Методические рекомендации для учителя начальных классов
консультация на тему

Квасова Вера Владимировна

Методические рекомендации для учителя начальных классов составлены на основе документов Министерства образования РФ и Сан Пин. Они помогут молодому учителю правильно организовать учебный процесс и вести документацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (2010, 2013, 2015)

Кабинет

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок:

- для потолков - белый,

-  для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, зеленого, голубого (пастельных оттенков),

- для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °C

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены

в большие перемены

От +10 до +6

4 - 10

25 - 35

От +5 до 0

3 - 7

20 - 30

От 0 до -5

2 - 5

15 - 25

От -5 до -10

1 - 3

10 - 15

Ниже -10

1 - 1,5

5 - 10

Количество обучающихся в классе

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.

         Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

- не менее 2,5 мОб утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Основная образовательная программа

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице.

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
(в академических часах)**

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе,

не более

Независимо от продолжительности учебной недели,

не более

1

21

10

2-4

26

23

10

Примечание: 
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Внеурочная деятельность

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Общий объём нагрузки в течение дня

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения:

в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,

в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый;

январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый.

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Составление расписания

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. 

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский, иностранный язык

7

Природоведение, информатика

6

Литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Составление рабочей программы

и календарно – тематического планирования.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 576 от 31декабря 2015 года

Рабочие программы учебных предметов  … должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

        Рабочие программы … должны содержать:

  1. Планируемые результаты освоения учебных предметов,
  2. Содержание учебного предмета,
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы на весь учебный год. При этом расписывается тематика каждого урока  и дата.

Тема урока должна отражать фактическое содержание урока.

Контрольные работы и изучение нового материала целесообразно планировать на середину недели.

Организация учебного процесса

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (2010, 2013, 2015)

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку стула поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

 Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов.

Работа с компьютером

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

  • для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
  • для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;

Работа с интерактивной доской

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:

  • в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

  • в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
  • 3-4 классах— не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Об организации обучения в первом классе

четырехлетней начальной школы

Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11-13

Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 n 408/13-13

Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание первоклассников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Если позволяет площадь, допускается размещение специальных шкафчиков для хранения одежды в рекреациях. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год, как правило, делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5 - 6 недель учебы сменяются недельными каникулами.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30 - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков.

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики).

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни

Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10 - 12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз).

Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании.

Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10 - 12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 - 60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4 - 5 экскурсий по окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и 6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
                                                Организация уроков математики

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках - играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках - экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр "Как найти свою группу", "Кто первый", "Угадай-ка", "Кто дальше, кто выше, кто больше", "Научи другого" и др.; экскурсия в кабинет математики.
2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Подвижные игры, игры - театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде".
2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки "Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево"; через подвижные игры "Комнатные растения".
3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например "Наш город (село)", "Дорога от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".
4. 3доровье: подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья".

Организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока "Золотые краски осени");
- экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно - краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно - прикладного искусства) (например, тема урока "Красота изделий народных умельцев");
- игры (например, тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр:
1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как "Красота окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар". Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые в последствии дети будут воплощать в своих работах.
2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии "Природа - художник и скульптор" ("Что нам дарит природа?"). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсия может включать игры - соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички".

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка?)", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т.д.
3. Можно предложить уроки - конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил".

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.

Порядок ведения личных дел учащихся

1.  Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия).

2. Личные дела учащихся хранятся в канцелярии директора в строго отведённом месте. Личные дела одного класса находятся вместе в одной папке и должны быть разложены в алфавитном порядке. В папке личных дел класса находится список учащихся с указанием фамилии, имени и Ф.И.О. классного руководителя. Список меняется ежегодно.

3. Титульный лист Личного дела заполняется в соответствии с требованиями: указывается наименование и местоположение ОУ в соответствии с Уставом, ФИО ребенка записывается в родительном падеже, ставится дата принятия учащегося, подпись директора школы и печать ОУ.

4. В личное дело учащегося заносятся: общие сведения об учащемся (заполняются все разделы без пропусков), итоговые оценки успеваемости по классам, заверенные подписью классного руководителя и печатью, записи о наградах (похвальный лист, похвальная грамота, золотая медаль).

5.  Личное дело ученика формируется из следующих документов:

  • заявления родителей с указанием, что родители ознакомлены с Уставом школы и визой директора ОУ «в приказ»;
  • медицинская карта (справка) о состоянии здоровья;  
  • договор о предоставлении общего образования.

6. В личное дело учащегося при выбытии его из школы вкладывается форма N 26 (сведения о состоянии здоровья), заполняемая по результатам ежегодных медицинских осмотров.

7. Личные дела учащихся в I – XI заполняются классными руководителями. Общие сведения об учащихся корректируются классным руководителем по мере изменения данных.

8. Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи учащихся (например, № К/5 - означает, что учащийся записан в алфавитной книге на букву "К" под № 5).

9. При переходе учащегося из одного образовательного учреждения в другое личное дело выдается на основании письменного заявления родителям или лицам, их заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге. Вместе с личным делом школа выдает академическую справку о текущей успеваемости ученика; по окончании школы личное дело учащегося хранится в архиве школы 3 года.

10. Контроль за состоянием личных дел осуществляется секретарем учебной части, заместителем директора по учебной работе и директором общеобразовательного учреждения.

11. Проверка личных дел, учащихся осуществляется по плану внутришкольного контроля, не менее 2 раз в год. В необходимых случаях, проверка осуществляется внепланово, оперативно. Цели и объект контроля – правильность оформления личных дел учащихся.

12.По итогам проверки заместитель директора готовит справку о результатах проверки.

Заполнение классного журнала

1. При заполнении классного журнала следует учитывать, что он является государственным нормативно-правовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя.

2. Классный журнал рассчитан на учебный год. Учебный год, наименование

общеобразовательного учреждения и класс указываются на титульном листе журнала.

Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например: 1 «А», 1 «Б».

3. В классном журнале фиксируются часы инвариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия, проводимые во второй половине дня, а также классные часы, занятия по ПДД и правилам безопасного поведения записываются в отдельных журналах.

4.Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой одного цвета четко и аккуратно, без исправлений. В случае выставления учителем ошибочной оценки необходимо ее зачеркнуть, рядом поставить правильную и сделать запись на этой странице следующего содержания: дата, ФИО ученика (цы) ошибочно выставлена оценка «4» (хорошо), верной считать оценку «3» (три). Данная запись фиксируется учителем-предметником и без подписи директора общеобразовательного учреждения, заверенной печатью, является недействительной. Злоупотребления учителя, допускающего систематические исправления, фальсифицирующие истинную картину знаний учащегося, являются серьезным нарушением. В случае обнаружения вышеуказанных нарушений директор школы обязан потребовать от учителя письменного объяснения и применить к нему меры дисциплинарного воздействия.

5. Названия предметов на странице «Оглавление» записываются согласно утвержденного учебного плана образовательного учреждения с заглавной буквы.

6. Ведение предметной страницы осуществляется следующим образом:

- Наименование предмета пишется со строчной буквы.

- Фамилия, имя, отчество учителя, ведущего предмет, пишется полностью.

- Список учащихся составляется в алфавитном порядке с указанием фамилии и имени.

- Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12.).

-   Фамилия и имя (полное) ученика, поступившего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на соответствующих страницах по предметам, а затем на

следующих страницах фамилия и имя прибывшего вписывается строго по алфавиту уже без отметки о прибытии.

- Отметка о выбытии учащегося делается на соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося следующим образом: «выбыл 10.11.14г., приказ № 35 от 11.11.14г.». В дальнейшем в список обучающихся он не вносится. На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись: «выбыл 10.11.2014г., приказ №_ от «__»____2014г.»

7. На каждого учащегося, индивидуально обучающегося на дому, заводятся журналы индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждённым руководителем ОУ, содержание пройденного материала, количество часов. В классном журнале напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные

программы в форме обучения на дому, делается запись: «обучение на дому (индивидуальное обучение), приказ №___ от «___» ______2014г.».

Отметки текущей аттестации данно категории учащихся выставляются в журнал индивидуальных занятий. Четвертные, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными

представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе обучающихся на дому из класса в класс, о выпуске из образовательной организации.

8.  На левой странице журнала ежеурочно выставляется дата. В клетках для отметок может быть записан только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, Н. Отсутствующие отмечаются буквой «н» ежеурочно, общее количество пропусков в конце четверти вносится в сводную ведомость посещаемости. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается. Отметки за контрольные письменные работы выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа. Выставление двух отметок через дробную черту в одной клетке за одну работу допускается только после проведения диктанта с грамматическим заданием. Отметка за творческую работу (изложение и сочинение) выставляется одна, в соответствии с датой проведения данного вида работы.

Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению. Две отметки 2, 2 подряд недопустимы.

9. Итоговые отметки за каждую четверть выставляются после записи последнего урока по данному предмету, не пропуская клеточки и не отделяя их вертикальной чертой.

Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более 5-9 при учебной нагрузке  двух и более  часов в неделю с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.

10.  Текущие отметки следующей четверти (полугодия) выставляются без пропуска одной клетки после итоговых четвертных (полугодовых) отметок.

11.Темы проводимых занятий записываются согласно календарно-тематическому планированию. В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных,

самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например: «Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел», «Практическая работа по тме:«Определение состава почвы». При записи тем «Повторение», «Обобщение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.

12.Запись домашнего задания ведется регулярно, начиная со второго класса. Исключение составляют предметы: музыка, изобразительное искусство, технология. Домашнее задание по данным предметам не является обязательным, носит эпизодический характер по степени необходимости отработать навык, полученный во время урока.

В графе «домашнее задания» учитель указывает содержание задания, страницы, номера задач, упражнений, параграфов, а также отражает характер выполнения (читать, пересказывать, выучить наизусть и т.д.); домашние задания должны носить дифференцированный характер, включать индивидуальную работу с обучающимися, что также отражается в данной графе, например, подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций, проектов.

13. В общих сведениях об учащихся число, месяц, год рождения ребенка пишется арабскими цифрами, фамилию, имя, отчество – полностью; фиксируются данные обоих родителей: ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, домашний адрес, домашний телефон (сотовый).

14. Страницу «Показатели здоровья обучающихся» заполняет медицинский работник школы. Данные заверяются медицинским работником или подписью директора школы и печатью (ставится дата, печать и подпись). Классный руководитель и учитель физической культуры расписываются внизу страницы в подтверждение, что они ознакомлены с показателями здоровья обучающихся.

15.  Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

16. Журнал проверяется завучем по УВР, о чём делается запись в журнале.

Домашние задания и ведение дневников

1. Дневники учащихся следует вести со второго класса. 

«...В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания»; «…у первоклассников не сформированы в должной степени навыки чтения, письма, оформления письменных работ»; «…домашние задания задаются только со второго полугодия» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г.‚ 021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

2. «...Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

во 2-3-х - до 1,5 часов;

в 4-м - до 2-х часов.

Начинать самоподготовку целесообразно в 15-16 часов ….»

(Методические рекомендации Минобразования РФ от 18.06.2015 № НТ-670/08 ).

3. Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу сказано, что «…Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения в установленных пределах: не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала».

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

4. В графе "Домашнее задание" записываются содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т.д., страницы, номера задач и упражнений). При этом, чтобы исключить перегрузку учащихся, в контроль за ведением дневника входит и суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день, включая все составляющие домашнего задания по иностранному языку.

Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки учащихся.

5. На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (Письмо Минобразования РФ от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «...Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (п. 9.)). Если по учебному плану предмет рассчитан на 1 – 2 часа в неделю, то детям необходимо рекомендовать готовить домашнее задание по этому учебному предмету в дни с наименьшим объемом заданий по всем предметам.

Данное требование относится ко всем учебным предметам (в том числе и в первую очередь, по иностранному языку) независимо от количества часов по учебному плану в неделю.

6. Записи домашних заданий и расписание уроков в дневниках должны быть записаны четко, безошибочно и полно. Название месяца и названия учебных предметов записываются с маленькой буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям.

7. Оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников, в том числе и в дневниках учащихся, осуществляется только со второго класса и в строгом соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. N° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», в котором сказано, что «...Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года.

8. Недопустимо ставить отметку «1». В начальной школе введена четырехбальная система цифровых оценок (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»). Категорически запрещается ставить отметку «2» и снижать любую отметку за отсутствие у учащихся на уроке школьно-письменных принадлежностей, а также за опоздание в школу или на урок. 

Если учитель ставит отметку «2», то он обязан в дневнике обучающегося на той же строке сделать пометку, за что (вид, характер и объем работы) произошло столь значительное снижение отметки.

9. Отметка за поведение не допускается. Оценки за поведение и прилежание официально упразднены Минобразованем РФ в 1991 году. Фактическое состояние поведения обучающихся на уроке и вне урока не должно влиять на оценки (отметки) за устные ответы и письменные работы.

10. В соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» возможна оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится.

В дневник (или в тетрадь) учащегося учитель может выставить две отметки (например, 5/4) за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).

Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:

- в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).

11. Отметки в дневниках учащихся, тетрадях для контрольных работ, классном журнале должны совпадать. Расписание уроков в дневниках должно соответствовать учебному плану, СанПиНу и общешкольному расписанию уроков.

12. Все записи в дневниках учащихся должны вестись аккуратно, четко и безошибочно. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т.к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Так же это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям - предметникам, которые работают в данном классе (музыка, ИЗО, физическая культура, иностранный язык). Не допускается выставление текущих и итоговых отметок в дневниках самими учащимися и заверение их подписью учителя или классного руководителя.

13. В дневниках также следует аккуратно, четко и безошибочно заполнять титульный лист, расписание уроков, звонков, факультативов, секций, кружков.

14. В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица их заменяющие) проверяют дневники и ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника.

15 . В конце учебной четверти (или триместра) отметки по каждому предмету выставляются классным руководителем в итоговой ведомости успеваемости на соответствующей странице дневника. Также проставляется количество пропущенных уроков за четверть, после чего классный руководитель и родители учащихся (или лица их заменяющие) ставят свои подписи.

16. Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы учащиеся, должны быть зафиксированы в дневниках (внеурочные занятия, праздники, экскурсии, другие виды деятельности.) Особенно это относится к тем мероприятиям, которые проводятся вне расписания уроков и связаны с повышенной опасностью для обучающихся (экскурсии и др.).

17. Все записи, замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные учителем в дневнике школьника, должны быть корректными, грамотными и соответствовать нормам этики и уважения ко всем участникам образовательного процесса.

18. Контроль за качеством ведения дневников учащихся осуществляют:

а) ежедневно – учителя-предметники по своим предметам;

б) еженедельно - классный руководитель;

в) ежемесячно и раз в четверть - заместитель директора школы первой ступени.

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

Журнал «Начальная школа»

Программа по УМК «ГАРМОНИЯ»

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ.

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть и составлена с  учётом положительных позиций по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

№ п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

  

  

текущих

контрольных

  

  

1

Русский язык

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1–4

  Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

2

Литературное чтение

Нет

Нет

1–4

  Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

3

Математика

Прописи либо рабочие тетради

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1–4

  

4

Окружающий мир

Нет

Нет

1–4

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

5

Иностранный язык

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

  

6

ИЗО

Альбом

Нет

2–4

  

6

Технология

Нет

Нет

1–4

  

8

Музыка

В соответствии c программными требованиями

1–4

  

9

Физ. культура

Нет

Нет

1–4

  

Для контрольных работ по русскому языку, математике используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

Т.к. работы по развитию речи и коммуникативных УУД (изложения, сочинения и т.п.) по УМК «Гармония имеют обучающий характер, то ведение отдельно тетради для творческих работ во 2-4 классах нецелесообразно.

Учащиеся 1 класса пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линию учителем определяется со второго полугодия 2-го класса или с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает учитель. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

Тетрадь

для работ

по математике

(по русскому языку)

ученика(цы) 3 класса «А»

 средней школы № 4

с. Московского

Ивановой Ольги

Примечание

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке.

Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.

Оформление письменных работ по математике и русскому языку

Общие положения

1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами).

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

2. Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся (Соловейчик: «…не проводить в начале урока изолированные минутки чистописания, а достаточно регулярно «вкрапливать» в разные его моменты определённые задания.»)

 А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки:    

 1-2 класс- 2 строки, ежедневно.

 3-4 класс- до 3 строк, 2-3 раза в неделю.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Напомним некоторые варианты заданий, предложенные авторами УМК «Гармония»:

• после Вашего сообщения о встретившихся при проверке тетрадей неудачно написанных буквах (соединениях) на полях или по центру строки написать их по одному разу и последить за ними на уроке; через некоторое время предложить найти те же буквы в своей записи, сравнить их с образцом и оценить (с помощью знаков + или - );

• просмотреть сделанные записи и карандашом поставить + над буквами, соединениями букв, которые удались, и отметить знаком - те, которые не получились; последние написать ещё раз на полях и взять под особый контроль;

• оценить (знаками +, -, +-, -+) с точки зрения красоты и аккуратности всю запись (классную или домашнюю) в своей тетради;

• «задать» себе домашнее задание, выписав на отдельную строку буквы, в красивом написании которых нужно потренироваться;

• дома просмотреть свою классную работу и по одному разу написать буквы, которые на следующем уроке нужно постараться написать лучше.

3. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Выбирайте способ показа ученику его ошибки. Не ограничивайтесь её исправлением (хотя и оно возможно), а прибегайте к разнообразным приёмам. Так, зачеркните неправильны ответ,  подчеркните букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение, выделите нужную морфему или укажите её на полях, а может быть, отметьте только строку, где нужно искать ошибку.

Дополнительно на полях напишите правильную букву, приведите верную запись слова или назовите номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация. Оставшуюся часть правки ученик должен будет выполнить самостоятельно.

Выбор способа исправления и Вашей «подсказки» определяется рядом факторов: возможностями учащегося, характером ошибки, моментом обучения и т. д. Ваша помощь должна быть адресована данному ребёнку, должна учитывать уровень его подготовки и

обеспечивать именно ему постепенное формирование необходимых умений.

Сказанным определяется организация самой работы над ошибками. Желательно, чтобы, получив тетрадь, школьник, опираясь на сделанные пометы, исправил свои ошибки (те, которые Вы ему не исправили, а подсказали). Эпизодически для этого можно отводить часть времени на отдельных уроках.

Выполняя работу над ошибками обучающиеся могут пользоваться памятками, данными в учебниках или учителем.

Оформление письменных работ по русскому языку

1.При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Соблюдать поля с внешней стороны.

2. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки.  В 1 классе в период обучения грамоте по мере изучения букв дату работ проставляет учитель сокращенно (например, 1 с., 12 ок.). Далее в 1 классе, а также во 2 учащиеся самостоятельно записывают число арабской цифрой, название месяца прописью (например, 24 марта). В 3-4-м классах допускается в записи числа писать имена числительные прописью (например: Первое декабря.)
3. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.

4. В 4-м классе указывается название изучаемой темы (например: Имя существительное.)

5. В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.

Словарный диктант.
(название) 

Пушок.
В тайге.
Ранняя весна.

6. В начале того или иного урока могут проводиться проверочные словарные диктанты, но проведение отдельного вида работы (Словарь.) авторы УМК «Гармония» не планируют. Слова, написание которых нужно запомнить, включаются в общую систему упражнений. При этом особое значение придаётся работе с орфографическим словарём.

7. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

8. Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

9. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки. В 1-2 классах - краткая форма записи, в 3-4 классах - полная форма записи.

Например:
Упр. 14.

Упражнение 14.

10. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, пунктирно линие – дополнение, пунктир-точка – обстоятельство. При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

Проверку написания (например, диктантов) и грамматические задания (при выполнении заданий надписать, указать…)  учащиеся проводят карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

11. По УМК «Гармония» обозначать орфограммы (подчеркнуть- если правило известно или указать точкой- если правило незнакомо) следует простым карандашом. Если вы вписываете буквы на месте пропусков зелёной пастой, то орфограммы можно не подчёркивать карандашом.

На месте орфограммы допускается пропуск, выполненный самим учеником во время письма сомнительной для него буквы (приём письма с «окошками»).

12. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

Оформление письменных работ по математике

1.При оформлении письменных работ по математике на новой странице следует писать с самой верхней строки (на второй полной клетке сверху). В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (не более 5 мм). Соблюдать поля с внешней стороны.

2. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки.  В 1 классе в период обучения грамоте по мере изучения букв дату работ проставляет учитель сокращенно (например, 1 с., 12 ок.). Далее в 1 классе, а также во 2-4 классах учащиеся самостоятельно записывают число арабской цифрой, название месяца прописью (например, 24 марта). В 4-м классе число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»). Число на полях пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа.

3. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.

4.Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

5.  Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

6. В тетрадях для контрольных работ по математике предложение «Контрольная работа» не пишется, указывается вариант работы. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру.

Например:
I вариант.

7. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

8. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Номер задания рекомендуется писать по середине строки, так как это позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы.

9. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;

- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

 Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз, 34 см

10. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

- записать выражение полностью;

- указать цифрами (можно простым карандашом) над знаками порядок действий;

- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;

- записать окончательное значение выражения.

Например:

         3       1      4        2

3450 – 145 * 2 + 1265 : 5 = 3413

1)145*2=290

2) 1265 /5 __            3) _3450        4) + 3160

         6    253                     290                  253

         15                           3160                3413

            0

110. Приводим образцы оформления уравнений:   

х+123- 56*2= 638

х+123-112=638

х+123=638+112

х+123=750

х=750-123

х=627

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Ответ или проверка уравнения в УМК «Гармония не предусмотрены».

11.Слово «Задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись и пр. Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки и чертежи чертятся простым карандашом. «Главные» слова пишутся с большой буквы. При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее полного вычерчивания (не чертим внешние границы). Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения. В 3-4 классах пишется пояснение к действиям.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространённой форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

Например:

1) 80 + 60 = 140 (км/ч) – скорость сближения;

2) 140 – 100 = 40 (км) – расстояние между машинами через 1 час.

