Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебном процессе
статья на тему

Здоровьесберегающие образовательные  технологии в учебном процессе               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные        технологии в учебном процессе

       В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматри-вается в качестве целостного телесно-духовного организма.

         Всю организацию учебной работы я построила с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка:

-расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наибольшее количество баллов приходится на вторник и четверг);

-сделала облегченной начало каждой учебной недели;

- при построении календарно-тематического и поурочного планирования обязатель-но используется реализация этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям.

      Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся:

-наличие в классе атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить;

-минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ;

-эстетическое оформление интерьера класса, где подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект;

-проветривание классной комнаты;

- на своих уроках постоянно работаю с цветом, активно используя цветные мелки,  детям рекомендую пользоваться цветными карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей;

- у ребенка, впервые пришедшего в школу, достаточно слабо развита мелкая моторика, поэтому трудно научить правильно,  держать ручку, владеть линейкой и т. д. Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике:

1.Сжимаем пальцы в кулак и делаем круговые движения кистью влево - вправо.

2.Сжимаем и разжимаем пальцы с силой, пока не устанут.

3.Выпрямляем пальцы и выполняем круговые движения большим пальцем влево - вправо.

4.Последовательно сжимаем все пальцы в кулак, начиная с большого, а затем также разжимаем.

- дети, по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней (самомассаж);

- учебные занятия проходят под звуки природы - звуки дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка;

 - включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классе с учетом здоровья ребёнка, физкультминутки, объяснение материала с учётом индивидуальных особенностей, сочетание индукции и дедукции, символа и схемы с образом и ассоциацией) позволяет создать атмосферу “здорового” урока;

               На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективно помогают в этом физкультминутки (двигательные, дыхательные), которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, для кистей рук,  коррекции  осанки и т. д. Например, я использую такие упражнения, которые помогают снять утомление:

Лягушка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись        

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!        

     Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

        Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классе проводятся в режиме динамических поз и пауз;

 - в классе проводятся физминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными  отрывками из популярных детских песен;

– разучен комплекс упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы.

Гимнастика для глаз проводится в виде игры, например,

                                                                         

Филин (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть  вдаль и не моргать)

        На уроках я использую тренажеры для глаз. Они помогают укреплять мышцы глаза, способствуют профилактике близорукости у детей.

 В этом мне помогает методика зрительно – координационных тренажей доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на доске. Обычные круги  и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. (Образец тренажера В.Ф.Базарного)

Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела.

          Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль над соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

           Непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная), через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен привело к минимуму пропусков уроков, в течение учебного года было пропущено всего 84 урока.

   Всегда считалось, что школа должна обучать, но не менее важной задачей стало сохранение в процессе обучения и здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе

Публичное представление педагогического опыта...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

    Применение  на уроках  ИКТ дает широкие возможности для  развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена использованию учебно-лабораторного оборудованя в процессе обучения, что способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, ...

Специальные условия для повышения учебной мотивации и включения ученика в учебный процесс

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением ...