Модель формирования информационной культуры младших школьников
методическая разработка ( класс) на тему

Потанина Елена Владимировна

из опыта работы по формированию информационной культуры младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

      Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной культуры личности. Именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в начальной школе.

Слайд 2

     Мы представляем модель формирования информационной культуры младших школьников. Данная модель состоит из 8 модулей, охватывающих образовательную и внеурочную деятельность. А также работу с отдельными категориями участников образовательного процесса (с педагогами и родителями). Отдельными блоками включены проектная деятельность и диагностика.

Слад 3  

     Реализация образовательного модуля данной модели в начальных классах осуществляется на основе УМК «Начальная школа 21 века». Данный УМК сконструирован таким образом, что ученик с первых дней обучения постоянно сталкивался с необходимостью:

  • добывать и фиксировать информацию;
  • понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
  • применять информацию в учебной деятельности;
  • уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

Слайд 4-5

      Наша школа является участником проекта «Компьютер для школьника». Каждый ученик начальной школы имеет персональный нетбук. В кабинетах имеются необходимые средства ИКТ; цифровые образовательные ресурсы и экранно-звуковые средства.

Слайд 6

      Большую помощь в организации работы по формированию информационной культуры оказывает учебно-методический комплект «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Самое главное то, что на уроках детям интересно, а то, что интересно – лучше усваивается и запоминается. Формирование информационной культуры продолжается через участие наших учеников в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, чемпионатах «Старт»

Слайд 7   А как в 5классе?

     Содержательная линия УМК «Начальная школа 21 века» имеет свое продолжение и в 5 классе. Работа по учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Шмелева предполагает:

-разные виды работа с текстом

-использование компьютерных словарей

-знакомство с правилами оформления текста на компьютере

-использование орфографического контроля

         Слайд 8

      Одним из предметов, предполагающих работу с дополнительной информацией является урок окружающего мира в начальной школе.  На этих уроках учителя применяют методику учебного проекта. Эта деятельность продолжается и в 5 классе.

           Слайд 9

       Так учебный проект в 4 классе по теме «Виртуальная экскурсия по городам России» продолжается в 5 классе в проектной деятельности «Мое путешествие по странам»

Этот вид деятельности учит ребят работать с литературой, воспитывает познавательный интерес и художественный вкус.

           Слайд 10

       Формирование информационной культуры младших школьников реализуется и через внеурочную деятельность. В нашей школе это занятия в кружках: «Умное пёрышко», «Весёлый этикет», «Уроки здоровья», «Дорогою открытий и добра» и др. Педагогами начальной школы разработана авторская программа «Введение в народоведение» с использованием нетбуков.

         Слайд 11

        Знания полученные на занятиях данного кружка дают возможность учащимся более полно освоить материал в 5 классе по таким предметам как история, география, обществознание  

          Слайд 11-12

        Учащиеся начальной школы принимают участие в школьном научном обществе «Спектр». Ежегодно на школьной научно-практической конференции они защищают свои научно-исследовательские работы.   Проекты победители участвуют в районных и областных конкурсах.  Проект учащегося 2Б класса Захара Волкова «Жизнь в стиле -Эко» стал победителем в районном конкурсе исследовательских работ «Сбережем природу вместе» в 2015 году.

           Слайд 13

        Интересным этапом проектной деятельности младших школьников является их участие в районных сетевых проектах В проекте «Здесь Родины моей начало» команда учеников 4 класса заняла 3 место.  

          Слайд 14

        В этом учебном году в сетевом проекте «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» команда учащиеся 4А класса заняла 2 место.

          Слайд 15

        Учитель начальных классов Панина Л.В является призером областного конкурса «Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» 

          Слайд 16    

        Важным структурным подразделением, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы, является школьная библиотека. Наша библиотека является информационным центром  

        Сотрудничая с учителями, педагог-библиотекарь помогает в разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, используя как индивидуальные, так и групповые формы работы. Это традиционный конкурс «Самая читающая семья», библиотечный урок «От берестяной грамоты до компьютера».

           Слайд 17

          Педагогом-библиотекарем разработана тематика библиотечных уроков по информационной грамотности для уч-ся 1-9 классов. В подготовке и проведении этих уроков принимают участие ребята старших классов.

