«Учительский портфель» (из опыта работы в начальной школе)
статья по теме

Тема выступления: «Учительский портфель» (из опыта работы в начальной школе) + презентация к выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vystupleniya.doc57 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_stsenariyu.pdf1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Учительский портфель» (из опыта работы)

(слайд 1)

-Добрый день, уважаемые коллеги!  

-Представьте  себе, что Вам выпала возможность за 7-10 минут рассказать о своей педагогической деятельности,  чтобы бы Вы сказали искренне, без напыления красивых слов и выдуманных историй,  без обмана и фальши?

-Мой педагогический стаж составляет 25 лет. Много это или мало для формирования собственной педагогической философии? Психологи утверждают, что в этот период  учитель приближается к пику своей жизненной и профессиональной деятельности. Это профессиональный возраст, когда многое знаешь и многое умеешь, многое тебе по силам. Как накапливался опыт, который сейчас претендует называться моей педагогической философией?

Учительский портфель. Очень много интересной информации хранит он. (слайд2)  Наверняка в нем можно найти ответы на вопросы, которые бы могли  лечь в  основу моего сегодняшнего выступления.

Что в нем? Сомнения и поиск, знания и навыки, творчество и опыт. Год за годом

я взрослела как учитель, и на повестку дня  каждый раз выплывал  вопрос.

«Каким же  все таки должен быть современный учитель?»

(слайд3)

-эрудированный и образованный, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других;

(слайд 3)

- учитель – друг. Он должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии - науки, без которой сегодня учитель невозможен;

(слайд 3)

-учитель – профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний.

(слайд 3)

Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец, а самое главное – он творец детской души и мысли.

(слайд 3)

-учитель – ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, необходимо настойчиво искать новую информацию, умело управлять ее потоком, профессионально ее использовать. Дети с неимоверной скоростью  мчатся по пути технического прогресса и педагог должен соответствовать все возрастающим современным требованиям общества, учащихся. А значит, нужно забыть о том, что ты получил качественное образование раз и навсегда, все уже и так знаешь. Нужно идти учиться, постоянно совершенствоваться самой, самостоятельно осваивать современные  технологии, а затем вести за собой своих учеников

 -учитель – это прежде всего человек безраздельно любящий детей и свою профессию.

И сегодня  я уже задаю себе вопрос: (слайд 4)

Чему же я должна научить своих учеников?

Главной целью моей педагогической деятельности сегодня является формирование   саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. (слайд 5)

Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является учебно-исследовательская деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В процессе этого обучения я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок доказывал свою точку зрения, рассуждал. При любом ответе ребенок будет прав, если он сможет свой ответ аргументировать. Учебное  исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследованием, неизбежно включает основные элементы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Процесс развития учебно-исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направлено не на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие способностей, умений, мышления.

Тому подтверждение -  урок окружающего мира в 1 классе «Откуда берутся снег и лед?», который я представляю вашему вниманию. В основу урока легли: исследования гипотезы, практическая работа по выявлению свойств снега и льда, их образование.

На начальном этапе урока я настроила детей на учебную деятельность, вызвала интерес к изучению темы. К ним относится: целеполагание, как постановка учебной задачи

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Какие качества нужно проявить ,чтобы получился таким урок?

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности.

При актуализации знаний мы повторяем пройденный материал по теме «Как образуются реки?» Организую совместную деятельность с учащимися. Использую фронтальную беседу

-Как образуются реки?

-Как называется место, где начинается река?

-Какие реки нашей местности вы знаете?.......

Следующий этап –подготовка к восприятию темы. Создаю проблемную ситуацию. Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня непроизвольно возник вопрос.

- Зима ,она какая? Дети просматривают слайды и определяют признаки зимы.

После чего провожу словарную работу. Дети открывают  карточки с буквами и составляют зимние слова и тут же дают толкование слов –снег, лед, зима. Используется частично –поисковый метод, работа в парах.

-Без чего невозможно представить зиму?

-Кто догадался ,что мы сегодня  будем изучать  на уроке ? Дети формируют тему урока. Я формирую готовность учащихся к активной познавательной деятельности. При объяснении нового материала использую метод беседы. Перед детьми ставлю проблему  «Как образуется снег?» Дети высказывают свои предположения. Рассказываю сказку  «Сказка о рождении снега и льда», обеспечиваю восприятие и осознание учебного материала. Затем определяем свойства снега и льда. Проводится практическая работа в группах.

