Проектная деятельность младших школьников
учебно-методический материал на тему

Коптелова Татьяна Николаевна

доклад

презентация

раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.5 КБ
Файл rabota_nad_proektom.pptx1.41 МБ
Microsoft Office document icon 04_proekty_razdat_mat_list_samootsenki.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Сейчас перед нами поставлена задача не просто, дать детям знания, а научить их учиться, помочь освоить им ключевые умения (компетенции), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

 Доказано, что если ребёнок слышит, он запоминает 10-20-% информации, если слышит – 50% , а если что-то делает сам, то запоминает 90% информации (слайд 1). Поэтому сейчас большая роль отводиться проектам.  В каждом учебнике есть разделы, посвящённые проектам (слайд2).  Часто родители  учеников, увидев учебники, возмущаются такому количеству проектов по каждому предмету. Они боятся, что всё это ляжет на их плечи. Действительно, ученик начальной школы самостоятельно выполнить проект ещё не может. Наша задача его этому научить.

Проекты можно разделить на группы: по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности и по направлению (слайд3). На мой взгляд, личные проекты  - ложатся на плечи родителей и превращаются  - в семейные. Тогда как же его оценивать? Для того, чтобы дети чувствовали ответственность за свою работу я предлагаю им таблички  ( слайд4), которые нужно заполнить, работая дома над проектом. В них указывается лепта каждого участника работы. И защищая  проект, ребёнок оценивает своё участие. Иногда дети предоставляют фотоотчёт (слайд 5,6)  по каждому этапу работы над проектом, не без участия родителей, конечно.

Как часто предлагать детям выполнять проекты? Если ориентироваться на наши учебники, то – хоть каждый день. Но это нереально. Чтобы качественно подготовить проект, нужно время на планирование, на сбор информации, на оформление, на защиту проекта (таблица).

Этапы работы над проектом 

Этапы работы над проектом 

Цели и задачи 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Деятельность родителей 

1. Погружение в проект 

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: 

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности 

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: 

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы 

Цель – разработка проекта. 

Задачи: 

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов 

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи: 

– анализ и синтез данных; 

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов 

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи: 

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности 

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: 

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

Поэтому, я предпочитаю использовать групповые проекты не чаще, чем раз в месяц.

Цель проектов: научить детей ставить цели, планировать действия, осуществлять их совместно с другими детьми, анализировать, оценивать результат своей работы и работы группы.

Наблюдая за работой группы, учитель видит, как каждый работает. Есть такие ребята, которые предпочитают отсидеться. В группе могут происходить конфликты. Интересно наблюдать, как эти конфликты разрешаются. После работы над проектом дети заполняют листы самооценки (слайд7). Листы наблюдений заполняет учитель, когда дети работают в группах над проектом. В листах наблюдений учитель фиксирует: кто участвует в планировании, как распределяют обязанности, как работают по плану, не нарушают ли его, как общаются между собой, как разрешают возникшие конфликты. По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.

Проектная деятельность, в целом, направлена на достижение метапредметных результатов: (слайд9,10,11,12). А это именно то, к чему мы должны стремиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность младших школьников

Слайд 4

Классификация проектов По количеству участников По продолжительности По типу деятельности направление личностные парные групповые краткосрочные средней продолжительности долгосрочные творческий исследовательский ролево - игровой практико - ориентированный информационный социальный урочный внеурочный

Слайд 5

Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин Что делаем Кто делает Отметка о выполнении (+ или –)

Слайд 6

За работой…

Слайд 7

За работой…

Слайд 8

Лист самооценки Название группы ___________________________________________ Фамилия и имя _________________________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?  А. Да, все работали одинаково.  Б. Нет, работал только один.  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?  А. Работали дружно, ссор не было.  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы?  А. Да, все получилось хорошо.  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.  В. Нет, не нравится. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Слайд 9

Ученики : поставить в каждой ячейке 0 , 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером Группа в целом : поставить 0 или 1 0 – были споры из-за лидерства в планировании 1 – споров из-за лидерства в планировании не было кроме того, при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы №1 №2 №3 №4 №5 Таблица 1. Участие и активность в планировании

Слайд 10

Ученики : поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2 0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции) 1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ) 2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы Группа в целом : при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы №1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется Таблица 2. Распределение функций и их выполнение

Слайд 11

Ученики : роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает Группа в целом : частота конфликтов поставить 0, 1 или 2 0 – очень часто 1 – иногда 2 – конфликтов не было, все работали дружно №1 №2 №3 №4 №5 Таблица 6. Возникновение конфликта.

Слайд 12

Виды УУД 1.Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной. 2.Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями. 3.Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.



Предварительный просмотр:

Групповые проекты, 4 класс

Лист самооценки

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Лист самооценки

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Лист самооценки

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Лист самооценки

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...