"Особенности развития памяти у обучающихся начальной школы с ОВЗ"
материал на тему

Выступление на заседании методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_pamyati.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа СТУПЕНИ»

Доклад

«Особенности развития памяти у обучающихся начальной школы  с ОВЗ»

Подготовила:

Воспитатель ГПД

Шустова Ирина Петровна

Курск-2016

 Содержание:

1.Особенности развития памяти у детей с ОВЗ.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

3.Игры и упражнения на развитие памяти.

4.Требование к играм.

5.Литература.

.Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не имеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляется прежде всего в том, что программу 4-х классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное нахождение и использование приемов запоминания является сложны видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо показать наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь сформировать эти сложные навыки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная и др.). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.

1.Особенности развития  памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

.У детей с ОВЗ отмечается:

  • значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания);
  • продолжительность запоминания смысловой информации;
  • склонность к механическому бездушному заучиванию материала;
  • сложности с воспроизведением словесного материала;
  • сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.

Следствия нарушения памяти

  • трудности в усвоении программы;
  • снижение продуктивного потенциала;
  • школьная дезадаптация.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

  • учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
  • организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
  • визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
  • многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
  • определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным  усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
  • обеспечение эмоционального богатства передаваемой  информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. 

Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти.

Обратимся к такой деятельности детей младшего школьного возраста, как игра Игра — это любимый вид деятельности детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста, в которой они воспроизводят все моменты человеческих отношений. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Несомненно, естественным и эффективным способом познания окружающего мира, развития памяти ребенка 7-8 летнего возраста остается игра. В целях решения образовательных и коррекционно-развивающих задач целесообразно использовать естественное желание ребенка играть и в младшем школьном возрасте. Игра — есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.

Огромное влияние оказывает игра на развитие памяти интеллектуально-пассивных детей, детей с ослабленным здоровьем. С одной стороны — игра — средство моделирования окружающей действительности, с другой — один из эффективных приемов развития памяти у детей. Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте со взрослым. Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). Обязательные элементы при организации игры с детьми школьного возраста 7-8лет с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру. Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче. Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру. Современные формы воспитания нацеливают на новые подходы к развитию ребенка — с новыми личностно-ориентированными отношениями, в которых отношения «взрослый — ребенок» приобретают новый статус.

3. Игры и упражнения по коррекции и  развитию  памяти.

«Слушай и исполняй

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. 

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

«Чудесные слова.»

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

«Чего не стало

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает .

«Найди сам.»

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего школьного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

«Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуйте предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точноотражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепилих из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

«Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении в школу попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

«Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

игру можно усложнить.

- увеличив количество игрушек;

- ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Опиши игрушку!»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Игра на развитие слуховой памяти»

 Медленно и лишь один раз читают ряды слов.  Задача ребенка - запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА - получается закодированное слово СОК.

-МАМА,  ИСКРА,  РОДИНА

-КРАСКА,  РОМАШКА,  ЕДА,  МОРЕ

-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА

« Найди предмет»

В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно таким образом и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.

Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге…

«Забывчивый художник»

Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у нашего малыша, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует недостающее. Со временем склероз у художника будет прогрессировать… он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.

« Непривычный предмет»

Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Для 7-8 летнего ребенка он должен быть крупный, хорошо видный: кастрюля, стул из соседней комнаты или полотенце из ванной. Разместим его на видном месте. Спросим малыша, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести его на положенное место.

А уже со временем можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.

«Кто знает больше»

 Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Магазин»

 Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

                         

     4.  Требования к играм.

  • процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.;
  • процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции:  анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов;
  • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
  • необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;
  • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

  7-8 летний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно  значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

         5. Литература

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
  2. Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
  3. Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
  4. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
  5. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
  6. Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
  7. . Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.
  8.  Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1:
  9. 10. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"

Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....

Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...

Педагогический проект "Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы"

Материал Педагогический проект "Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы" является обобщением опыта по данной теме....