Представление педагогического опыта
материал (4 класс) на тему

Буянкина Нина Александровна

Тема "«Формирование каллиграфических навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_ped._opytabuyankina_n.a.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов

 МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Буянкиной Нины Александровны


Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования  учебно- воспитательного процесса

Педагогическая проблема, над которой я работаю уже несколько  лет «Формирование каллиграфических навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС»  -  одна   из важнейших и наиболее сложных задач   начального  обучения.

   В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка у младших школьников приобретает всё большую актуальность. Небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

   В соответствии с этой проблемой мною была создана собственная методическая система учителя «Формирование каллиграфического навыка у младших школьников ».

Цель: систематизировать работу по формированию почерка у учащихся.

Задачи: 
- Изучить литературу по данной теме;
- Выявить современные методики работы над формированием каллиграфического навыка и их содержание;
- Определить и апробировать содержание этапов формирования каллиграфического навыка.

Я поняла, что успешность формирования каллиграфических  навыков у младших школьников зависит от создания особых взаимоотношений между мной и учениками.

Мои педагогические принципы:
- педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);
- сотрудничество - установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;
-диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
- принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся;
- принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

      Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия достижения положительных результатов возможны лишь при наличии
- самообладания учителя;
- спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;
 
- последовательности и постоянства в предъявлении требований;
- терпимости;
- создания на уроке атмосферы сотворчества.

Условия формирования  ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

По УМК «Гармония »  я работаю с 2008 года  и  могу сравнить  данный   УМК  с  другими общеобразовательными программами.    В УМК «Гармония » каллиграфии  учащихся отводится большая роль.  

Актуальность выбранной мною темы связана с значимостью овладения каллиграфическими навыками младшими школьниками как средством воспитания у них аккуратности и трудолюбия. Это может быть реализовано на уроках письма с помощью специальных упражнений. Задача учителя – среди них найти самые эффективные. Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное – упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные механические упражнения нецелесообразны до тех пор, пока ребёнок «не осознал, не осмыслил, как делать», то есть не понял последовательность (алгоритм) действий. В этот период обучения «упражнять» ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Например, при написании каждой отдельной буквы школьник должен овладеть траекторией движения: откуда начать, куда вести, где закончить. «Перескок» через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.

   Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. 

    Главной целью современного  образования  является  - воспитание самостоятельно мыслящей   личности, способной  адаптироваться к изменяющимся условиям   жизни. Как учитель  начальных классов,  считаю, что  главная  задача моей педагогической  деятельности – дать детям определенную сумму  знаний: расширить словарный запас,  вырабатывать  у детей  умение грамотно  говорить и писать,  связно  излагать  свои мысли  и чувства в устной  и письменной  речи, развивать  интерес к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.                                                                                                            

                                Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу опыта составляют:

Концепция УМК «Гармония» авторского коллектива учёных (М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.Б. Истомина, О.Т Поглазова и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

Планируемые результаты начального общего образования  Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка письма работают Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова

Например, методика В.А.Илюхиной полностью соответствует новым стандартам. На этапе обучения грамоте используются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Главное данный метод повышает мотивацию к обучению. И слова умение учиться звучат как никогда актуально. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна и имеет множество плюсов: экономичность обучения, быстрота периода обучения, опрятность и аккуратность, развитие внимания, памяти, формирование грамотности.

В.А.Илюхина «Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме», журнал Начальная школа,1999, №8

В.А.Илюхина «Письмо с секретом», М.,Просвещение,1994г.

Е.Н.Потапова «Радость познания», М., Просвещение 1990г.

Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «О минутах чистописания в начальной школе», журнал Начальная школа,1999, №9

     

                                                                                                                                                                             

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий ,содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».

   В своей работе я столкнулась с трудностями обучения письму. Меня волновал вопрос, как помочь ученику. Изучала литературу – что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя. Очень понравилась современная методика работы над формированием каллиграфического навыка учительницы начальных классов 109-й московской школы Потаповой Е.Н. Суть ее работы состоит в том, что Евгения Николаевна обучает первоклассников нетрадиционному способу письма и в более короткие сроки формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.

  Традиционным способом тоже можно учить детей письму, но на это затрачивается слишком много физических, умственных и нервных усилий ребенка. Практика показывает, что в период обучения письму элементов и соединений букв ребенок не развивается - это чисто механическая, монотонная работа, которая утомляет, не вызывает интереса, не активизирует творчества, не развивает речь.