1.группа « Знатоки природы» .Цель эксперимента : «Изучение свойства снега и льда»

Гипотеза: « Снег и лед одно и то же». Дети проводят эксперименты. Их вывод : «Мы опровергаем гипотезу ,что снег и лед одно и то же»  

2.группа «Исследователи». Цель эксперимента: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить их запах»

Гипотеза: « У снега и льда нет ни запаха ,ни вкуса». Вывод детей : « Мы согласны с утверждением.  

 3.группа «Экологи». Цель : « Исследовать чистоту снега»

Гипотеза : «Снег и лед грязный» .Вывод детей : Мы считаем .что снег бывает разным ,где-то грязнее ,где- то чище. Мы согласны с гипотезой ,что снег и лед в любом случае грязный.

Таким образом, ребята самостоятельно сделали выводы и сравнили с выводом в учебнике. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. ценить и принимать следующие базовые ценности :»желание понимать друг друга, понимать позицию другого.))

-регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, ,самостоятельно определять важность выполнения различных заданий, самооценка)

-познавательные (наблюдение, работа с учебником, умение проводить практическую работу, извлекать информацию, проводить сравнения, обобщать и делать выводы)

-коммуникативные(участвовали в диалоге, высказывали свою точку зрения. умение договариваться .приходить к общему мнению ,отвечали на вопросы, )

На данном уроке прослеживались метопредметные связи с уроками русского языка(звуковой анализ слов), чтения(книжка-малышка), технология( из нескольких частей снежинки  составляли одно –целое), математика (считали количество лучей).

При первичном закреплении новых знаний и способов деятельности организовывала деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения  материала. Проходила работу по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи. Сравнивали наши выводы с выводами в учебнике.

 Следующим этапом была самостоятельная работа. Организовывала деятельность обучающихся по проверке знаний. Работа проводилась в рабочей тетради. Нужно было определить какие свойства принадлежат снегу ,а какие льду. Правильность выполнения работы проверялась по эталону на слайде.

На этапе включения нового знания и повторения материала проводилась  творческое задание .Дети самостоятельно дорисовывали лучи у снежинки, предварительно отгадав загадку.

Определяли в группах значение снега и льда для живого в природе . Применяла  ИКТ.

1.г.-для природы(согревает, дает отдых, питает водой)

2.г.-для людей(спорт ,забавы, красиво)

3.г.-для животных(дом)

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия.

За активную работу на уроке каждая группа получала снежинки. На этом этапе подвели итог .Обсудили ,что получилось, что понравилось, что нового узнали.

Если вам понравился урок ,прикрепите снежинку на доску.

-Что у нас получилось?(снегопад)

В ходе урока решались задачи формирования целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, развивались такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ и синтез; развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения), из различных источников. Учащиеся получили не только знания по теме урока, но и приобрели знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования, умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать исследование в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод. На уроке имели место фронтальная и  групповая формы, работа в паре, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Учащиеся показали умения организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии  с заданными целями урока, умение мобилизовать себя не только на восприятие и переработку новой информации, но и принятие или опровержение представленной гипотезы.

Все методы, формы и средства обучения помогали  осуществлению триединой дидактической цели.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Все этапы взаимосвязаны между собой.  

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету, любви к окружающему миру и бережного  отношения к природе.

Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Поставленные цели урока удалось реализовать.

И снова учительский портфель….  (слайд) Чем же я смогу его пополнить?  (слайд ).

Я смогу  вести своих учеников за собой, уважая их личностное «я», учить их и учиться у них, рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить…

Мой учительский портфель пополнен.

Сложилась ли в нем моя педагогическая философия – не знаю. Но я так ощущаю себя в профессии, так в ней живу и развиваюсь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа №1»

Клочкова Наталья Афанасьевна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2

Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2...

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Из опыта работы учителей начальной школы

Урок открытия новых знаний по теме "Прямоугольник" УМК "Школа России" 2 класс. Учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1884 Шорина Ирина Викторовна...

Описание опыта работы по "Начальная школа 21 века"

С 2000 года я работа. по УМК " Начальная школа 21 века". Чем же привлекает этот комплекс? И почему так интересно работать по нему?...

Презентация "Из опыта работы учителей начальной школы по основам православной культуры".

Представлен опыт работы учителей по основам православной культуры....

Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...