Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальной школе
материал ( класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

 «Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
   сухую ветвь один огонь исправит».
                                                                                                                      Абу Саади
                                (поэт-моралист)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_voospitanie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Тема:

«Духовно-нравственное воспитание

обучающихся в начальной школе»

Подготовила:

Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос. Варламово

2016 г.

Актуальность данной темы рассмотрим, учитывая мнение различных сфер нашего общества.  Данный вопрос поднимается простыми людьми. Вот что отмечают опросы людей на улицах (слайд 2):

- все чаще можно встретить жестокость и насилие;
- не стало доверия друг к другу;
- отсутствует уважение к старшим;
- ценность человеческих отношений и жизни значительно понизилась в глазах современного общества;
- отсутствие высших идеалов среди молодежи;

- дезориентация подрастающего поколения в вопросах идеологий и ценностей общества.

(слайд 3) По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% — иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность . До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е.  не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

(слайд 4) Президент Росси В.В. Путин отмечал своих выступлениях: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения  в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». Патриотизм и любовь к Родине Путин назвал главными нравственными ориентирами для современных детей и подростков.  

Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

    В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников  к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.

(слайд 5) Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества,
как свою личную.

(слайд 6) Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы:

- любящий свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 - любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой

 - доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;

 обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
  собеседника, высказывать своё мнение);

 - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
  деятельности;

 - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.    

В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.

(слайд 7) Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и  учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой.   Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе. 

(слайд 8) Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать  учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров. 

Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся  с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.

  Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир.

(слайд 9) Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Так, на занятиях курса «Многоцветные кружева родного края» ребята строили кластер на тему «Мой край». Коллективная работа, направленная на заполнение кластера привела к осмысленному отбору сфер жизни, в которых заложен потенциал малой Родины. В ходе доказательств, дискуссий, были выбраны следующие звенья кластера на заданную тему. Еще одним примером духовной и нравственной направленности служит выполнение проекта «Я – купец», где затронуты и исторические, и патриотические аспекты воспитательной работы. Здесь происходит слияние с корнями, принятие своего духовного наследия.

(слайд 10) Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как:

- доброта;

- уверенность в себе;

- щедрость и открытость души;

- умение наслаждаться окружающим миром ;

- гордость за страну;

 - патриотизм;

- стремление сделать свою страну лучше;

- открытие своей малой Родины и т.д.

Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.

Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Отличный потенциал заложен в выездных мероприятиях и путешествиях, организуемых взрослыми. Таким событием стала поездка ребят нашего класса в Богатырскую слободу, которая помогла ребятам переместиться во времена древней Руси. Костюмированные представления, потехи того времени, богатырский обед  - все способствовало формированию национальной идентичности, духовных и нравственных качеств.

(слайд 11) Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.

(слайд 12)

 «Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
   сухую ветвь один огонь исправит».
                                                                                                                      Абу Саади
                               (поэт-моралист)

(слайд 13) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...