценности Человечество относятся памятники архитектуры, истории и культуры. Музеи, библиотеки Иркутской области хранят богатые археологические и этнографические коллекции, которые пронизаны любовью к своей малой родине, к своему Отечеству.

Неповторимость нашего края заключается в его уникальных природных особенностях.  

Базовые ценности лежат в основе целостного пространства каждой образовательной организации. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

в образовательных организациях Иркутской области

(Слайд №13)Организация воспитания обучающихся осуществляется на основе:

-Индивидуально-личностного развития. Воспитание детей  должно осуществляться  на научном понимании естественных и социальных процессов, возрастной и половой дифференциации.

-Нравственного примера педагога. «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать» (В.В.Путин).

-Социально-педагогического партнерства. Партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

-Интегративности программ воспитания. Обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, родного края, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; СМИ, фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.

-Социальной востребованности воспитания. Воспитание должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(Слайд №14)Законодательной базой разработки «Концепции воспитания детей Иркутской области» являются следующие документы: Конституция Российской Федерации;  Закон РФ «Об образовании»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2011); Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области.

(Слайд №15)Предполагаемыми результатами реализации «Концепции воспитания детей Иркутской области» определены следующие:

-обеспечение организационных и научно-методических основ воспитания детей как человеческого капитала социально-экономического развития Иркутской области;

-модернизация системы образования Иркутской области с позиции восстановления и развития ее воспитательной системы;

-модернизация содержания и форм взаимодействия общеобразовательных организаций Иркутской области с другими субъектами социализации:  семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации по решению проблем воспитания детей;

-содействие предупреждению и сокращению в среде детей и молодежи проявлений асоциального поведения;

-обеспечение современного  научного руководства и качества управленческой деятельности в организациях, обеспечивающих реализацию Концепции воспитания детей Иркутской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...

доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"

Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...

Доклад на августовской районной педагогической конференции (2018-2019 уч.г.)

Тема: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»...

Участие в проведении зональной августовской педагогической конференции

Выступление на секции учителей начальных классов и учителей математика...

Августовская педагогическая конференция учителей презентация к выступлению

Презентация  по формированию УУД на уроках математики...

ДОКЛАД на августовской педагогической конференции Тема: «Значение прогулки в ГПД»

В докладе кратко рассматривается информация об организации прогулок в группе продленного дня...