Выступление на педагогическом совете
методическая разработка на тему

Дмитриева Елена Михайловна

Тема выступления: «Внутриклассное дифференцированное обучение в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dif._obuchenie.zip1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

(№ 1 слайд)

Тема: «Внутриклассное дифференцированное обучение в начальной школе»

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

В ФГОС выдвинута концепция уровневой дифференциации, согласно которой школьники, обучаясь по единой программе, получат возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательной подготовки. Достижение этого уровня свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению учебного материала.

№ 2 слайд       Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего государственный стандарт образования, и при этом создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для усвоения изучаемого материала на более высоких уровнях. В соответствии с этим по каждой теме явно выделен уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала.

№ 3 слайд     Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в себя. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.   Систематическое же применение разных форм дифференциации позволит учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получая развитие, повысить интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся.   В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения.    Все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по – иному организовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, парами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.

   В современных условиях появилось много учебников, были созданы программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать дифференцированный подход, что влечет за собой разностороннее развитие личности

  Но возникает вопрос , как с введением новых стандартов строить процесс дифференцированного обучения?

  Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

 № 4 слайд

  Для себя мы эту работу разбили на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических,

   и  психологических,  и  личностных.

  1. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 № 5 слайд

3.         Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 № 6 слайд

 С нашей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е эти группы не постоянны, их состав может меняться.. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе. Деление класса на группы помогает учителю организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность у детей за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания даются каждому ученику в зависимости от его группы. Слабому они помогают чувствовать свою нужность – он выполняет часть общей работы.

Учителя начальной  школы для разноуровневого обучения используют:

 № 7 слайд, 8 слайд

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

 № 9 слайд

Разноуровневая  дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: 

  • изучение нового материала;
  • дифференцированная домашняя работа;
  • учет знаний на уроке;
  • текущая проверка усвоения пройденного материала;
  • самостоятельные и контрольные работы; (Показать контрольные работы и ТПО)
  • организация работы над ошибками;
  • уроки закрепления.

Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

  • При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания.
  • Второй  уровень -  уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
  • Третий уровень – творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок.

Вашему вниманию предлагается ряд заданий по теме «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова».

 (№ 10 слайд )    При усвоении пройденного материала учащимся можно предложить ряд заданий, одно из которых вы видите на экране.

Здесь задание предлагается учащимся 1 группы

        

   (1группа.) Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

     В…лна, в..сна, д..мишко, 

     л..сной. с..оновый, в..дичка.

Волнистый, волноваться,

волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом,                     лесок, лес, сосны, вода,                       сосенки, водный.

 (№ 11 слайд)       2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

б-гун -                   Алгоритм.

х-дить-             1. Прочитай слово.

сл-ды-              2. Поставь ударение.

в-да -                3. Выдели корень.

б-да  -               4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна  -                 проверочные слова.

                        5. Напиши слово, вставь букву.

                        6. Обозначь орфограмму.

(У каждого ученика алгоритм выполнения задания находится на парте)

  

 (№ 12 слайд)       3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

Разноуровневые задания используются  на разных этапах урока, рассмотрим один из вариантов заданий, который можно предложить при знакомстве с новым словарным словом.

 (№ 13 слайд)              

Учащимся предлагается выполнить задания по выбору:

1 уровень  Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги.

2 уровень Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги. Придумай и запиши предложение с этим словом.

3 уровень Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги. Придумай и запиши предложение с этим словом.

На уроках математики учителя используют различные виды заданий, например:

 (№ 14 слайд)      

  • задание с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.
  • нестандартные и исследовательские задания.

Например, дана задача:  (№ 15 слайд)      

Карточка №1

«В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-ой группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-ой группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-ой группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами.

Карточка №2 (№ 16 слайд)      

«Найдите значение выражения».

Задание для 1-ой группы.
28 : 2 +3
45 – 7 * 3

Задание для 2-ой группы.
28 : 2 + 56 : 8
5 * 9 – 7 * 3

Задание для 3-ой группы.
28:2+(50+6):8
(35–30)*9–7*3

Карточка №3 (№ 17 слайд)      

Задача «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»
В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.

Задание для 1-ой группы.  (№ 18 слайд)      
Верно, ли составлена краткая запись задачи:
Привезли - ? 15 б. и 13 б.
Съел - ?
Осталось - 9 б.

Задание для 2-ой группы
Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли, Матроскину и сколько он съел?

Задание для 3-ой группы.   
Воспользуйся схемой и реши задачу:
1) * + * = * (б) – привезли.
2) * - * = * (б)
Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно.

  На уроках литературного чтения одно из дифференцированных заданий может выглядеть следующим образом: .  (№ 19 слайд)      

 на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;

на более высоком - план для пересказа;

на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

На уроках  окружающего мира используются задания творческого характера по описанию растений, животных, природных зон.

Эти задания предусматривают дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Карточки с заданиями применяются при изучении нового материала, опросе учащихся и проверке домашнего задания.

Задание: «Соедини стрелками» (№ 20 слайд)      
Луг                   Тимофеевка
Поле                    Клевер
                            Ромашка
                            Мышиный горох
                             Лютик
                           Мятлик
                            Колокольчик

В копилке наших учителей находится огромное количество материала по
дифференцированному обучению в начальной школе, если рассказывать обо всем, то конечно не хватит времени….

А поэтому

 (№ 21 слайд)      

Можно сделать вывод:

Таким образом, дифференцированный подход в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, шире использовать познавательные возможности сильных учащихся, постоянно поддерживать интерес к предмету.

Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

 (№ 22, 23 слайд)       Учителя нашей школы стремятся к тому, чтобы выпускник начальной школы умел использовать свои знания и умения не только на уроках, но и при решении жизненных ситуаций.

 (№ 24 слайд)      

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...