Проектная деятельность на уроках русского языка.
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Песковская Ирина Анатольевна

Описание педагогического опыта по работе с грамматическими понятиями частей речи на уроках, используя метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка Центрального района г.Санкт-Петербург

Проектная деятельность в начальной школе на уроках русского языка

( из опыта работы)

Учитель начальных классов

Песковская Ирина Анатольевна

Метод проектов может быть использован как в изучении любого предмета на уроках и во внеурочное время. Заслуга этого метода в том, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Его эффективность – это практический результат.

Каждый проект должен всегда быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

По мере освоения этапов проектной деятельности ребенок вступает на путь саморазвития и самопознания.

Этапы  построения работы над проектом отображают его суть:

1.Проблема.

2. Проектирование.

3.Поиск информации.

4.Продукт.

5.Презентация.

Проектная деятельность хорошо раскрывает  новые требования ФГОС и позволяет легко им соответствовать.

  В своей работе я свела метод проектной деятельности к конструированию опорных схем на уроках русского языка. Они и являются продуктом проектной деятельности.

Коэффициент полезного действия урока тогда выше, когда обучаемые четко осознают и умеют ставить перед собой учебную задачу. Значит, сегодня важно для учителя, чтобы ученик стал субъектом обучения, а не был его объектом. Организация проектной деятельности учащихся является к этому ключом. Важно «открыть» совместно с учителем новое знание, и процесс обучения станет осмысленным, а абстрактные языковые понятия доступными.

Методологические и методические основы проектной деятельности реализуют принципы развивающего обучения. Этим вопросом занимались А.К.Дусавицкий, А.Б.Воронцов. Теоретические аспекты «идеи крупных блоков», как одного из направлений педагогики,  изложены в работах П.И.Эрдниева. Моделирование на уроках - это один из принципов, который раскрывает В.В.Давыдов.

Конструирование на уроках русского языка опорной схемы нового грамматического понятия и есть наша проектная деятельность, которая строиться по всем этапам соответственно. Только все это происходит в рамках одного урока. Учащиеся ставят проблему, проектируют основополагающие вопросы для ее разрешения, выводят гипотезы, спорят, ищут, доказывают, советуются с учителем и в результате получается продукт-опорная схема.

С-ЧРО?Бм.ж.с.3с ич.6п      - существительное – это часть речи,  обозначает предмет, профессию, явление. Отвечает на вопросы (кто?что?), бывает муж., жен., ср.рода, з-х склонений, изменяется по числам и падежам.

П-ЧрОпп? СсИзЧП!Пв ед.ч.Изпо р. –прилагательное – это часть речи,обозначает признак предмета, отвечает на вопросы (какой?какая?какие?), связано с сущ. в роде, числе, падеже; изменяется по числам и падежам,только прилагательное в ед.числе изменяется по родам.

Г-ЧрО?Из  ч., в(н.п.б.)        1,2,3!Гпв ед.чИзпо р.  глагол- это часть речи, отвечает на вопросы ( что делает? что сделает? и т.д.), изменяется по числам и временам( наст., прошед., буд.), по лицам (1, 2, 3).Только глагол прошедшего времени в ед. числе изменяется по родам.

М-ЧрУнаПБ123Лед.мн.ед.ч.3лИзпо р. местоимение- это часть речи, указывает на предмет, бывает 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. Только местоимение единственного числа 3 лица изменяется по родам.

Схема выстраивается постепенно, пошагово, фиксируя результат  совместной работы учащихся с учителем на каждом этапе урока по построению модели - схемы.

Возможность самим учащимся сделать на этих уроках открытие стимулирует их и в дальнейшей работе по закреплению данного понятия.

Опишу этапы проектной деятельности на уроке русского языка при ознакомлении с именем существительным в соответствии с вышеуказанными этапами .

Содержание материала, подбор заданий, количество используемых приемов остается  всегда за свободой творчества учителя и уровня подготовленности учащихся.

Знакомство с грамматическими категориями имени существительного программой любого УМК рассчитано на 2- 3 года. Метод проектной деятельности позволяет это сделать на одном уроке уже во 2 классе. Дальше работа строится по закреплению конкретной изучаемой категории (род, число, падеж, склонение) или отрабатывается орфографическое правило (правописание безударных окончаний существительных).

Этап урока

Примерные задания

Конструирование

1.Актуализация знаний

Хлопните в ладошки, если услышите имена сущ., (лес, читает, доброта…) Как определили? (по вопросу)

Что такое имя существительное?  (это часть речи)

Обсуждаем,  как будем обозначать на модели, выбрали начальные буквы

С-ЧрО 

2. Обобщение   наблюдений

Сравните слова в столбиках:

окно     грач

книга   лиса (слова отвечают на вопросы кто?и что?)Приведите свои примеры.

С-ЧрО?

                     

3. Выделение общих и существенных признаков

По какому принципу записаны слова в 3 столбика?

тетя       дядя     море

весна     дуб      озеро

(выслушивают  ответы и делают вывод-сущ.бывают м., ж.,ср.р.)Попробуем изменить слова по родам (нельзя). Анализируем окончания сущ., ответы детей формируем в вывод о 3-х склонениях.

Предлагаем картинки с изображением единичного объекта и группы (гриб-грибы). Вывод детей слова изменяются по числам.

Постоянный признак части речи в модели обозначаем словом бывает

С-ЧрО?Бмжср.

С-ЧрО?Бмжср.3с

С-ЧрО?Бмжср.3сИзч.

4. Уточнение

Работа с текстом.

 Медведь - это дикое животное. Я видел медведь в зоопарке. В лесу за медведь лучше наблюдать издали. Сила у медведь огромная. Прочитайте текст. Можно ли назвать текст связным?  (нет). Что нужно сделать? (изменить окончания слов) Изменяем по вопросам и знакомим детей с падежами.

С-ЧрО?Бмжср.3сИзч.6п.

5. Определение понятия и работа с моделью

С какой частью речи знакомились? (сущ.) Назови постоянные признаки (род, склонение), не пост. (число, падеж). Прочитаем модель хором, в парах друг другу.

Существительное – это часть речи отвечает на вопросы кто?что? , бывает м., ж., с. рода, 3-х склонений, изменяется по числам и падежам.

6.Практическая проверка (квазиконтроль)

Ученик предлагает классу свое существительное, с опорой на модель дети с комментированием проводят морфологический разбор.( можно работать в парах или в группах)

Такая проектная деятельность строиться на уроках «открытия» нового знания. Главное в таком уроке – это создание учителем условий,  благоприятствующих развертыванию и развитию познавательного процесса на новом материале. Особую роль на таких уроках играет продуманная структура. Какой смысл ставить проблемный вопрос и через его решение осваивать новый материал,  если дети не владеют анализом и синтезом, если не научены предвидеть и использовать догадку.

На этапе поиска информации используются разнообразные источники знаний ( видеофильмы или их фрагменты, аудиозаписи, мультимедиа и интернет-технологии).При этом применимы формы работы: групповая. фронтальная, парная, индивидуальная).

Подводя итоги, хочется сказать еще раз о достоинствах метода проектов:

-возможность углубленно и многосторонне изучать новый материал

-исследовательский и поисковый характер

-активное взаимодействие между всеми участниками проекта

-влияние на внутреннюю мотивацию учащихся

-коллективный характер деятельности

Литература:

1.Глаголева Ю.И.  Новое качество урока в начальной школе/Ю.И.Глаголева.-Санкт-Петербург: Каро,2015

2. Давыдов В.В. теория развивающего обучения/В.В.Давыдов.-М.,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная а на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и пед...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

На уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не и...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 3 классе. Фрагмент урока.

Тема «Наши проекты. Рассказ о слове»Цель: создать условия для обучения составлению рассказа о слове по аналогии, защиты  обучающимися своих достижений....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...