Современные образовательные технологии в воспитательной работе (проектная деятельность).
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ляшовская Марина Витальевна

Проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx104.42 КБ

Предварительный просмотр:

                            Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3

            Современные  

        образовательные

                 технологии

в воспитательной работе

(проектная деятельность).

Проектная деятельность в воспитательной работе

                                                                                                                     

                                                                                                       Подготовила: Ляшовская М. В.

                                         

                                                                 2014 -2015 уч. г.

Проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Слово «проект», в переводе с латинского, означает «бросание вперед».

Метод проектов – это эффективное современное средство обучения, разработанное американским философом и педагогом Джоном Дьюи, наиболее активно внедряющееся в практику обучения и воспитания в мире и в России. Это технология XXI века, предусматривающая, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти: 

  • 10 % от того, что они читают, 
  • 26 % от того, что они слышат, 
  • 30 % от того, что они видят, 
  • 50 % от того, что они видят и слышат, 
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими, 
  • 80 % от того, что основано на личном опыте, 
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 
  • 95 % от того, чему они обучают сами.

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника. 

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: 

  • Общение 
  • Деятельность 
  • Познание 
  • Рефлексия 

Исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие: 

  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного; 
  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы; 
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям. 

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника. В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность. А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения необходимо широко использовать в воспитательной работе, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему». 
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д. 

Поиск ответа на вопрос « Как учить и воспитывать?» – выводит нас на категорию методов обучения и воспитания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. 
Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. 

Пассивные методы (методы линейного воздействия) 

Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.


Активные методы (методы кругового воздействия) 

Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.


Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия) 

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Почему мы говорим «да» интерактивным методам? 

  • Высокая мотивация! 
  • Прочность знаний! 
  • Творчество и фантазия! 
  • Коммуникабельность! 
  • Активная жизненная позиция! 
  • Командный дух! 
  • Ценность индивидуальности! 
  • Свобода самовыражения! 
  • Акцент на деятельность! 
  • Взаимоуважение! 
  • Демократичность! 

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. 


В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ: 

1. По методу, доминирующему в проекте 

  • исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.) 
  • творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж. 
  • приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. 
  • информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации. 
  • практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. 

2. По характеру координирования проекта 

  • с явной координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультационные функции, но не навязывая свое решение. 
  • со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. 

3. По количеству участников 

  • личностные (индивидуальные) 
  • парные 
  • групповые 

4. По продолжительности проведения 

  • краткосрочные (разработан на нескольких уроках) 
  • средней продолжительности (от недели до месяца) 
  • долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) 


Цель проектного обучения– создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. 

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 


В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это: 

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); 
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); 
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 

В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это: 

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; 
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой). 
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности. 

Подготовительный период

  • Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при составлении проекта)
  • Формирование вопросов (интересующих детей)
  • Работа с информацией (виды работы с информацией)

Основной период

  • Постановка проблемы
  • Выбор темы
  • Сбор сведений. Создание информационного проекта
  • Постановка частных проблемных вопросов. Выбор тем для самостоятельного исследования.
  • Выдвижения гипотез
  • Определение целей и задач
  • Разработка плана исследования
  • Реализация исследования
  • Определение результатов исследования. Формирование вывода
  • Презентация проекта
  • Самооценка и самоанализ

Деятельность участников проекта

Деятельность педагога                                               Деятельность учащихся

1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта). 
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 
3. Формулирует задачу (нежестко). 
4. Помогает в решении задачи. 
5. Помогает спланировать деятельность. 
6. Организует деятельность. 
7. Практическая помощь (по необходимости). 
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 
9. Подготовка к презентации. 
10. Презентация

1. Вхождение в проблему. 
2. Вживание в игровую ситуацию. 
3. Принятие задачи. 
4. Дополнение задач проекта. 
5. Объединение детей в рабочие группы. 
6. Распределение ролей. 
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. 
8. Подготовка продукта деятельности к презентации. 
9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности



Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. 

Минусы проектной технологии:

  • возрастает нагрузка на учителя. 
  • Малыши не умеют работать с литературой 

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. 
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. 

Плюсы проектной технологии:

  • Навыки самообразования 
  • Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. 
  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. 
  • интерес к познавательной деятельности 

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни. 
моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»:

ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 

"Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся. 
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими. 

И, наконец, пословица, ясно выражающую сущность проектного метода обучения: 
                                 «РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, 
                                 ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, 
                     СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Проектная деятельность (3 класс)

Материал представляет собой описание личного опыта при организации проектной деятельности учеников в 3 классе. Три проекта творческого характера: "Новогодняя игрушка", "Стенгазета о здоровом и безопас...

"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Применение современных технологий в воспитательной работе»

В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования.  Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединен...

Использование современных образовательных технологий (сот), в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитательной работе ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОТ

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При э...

Современные аспекты воспитательной работы в деятельности классного руководителя

Представлена рабочая программа рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы...