Выступление на педагогическом совете
методическая разработка на тему

Дмитриева Елена Михайловна

Тема: « Современная модель комфортной адаптации детей дошкольного возраста к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedsovet_adaptatsiya.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Выступление на педагогическом совете.

Тема: « Современная модель комфортной адаптации детей дошкольного возраста к школе»

                                                                Выступление подготовила:

                                                                           учитель начальных классов      

                                                                           Дмитриева Е.М

Краснокаменск 2013г.

«Быть готовым к школе – не значит

                                                                 уметь читать, писать и считать.

                                                                Быть готовым к школе – значит

  быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

         Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

        Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

        Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

        Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности,  и одновременно повысить  желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Реализуя программу стандартов нового поколения,мы понимаем, что будущие первоклассники в течении учебного процесса должны овладеть  УУД ( компетентности : определенным набором знаний, уметь общаться и взаимодействовать в коллективе. Поэтому уже занимаясь с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки  педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.  

Уже много лет наши педагоги работают по программе «АБВГДейка».

Цели    программы:

  • развитие потенциальных возможностей ребенка;
  • создание предпосылок к школьному обучению –  формирование предпосылок  УДД (универсальных учебных действий);
  • обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
  • охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности.

Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой  сферы; развитие коммуникативных умений.

Особенности программы «Школы будущего первоклассника» по преемственности:

     1.    Не допускает дублирования программ первого класса;

     2.    Создает условия для включения  ребенка в новые социальные формы общения;

  1. Готовит переход от игровой  к творческой, учебной, деятельности;
  2. Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
  3. Особое внимание уделено физическому развитию и  взаимодействию с родителями;
  4. Представлена  комплексная  диагностика готовности к школе.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

Программа создана на основе комплексно-тематического принципа. Содержание программы построено на интегрированной основе. Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников. Занятия проводятся с февраля по май по субботам, 3 занятия по 25 минут с 10 минутным перерывом. Уже с первых занятий дети обучаются работе на интерактивной доске, причем делают это легко и увлеченно.

Принципы:

1.    Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

3.   Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

4.   Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

5.   Открытость

6.   Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку.

7.Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей).

Основными идеями при организации работы  в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:  

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

 Коллектив педагогов, работающих с дошколятами  в своей работе опираются на 4 основных принципа:

  • принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей.Новый материал  не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков).
  • принцип минимакса  (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
  • принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей.Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
  • принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)                              

Планируемый результат:

Дошкольник готовый к обучению должен

Знать:

·       правила поведения в школе на уроке и на перемене;

·       как правильно организовать своё рабочее место;

·       правила посадки за партой;

Уметь:

·       правильно держать ручку, карандаш;

·       внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции;

·       переключаться с одного вида деятельности на другой;

·       правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;

По окончании курса:

·       добиться сформированности положительного эмоционального отношения к обучению в школе у будущих первоклассников;

·       привить  детям навыки  уверенного поведения школьника;

·        по результатам диагностики выработать  рекомендации родителям для дальнейшей работы с детьми в последующий период подготовки к школе

Механизм реализации программы:

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни:

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

3.Разучивание подвижных игр и проведение их на переменах

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников:

1 .Комплектование групп по подготовке детей к школе.

2.Обеспечение наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение:

1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника.

IV.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

      Формирование   следующих   характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут).

•     Формирование навыка наблюдения за объектом:

- выделение существенных признаков объекта;

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции);

-умение найти лишнее;

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму).

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке).

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

3.Привлечение родителей как социальных партнеров.

Реализация программных требований:

Предметы:

1. Обучение грамоте/Русский язык.

2. Математика.

3.Окружающий мир.

4. Технология и конструирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...