Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе
материал (2 класс) на тему

Копытцева Елена Петровна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok_kopyttseva.rar120.08 КБ
Microsoft Office document icon pokazateli_dlya_analiza_deyatelnosti.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку литературное чтение во 2 классе по теме «Секрет любования» С.Козлов «Красота»

Автор: Копытцева Елена Петровна, учитель начальных классов

Направление:        гуманитарное

Тема, класс:         С.Козлов «Красота», 2 «Б» класс

Характеристика класса: В классе обучаются 27 человек. Из них 14 мальчиков и 13 девочек. 70% детей показывают хорошие результаты. У всех ребят есть стремление получать новые знания. Большинство детей воспитываются в полных благополучных семьях.

Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

        Учебник:        Н.А.Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Соответствует ФГОС. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. Москва. Академкнига/учебник 2016

Раздел: Секрет любования «В гостях у барсука» 21 час        

Количество часов: 136 учебных часов в год, 4 учебных часа в неделю.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе»

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими умениями и навыками. Можно вычленить основные первичные показатели обучения.

Первый важный показатель результативности учебного процесса — объем и качество знаний. Знания составляют основной фундамент человеческой культуры, на базе которого реализуется любая деятельность людей.

Практические умения и навыки — это второй важный показатель эффективности урока, поскольку знания приобретают реальное воплощение через умения и навыки деятельности. 

Интеллектуальное развитие ребенка — третий показатель эффективности урока. Приобретая знания, умения и навыки, подрастающее поколение одновременно все полученные сведения учится систематизировать, обобщать, использовать для разнообразных практических целей.

Во всем этом процессе развиваются память, речь, мышление, внимание, т. е. совершенствуются все познавательные силы и способности.

Умение применять теорию на практике — четвертый показатель эффективности урока. Сами по себе знания и умения не имеют ценности, если в разнообразной практической   деятельности   учащиеся не в состоянии их использовать. Применение знаний одновременно характеризует и качество их усвоения, и уровень развития интеллекта школьника, и его практический опыт, сформированных умений и навыков.

Если ученики не способны воспользоваться знаниями, полученными в практической деятельности, то эти знания сами по себе теряют свое значение.

Умение трудиться, учиться, мыслить коллективно — важный показатель качества обучения. В наше время надо научиться мыслить и творить сообща. Наконец, в обучении важно, чтобы каждый ученик всегда сам мог проконтролировать свое качество усвоения знаний, проанализировать результаты своего учения, оценить объективно знания, умения и навыки.

Чаще всего на практике пользуются отдельными показателями первичного уровня: объемом и качеством знаний, умений и навыков; иногда учитывают интеллектуальное развитие—сообразительность, эрудированность, умение логично и связно излагать материал. Результатом является оценка.

 Реже оценивают умение применять теорию на практике и

совсем слабо учитывается умение мыслить сообща, способность к объективной самооценке знаний, умений и навыков.

Актуальность. Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку. Этого можно достичь, если у ребенка будут сформированы рефлексивные умения.

В современной педагогической науке под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Применение технологии рефлексии будет способствовать  формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся, если:

- будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах урока не эпизодично, а постоянно из урока в урок;

- приёмы рефлексии на уроках будут разнообразными, вариативными и нестандартными, а также будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Технологию рефлексии стала  применять на различных этапах урока с использованием разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии. Рефлексия использовалась не только в конце урока, как раньше, но и на других его этапах, а также по итогам изучения темы, по итогам учебной четверти.

В 1 классе  (2016г) была проведена провела входная диагностика.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

50%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

50%

Планирую работу на уроке

50%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

60%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

60%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

50%

Результаты говорят о том, что дети испытывают трудности в планировании своей работы на уроке; высказывании своей версии, предложении способа ее проверки; при работе по плану не все умеют использовать учебник, простейшие приборы и инструменты; в определении успешности выполненного задания.

С целью формирования рефлексивных умений свою работу строила следующим образом.

В начале и в конце урока использовала рефлексию настроения и эмоционального состояния. В начале урока - установление эмоционального контакта,  в конце урока - выявление эмоционального состояния,

показатель этого этапа- степень удовлетворенности работой.

Приемы:

1. «Смайлики», «Цветочки»

2. Использование различных изображений: «Букет настроения», «Дерево чувств» и т.д.

3. « Солнышко и тучка».

4. Эмоционально-художественное оформление.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Эмоциональный настрой деятельности ученика является показателем его познавательного интереса. По своим наблюдениям можно установить такие эмоциональные проявление познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, адекватные содержанию приобретаемых знаний. Наиболее ярко выражают учащиеся эмоции интеллектуальной радости. Эти эмоции рождаются по разным поводам: они могут сопровождать сочувствие герою произведения, исторического события, научного открытия, симпатии к личности ученого, общественного деятеля. Обычно этот ясно видимый и даже бурно протекающий процесс выражен в репликах, мимике, жестах у младших школьников.

На этапе проверки домашнего задания, а также при защите проектных работ, в конце урока - рефлексия деятельности. Показатель  этого этапа -  осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов.

Приемы:

1. «Поезд». Дети опускают «веселое личико» в вагончик, с самым интересным заданием, а «грустное личико» в тот, который символизирует менее интересное задание.

2. «Волшебный мешочек». Собираем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепляем свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. (математика

4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

На этапе изучения учебного материала - рефлексия содержания учебного материала, показателем которой  является - уровень осознания содержания пройденного.

 Приемы:

1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я понял, что…";

"Я научился…";

2. Анкета.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

3."Синквейн".

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

4. Оценочная лесенка. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

Результативность опыта работы. 

В середине ноября этого года провела повторную диагностику.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

85%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

80%

Планирую работу на уроке

70%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

90%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

100%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

80%

Результаты исследования показали, что уровень формирования рефлексивных умений повысился. Кроме того, ученики стали более сознательно относятся к учебе, активно участвуют в учебной и внеурочной деятельности. Учащиеся не боятся высказывать свое мнение, даже если оно ошибочно, активно включаются в учебную деятельность.

Показатели  говорят о том, что применение технологии рефлексии дает положительные результаты. Дети учатся:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

- критически мыслить,

- аргументировать свое мнение,

- оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет: определить цели работы; скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом; сформировать универсальные коммуникативные учебные действия.

Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. К тому же этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

 

Рефлексия способствует развитию трёх качеств человека, которые потребуются ему в XXIв., чтобы не чувствовать себя изгоем.

   Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор. Определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

    Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

    Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

     Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительно короче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия на уроках в начальной школы.

Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе

В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-комму...

Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"

ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....