 Слайд 18

График проведения уроков информационной грамотности

1 класс

1ч. Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой. (сентябрь)

1 ч. Правила обращения с книгой (февраль)

2 класс

1ч. Структура книги. (ноябрь)

1 ч. Газеты и журналы для детей. (май)

3 класс

1ч. Как читать книгу. (октябрь)

1ч. Выбор книги в библиотеке. (январь)

4 класс  

1ч. Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. (ноябрь) 

1ч. Научно-познавательная литература. (апрель)

5 класс  

1ч. История книги. (декабрь)

1ч. Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации. (март)

6 класс

1ч. Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники. (ноябрь)

1ч.Структура библиотечных фондов. (апрель)

7 класс

1ч. Научно-популярная литература. (октябрь)

1ч. Каталоги в библиотеке. (январь)

8 класс 

1ч.Краеведческая литература. (сентябрь)

1ч. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. (март)

9 класс

1ч. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (декабрь)

1 ч. Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание. (март)

    Слайд 17 

    Работа с родителями по формированию информационной культуры строится по нескольким направлениям.  

    В школе создан сайт, который является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Электронная почта, с помощью которой педагог оперативно информирует родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.

У многих учителей созданы личные сайты. Со страниц которых, родители могут получить полезные советы по обучению и воспитанию школьников, информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Ежегодно педагогом – психологом, педагогом-библиотекарем проводится информационный лекторий для родителей по следующим темам

      Слайд 18

  • «Информационно – образовательная среда, её безопасность».
  • «Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
  • «Библиотека как информационно – поисковая система», экскурсия  в школьную библиотеку.
  • «Технология подготовки исследовательских и проектных работ».

       Слайд 19-20

Формирование информационной культуры школьников невозможно без осуществления систематической работы учителя по формированию собственной информационной компетентности, без владения навыками работы с современными информационными технологиями. Этому способствует и работа учителя над созданием персонального сайта, участие в сетевых - проектах,  диссеминация педагогического опыта в рамках районных творческих объединений.

        Слайд 21

     В заключении замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.

 «Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”   К.Д. Ушинский

Вам желаю не останавливаться на достигнутом, искать новые формы работы по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса.  

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

      Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной культуры личности. Именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в начальной школе.

Слайд 2

     Мы представляем модель формирования информационной культуры младших школьников. Данная модель состоит из 8 модулей, охватывающих образовательную и внеурочную деятельность. А также работу с отдельными категориями участников образовательного процесса (с педагогами и родителями). Отдельными блоками включены проектная деятельность и диагностика.

Слад 3  

     Реализация образовательного модуля данной модели в начальных классах осуществляется на основе УМК «Начальная школа 21 века». Данный УМК сконструирован таким образом, что ученик с первых дней обучения постоянно сталкивался с необходимостью:

  • добывать и фиксировать информацию;
  • понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
  • применять информацию в учебной деятельности;
  • уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

Слайд 4-5

      Наша школа является участником проекта «Компьютер для школьника». Каждый ученик начальной школы имеет персональный нетбук. В кабинетах имеются необходимые средства ИКТ; цифровые образовательные ресурсы и экранно-звуковые средства.

Слайд 6

      Большую помощь в организации работы по формированию информационной культуры оказывает учебно-методический комплект «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Самое главное то, что на уроках детям интересно, а то, что интересно – лучше усваивается и запоминается. Формирование информационной культуры продолжается через участие наших учеников в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, чемпионатах «Старт»

Слайд 7   А как в 5классе?

     Содержательная линия УМК «Начальная школа 21 века» имеет свое продолжение и в 5 классе. Работа по учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Шмелева предполагает:

-разные виды работа с текстом

-использование компьютерных словарей

-знакомство с правилами оформления текста на компьютере

-использование орфографического контроля

         Слайд 8

      Одним из предметов, предполагающих работу с дополнительной информацией является урок окружающего мира в начальной школе.  На этих уроках учителя применяют методику учебного проекта. Эта деятельность продолжается и в 5 классе.

           Слайд 9

       Так учебный проект в 4 классе по теме «Виртуальная экскурсия по городам России» продолжается в 5 классе в проектной деятельности «Мое путешествие по странам»

Этот вид деятельности учит ребят работать с литературой, воспитывает познавательный интерес и художественный вкус.

