Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе.
статья на тему

Дорофеева Елена Викторовна

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

автор: Дорофеева Елена Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ "Селенгинская гимназия"

пгт.Селенгинск

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

                        Виды проблемных диалогов:

•      Через использование цитат.

•      Через ключевой вопрос урока

•      Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры

•      Через столкновение мнений

•      Через грамматическую сказку

•      Через ошибку

•      Проблема «лёгкой темы»

•      Прием сравнения

•      Прием сопоставления репродукций

•      Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

•      Использование иностранного языка

Первый – это использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Я предлагала цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др.

Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения  Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» использую отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает ииспользование мнимой ошибки. Как вариант, на доске я пишу 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.

Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

 

 

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники»(Окружающий мир 4 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы»

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен я начинала  урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и прилагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

Использование иностранного языка помогло при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой  взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитанииПри этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?  Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.

Ведущие принципы:

-принцип деятельности

-комфортности

-непрерывности

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих  уроков:

– конкурсы

– викторины

– уроки-праздники

– путешествия по сказкам

Также провожу  тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Результаты работы.

При проверке техники чтения у детей в классе  были выявлены результаты:

Справляются-94% учащихся

Правильно читают- 64% учащихся

Эмоционально читают-62% учащихся

Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые я использую, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 85%). Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

Список использованной литературы

1. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1980.

2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002.

3. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984

4.  Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов на Дону, 1970.

5. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. — М.: Педагогика, 1981.

6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981.

7. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского. М., 1981.

8. Громцева С. Н. Поиск новых путей. —  М.: «Просвещение», 1990.

9. Дидактика средней школы / под ред. М.Н.Скаткина. M., 1982

10. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. —  М.: «Просвещение», 1986.

11. Каратяев Б.И. Учение – процесс творческий. M., 1980

12. Кулешова Л. Е. Нестандартные формы организации урока. — Краснодар, 1993.

13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

14. Лесохина Л. Н. Урок-диспут,- Л.  1995 г.

15. Лыссой Ю. И. Русская литература XIX века. —  М.: «Просвещение», 1997.

      16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997, стр. 65.

17. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982.

18. Матюшкин М.А. К проблеме “шага ” в процессе усвоения // Новые исследования в педагогике и психологии. M., 1996



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

автор: Дорофеева Елена Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ "Селенгинская гимназия"

пгт.Селенгинск

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

                        Виды проблемных диалогов:

•      Через использование цитат.

•      Через ключевой вопрос урока

•      Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры

•      Через столкновение мнений

•      Через грамматическую сказку

•      Через ошибку

•      Проблема «лёгкой темы»

•      Прием сравнения

•      Прием сопоставления репродукций

•      Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

•      Использование иностранного языка

Первый – это использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Я предлагала цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др.

Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения  Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» использую отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает ииспользование мнимой ошибки. Как вариант, на доске я пишу 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.

Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

 

 

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники»(Окружающий мир 4 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы»

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен я начинала  урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и прилагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

Использование иностранного языка помогло при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой  взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитанииПри этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?  Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.

Ведущие принципы:

-принцип деятельности

-комфортности

-непрерывности

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих  уроков:

– конкурсы

– викторины

– уроки-праздники

– путешествия по сказкам

Также провожу  тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Результаты работы.

При проверке техники чтения у детей в классе  были выявлены результаты:

Справляются-94% учащихся

Правильно читают- 64% учащихся

Эмоционально читают-62% учащихся

Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые я использую, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 85%). Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

Список использованной литературы

1. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1980.

2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002.

3. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984

4.  Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов на Дону, 1970.

5. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. — М.: Педагогика, 1981.

6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981.

7. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского. М., 1981.

8. Громцева С. Н. Поиск новых путей. —  М.: «Просвещение», 1990.

9. Дидактика средней школы / под ред. М.Н.Скаткина. M., 1982

10. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. —  М.: «Просвещение», 1986.

11. Каратяев Б.И. Учение – процесс творческий. M., 1980

12. Кулешова Л. Е. Нестандартные формы организации урока. — Краснодар, 1993.

13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

14. Лесохина Л. Н. Урок-диспут,- Л.  1995 г.

15. Лыссой Ю. И. Русская литература XIX века. —  М.: «Просвещение», 1997.

      16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997, стр. 65.

17. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982.

18. Матюшкин М.А. К проблеме “шага ” в процессе усвоения // Новые исследования в педагогике и психологии. M., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Технология личностно - ориентированного обучения в начальной школе.

Положения, технология личностно ориентированного образования. Специфика проведения личностно ориентированного урока в начальной школе....

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.

В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...