Ответ: расстояние между машинами через 1 час будет 40 км.

        Если пояснение к последнему действию задачи дублирует ответ, то это пояснение можно не писать.

Если в задаче даны выражения и необходимо их пояснить, то ответ писать нет необходимости. Например:

      6 * x – пошло метров на x костюмов;

  1. – 6x – пошло метров на 18 платьев.

12. При оформлении задач геометрического типа все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения подписываются ручкой. Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. Обозначения выполняются прописными буквами латинского алфавита.

                                         А               В

                                         D                 С

При выполнении краткой записи слова длина, ширина, периметр, площадь  не рекомендуется обозначать кратко латинскими буквами a, b, P , S, т.к. по УМК «Гармония»  в задачах используется понятие «полупериметр» и замена понятий латинскими буквами затрудняет решение задач. 

Задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см                                 Периметр -? см

Ширина – 6 см                                 Площадь - ? см2

(12+6)*2=36 (см)- периметр прямоугольника

12*6=72 (см2) – площадь прямоугольника

Ответ: периметр-36 см, площадь -72 см2

Порядок проверки письменных работ учителем

1. Тетради учащихся по русскому языку и математике, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.

2. Контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы по математике проверяются у всех учеников и возвращаются учащимся к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

3. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

 Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

4. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях для текущих или для контрольных работ. Отметка за работу над ошибками не ставится.

5. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или пунктуационный знак косой линией и надписывает вверху нужную букву, знак, верный результат математических действий (или не надписывает, давая возможность учащемуся подумать, выполняя работу над ошибками); при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак препинания;

- неверно написанные часть слова, слово, предложение зачеркиваются тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывается нужные буквы, слова, предложения; нельзя заключать неверные написания в скобки;

- в тетрадях по русскому языку на полях учитель может обозначать ошибку определенным условным знаком (I - орфографическая ошибка, V - пунктуационная).

6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные письменные работы обучающего характера оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Обучающие работы по развитию речи (сочинения, изложения) оцениваются учителем отметкой. Положительные отметки за эти работы могут быть выставлены в журнал по усмотрению учителя.

Контрольные работы

1.В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и  согласованным с учителями. В один рабочий день следует проводить в классе только одну письменную  контрольную работу, а в течение недели не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первую неделю после каникул, в первый день после праздника, в понедельник.

2. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.

3.При определении объема контрольной работы и её оценки учитывать следующие рекомендации.

Объем словарных диктантов:

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Контрольный словарный диктант проводить один раз в год (апрель) со 2-го по 4-ый класс

Нормы оценок за словарные диктанты:

«5» ставится за диктант без ошибок;

«4» ставится за диктант с 1 ошибкой;

«3» ставится за диктант с 2 ошибками;

отметка «2» ставится за диктант с 3 и более ошибками.

Объем диктанта и текста для списывания не должен превышать:

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1 четверть

20-25 слов

35-40 слов

60-65 слов

2 четверть

25-30 слов

40-45 слов

65-70 слов

3 четверть

15-20 слов

30 - 35 слов

45-50 слов

70-80 слов

4 четверть

20-25 слов

35-40 слов

50- 60 слов

80-85 слов

Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта.

Нормы оценок за диктант:

«5» (отлично) - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок (в 4-м классе – 1 исправление).

«4» (хорошо) - уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок (2 исправления считаются за одну ошибку);

«3» (удовлетворительно) - достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок;

«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.

Нормы оценок при списывании:

 «5» ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка;

«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;

«2», за работу, в которой 4 ошибки и более.

Оценивание изложения.

Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией.

К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. В изложении оцениваются полнота и точность передачи содержания, построение текста, построение предложений. Грамотность проверяется, но не оценивается.

Тесты как вид контроля вводятся только со второго полугодия 2-го класса. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

        

Не рекомендуется включать в контрольные и тестовые задания следующие темы (УМК «Гармония»), т.к. они или не изучаются по программе (п.1,2, 3),  или представлены для общего ознакомления:

1.Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья,-ье, -ов, -ин

2. Глаголы-исключения I спряжения – брить и стелить.

3. Для морфемного разбора слова глаголы в неопределенной форме на –ть и -ти

4. Правописание местоимений, числительных.

5. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

6. Сложные предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов

В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....

Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....

Методические рекомендации для учителей начальных классов. Как научить ребенка учиться.

Данный методический материал раскрывает суть о принципиально новом механизме формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС – универсальных учебных действий и умения учиться в ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...