Мотивация учебной деятельности
презентация к уроку на тему

Саввинова Наталия Петровна

Презентация по мотивации школьников к учебной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Слайд 2

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Слайд 3

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Слайд 4

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки , это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Слайд 5

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие . Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется : *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Слайд 6

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Слайд 7

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Слайд 8

Содержание учебного материала Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Слайд 9

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала : а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений : а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Слайд 10

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Слайд 11

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Слайд 12

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный .

Слайд 13

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Слайд 14

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов : а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Слайд 15

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке .

Слайд 16

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся . Они могут быть: по содержанию : к дисциплине, к работе; по форме : развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы ; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Слайд 17

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера : Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Слайд 18

рефлексивно-оценочный этап связан с : анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Слайд 19

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

Слайд 20

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Слайд 21

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

Слайд 22

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Слайд 23

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Слайд 24

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Слайд 25

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Слайд 26

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Слайд 27

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Слайд 28

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Слайд 29

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Слайд 30

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Слайд 31

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Слайд 32

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Статья по теме "Виды творческих заданий,как способ мотивации учебной деятельности"

Виды творческих заданий в начальной школе имеют большую ценность....

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - презентация плюс доклад.

В данной работе дается классификация методов стимулирования и мотивации, новшество применяемых методов с современном образовательном процессе. Очень полезный материал для учителя....

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...