  В книге Л.С. Выготского "Мышление и речь" сказано, что понятие образуется, когда формируются ощущения. Эта мысль и была положена в основу разработки Е.Н. Потаповой. Понятие о букве она начинает формировать через ощущения.

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников у Потаповой Е.Н. проходит в 3 этапа.

Первый этап обучения письму. 
Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом. 
У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Начиная с октября, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.

Второй этап - развитие тактильной памяти. 
Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600x700 и 350x300 мм затем буквы наклеиваются на карточки 180x140 мм. Или в альбом. Ширина буквы - 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. 
В своей книге "Радость познания" Е.Н. Потапова делает такой вывод: "Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет" ее".

Третий этап - письмо букв с помощью специальных трафаретов.

Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками - кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова. 
Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш - это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят.

Основная наглядность к вопросу: трафареты геометрических фигур, фигур животных и предметов, лекала, направления штриховки, образцы букв для 2 этапа и вкладыши букв.
На практике я апробировала содержание данных этапов формирования каллиграфического навыка. Пришла к выводу, что в короткие сроки можно сформировать у младших школьников прочные каллиграфические навыки и добиться хорошего уровня грамотности. С помощью методики Е.Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность, творческие начала учеников.

Итак, чтобы в более короткие сроки сформировать у младших школьников прочные каллиграфические навыки и добиться хорошего уровня грамотности, помогает методика Е.Н. Потаповой.

                                                  Анализ результативности.

   

  Мое педагогическое кредо – учитель начальных классов современной школы – и солнце, и почва, и наставник, и помощник для ребенка. А наш совместный труд должен и может стать увлекательным и радостным, живым и целесообразным. Слово «учитель» означает не только передавать знания, прививать умения и навыки, но и наставлять, побуждать к каким-либо действиям.

   Уже не один год я работаю над проблемой «Формирование каллиграфических навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний.  Проводимая  работа позволяет получать высокие  результаты подготовки учащихся, развивает  творческие  способности  детей. Процент качества  знаний  учащихся  по русскому  языку   в 3 классе составил  - 76%, а в  4-м классе  74%. Ежегодно учащиеся моего класса принимают активное  участие в школьных, муниципальных, российских и международных олимпиадах по русскому языку, где  занимают призовые места  и являются  победителями. Большинство учащихся  класса приняли участие   во Всероссийском  конкурсе  - игре «Русский  медвежонок»,  во Всероссийской дистанционной  предметной  олимпиаде «Инфоурок» по русскому языку, во Всероссийской дистанционной  предметной  олимпиаде «ФГОС тест» по русскому языку, а также в наших школьных олимпиадах. С первого года обучения  на всех учащихся класса заведены  индивидуальные детские  портфолио,  которые позволяют судить об успехах каждого ученика   Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся. 
С результатами своей деятельности  выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   

   Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что обучение в начальной школе играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

   Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение.

Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти к выводу – все в школе зависит от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуёмную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям детей.

    Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность  в том, что именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу, и появление трудностей письма и чтения у успешных детей воспринимается как «непонятно от чего возникшая неожиданность» («в первом классе писал (читал) без ошибок»).

Выбрав однажды профессию учителя начальных классов, за 35 лет своей педагогической деятельности ни разу не пожалела об этом.
С самого первого школьного дня воспитываю в своих учениках уважение к труду, честность, человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение и желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Принцип моей педагогической деятельности – учить и любить каждого ребёнка, создать для них в школе островок радости, развивать сотруднические взаимоотношения в каждом ребёнке. Стараюсь сделать обучение увлекательным для детей, помогать их самоутверждению и нравственному становлению.

                                                   Адресные рекомендации  по использованию опыта

   

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района. Участвую в работе семинаров и секций школьного и  муниципального уровней, в работе научно- практических конференций, провожу открытые уроки. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков, материалы  педагогической деятельности выставлены на сайте образовательного учреждения и личном сайте.

                       Материалы  педагогической деятельности учителя начальных классов

Буянкиной Нины Александровны представлены

на сайте  школы:http://bereznikishoo

                                                       личном сайте: http://nsportal.ru/buyankina-nina-aleksandrovna

Дата    10.02. 2016 года                                   Директор школы:                                     /И. А. Кулагин/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...