           Слайд 10

       Формирование информационной культуры младших школьников реализуется и через внеурочную деятельность. В нашей школе это занятия в кружках: «Умное пёрышко», «Весёлый этикет», «Уроки здоровья», «Дорогою открытий и добра» и др. Педагогами начальной школы разработана авторская программа «Введение в народоведение» с использованием нетбуков.

         Слайд 11

        Знания полученные на занятиях данного кружка дают возможность учащимся более полно освоить материал в 5 классе по таким предметам как история, география, обществознание  

          Слайд 11-12

        Учащиеся начальной школы принимают участие в школьном научном обществе «Спектр». Ежегодно на школьной научно-практической конференции они защищают свои научно-исследовательские работы.   Проекты победители участвуют в районных и областных конкурсах.  Проект учащегося 2Б класса Захара Волкова «Жизнь в стиле -Эко» стал победителем в районном конкурсе исследовательских работ «Сбережем природу вместе» в 2015 году.

           Слайд 13

        Интересным этапом проектной деятельности младших школьников является их участие в районных сетевых проектах В проекте «Здесь Родины моей начало» команда учеников 4 класса заняла 3 место.  

          Слайд 14

        В этом учебном году в сетевом проекте «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» команда учащиеся 4А класса заняла 2 место.

          Слайд 15

        Учитель начальных классов Панина Л.В является призером областного конкурса «Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» 

          Слайд 16    

        Важным структурным подразделением, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы, является школьная библиотека. Наша библиотека является информационным центром  

        Сотрудничая с учителями, педагог-библиотекарь помогает в разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, используя как индивидуальные, так и групповые формы работы. Это традиционный конкурс «Самая читающая семья», библиотечный урок «От берестяной грамоты до компьютера».

           Слайд 17

          Педагогом-библиотекарем разработана тематика библиотечных уроков по информационной грамотности для уч-ся 1-9 классов. В подготовке и проведении этих уроков принимают участие ребята старших классов.

 Слайд 18

График проведения уроков информационной грамотности

1 класс

1ч. Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой. (сентябрь)

1 ч. Правила обращения с книгой (февраль)

2 класс

1ч. Структура книги. (ноябрь)

1 ч. Газеты и журналы для детей. (май)

3 класс

1ч. Как читать книгу. (октябрь)

1ч. Выбор книги в библиотеке. (январь)

4 класс  

1ч. Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. (ноябрь) 

1ч. Научно-познавательная литература. (апрель)

5 класс  

1ч. История книги. (декабрь)

1ч. Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации. (март)

6 класс

1ч. Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники. (ноябрь)

1ч.Структура библиотечных фондов. (апрель)

7 класс

1ч. Научно-популярная литература. (октябрь)

1ч. Каталоги в библиотеке. (январь)

8 класс 

1ч.Краеведческая литература. (сентябрь)

1ч. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. (март)

9 класс

1ч. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (декабрь)

1 ч. Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание. (март)

    Слайд 17 

    Работа с родителями по формированию информационной культуры строится по нескольким направлениям.  

    В школе создан сайт, который является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Электронная почта, с помощью которой педагог оперативно информирует родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.

У многих учителей созданы личные сайты. Со страниц которых, родители могут получить полезные советы по обучению и воспитанию школьников, информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Ежегодно педагогом – психологом, педагогом-библиотекарем проводится информационный лекторий для родителей по следующим темам

      Слайд 18

  • «Информационно – образовательная среда, её безопасность».
  • «Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
  • «Библиотека как информационно – поисковая система», экскурсия  в школьную библиотеку.
  • «Технология подготовки исследовательских и проектных работ».

       Слайд 19-20

Формирование информационной культуры школьников невозможно без осуществления систематической работы учителя по формированию собственной информационной компетентности, без владения навыками работы с современными информационными технологиями. Этому способствует и работа учителя над созданием персонального сайта, участие в сетевых - проектах,  диссеминация педагогического опыта в рамках районных творческих объединений.

        Слайд 21

     В заключении замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.

 «Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”   К.Д. Ушинский

Вам желаю не останавливаться на достигнутом, искать новые формы работы по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса.  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Формирование информационной культуры младших школьников.

Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"...