Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.
статья на тему

Башкирцева Светлана Анатольевна

В статье  вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование   универсальных  учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников.  Проекты моего класса.

                                                                                 Мы проекты создаём,

                                                                         И в ногу со временем идём!

А, знаешь, более ста лет

В России был внедрён проект

Он значит-«брошенный вперёд»,

У времени особый счёт!

                                                                                                                                        ( Л.Корнеева)

   Изменения в Российском образовании  и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения.

Стандарты второго поколения ставят задачу: «формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»[1] и выдвигают требование к метапредметным  результатам, к которым относятся универсальные учебные действия составляющие основу умения учиться, самостоятельно получать знания. В основе ФГОС ООН  лежит деятельностный подход. Очевидно, что репродуктивный тип деятельности, который осваивается обучающимися сегодня не способен решить задачи, поставленные ФГОС ООН. Исходя из того, что учитель теперь должен не столько давать знания, сколько научить добывать эти знания, следует,что в системе образования должны преобладать формы и методы,  формирующие учебную самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, инициативность и ответственность. Одним из таких методов является «метод проектов».

Следует отметить, что в последние годы метод проектов стал очень популярен в использовании на уроках. Во внеклассной работе использование этого метода также считается очень продуктивным. Это обусловлено тем, что ученик может самостоятельно выбирать область применения своих способностей, имеет возможность творчески проявить себя в разных областях, также данный метод способствует развитию умения вести диалог, общаться в разновозрастных группах, что ведёт к лучшей социализации будущего выпускника.

      «Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

       Метод проектов- это «способ обучения через делание», совокупность учебно-познавательных приёмов,  которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся (постановка учебной проблемы,  сбор необходимой информации, планирование вариантов    решения   проблемы, выводы, анализ своей деятельности)с обязательной презентацией результата, который  можно потрогать, увидеть, услышать.

       Проектная деятельность в начальной школе существует не в полной форме (элементы П.Д.), микропроекты, проектные задачи, которые готовят младших школьников к данной деятельности в основной школе. Это объясняется тем, что младшие школьники все еще не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижений результатов. Работа проходит под руководством учителя.

       Главной целью проектной деятельности в начальной школе является учебно-практическая самостоятельность, создание возможности переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию,  направленность на решение реальных жизненных проблем.

      Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности  у ребёнка  тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности и нужны в дальнейшем обучении. В научно-методической литературе их называют общеучебными  умениями,во ФГОС – универсальные учебные действия. Выделяют: 1) личностные учебные действия;

2)регулятивные;

3)познавательные;

4)коммуникативные

 Они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности; умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств её решения; есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и они являются межпредметными. Особенностью проектной деятельности для данного этапа начального образования является то, что в большей степени она носит обучающий характер в части, касающейся универсальных учебных действий: организации работы, взаимодействия учащихся в процессе её выполнения, поиска нужной информации и т.д..

     На протяжении нескольких лет я изучаю и применяю на практике метод проектов. С 2008 по 2010 год являлась участником временного научно-исследовательского коллектива по проблеме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» под руководством доцента кафедры начального естественно-математического образования РГПУ им. Герцена О.А.Ивашовой.

    Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы. В силу того, что обучение в моём классе осуществлялось  по Образовательной системе «Школа 2100»,которая успешно реализовала технологию проблемно-диалогического обучения и деятельностный подход, позволяющий учащимся  самостоятельно открывать знания,  то на  момент начала работы над проектом некоторые этапы  этой технологии  детям уже были знакомы. В рамках традиционных учебных занятий мной применялись: проблемное введение в тему урока, постановка цели и задач урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, постановка вопроса, формулировка предположения (гипотезы), прогнозирование (предвосхищение результата), поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета. Анализ воспитательной работы за 1и 2 класс позволил мне наметить цели, определить приоритетные направления в воспитательной деятельности на следующий учебный год, ориентируясь на способности и интересы учеников. Таким образом, мною была поставлена следующая цель воспитательной работы: «Формирование классного коллектива способного к творчеству, развитие коммуникативных навыков, инициативности, самостоятельности, воспитание гражданственности и патриотизма»

Что должна представлять из себя проектная работа младшего школьника?

Самое сложное при введении в учебный процесс проектов - организация этой деятельности, а особенно- подготовительный этап. Учителю предстоит выбрать несколько тем проектов. Далее необходимо сформулировать определённое количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования универсальных учебных умений. Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если проект превращается в реферат.

Вниманию педагогов предложены описания и презентации работ учащихся, затрагивающие не только различные темы учебных предметов, но и социальные проблемы и вопросы. Творческий учитель обязательно найдёт что-то интересное в данном опыте.

    «Изюминкой» нашей внеклассной работы, а теперь уже урочной и внеурочной деятельности стала проектная деятельность. За несколько лет занятий с моими учениками проектной деятельностью было разработано достаточное количество проектов, и выстроилась система работы. При выборе тематики работ мы исходили из того, что в первую очередь должны знать историю родной земли. Невозможно  воспитывать чувство патриотизма, не зная и не понимая  исторического прошлого своей страны. Главной составляющей частью патриотизма является гордость человека за свою страну и уважение к её истории.

Первый проект назывался «900 дней мужества».

Он был посвящён 65 годовщине снятия блокады Ленинграда. Это история нашей земли ленинградской, на которой жили и погибали дедушки и бабушки моих учеников.

 Продуктом этого проекта стала презентация в электронном виде, которую защищали перед гостями-ветеранами и ребятами из других классов.

Следующий проект был посвящён 300-летию Полтавской битвы. Название проекта «300-летие Полтавской битвы»

Цель: узнать, почему по прошествие 300 лет  наша страна отмечает юбилей Полтавской битвы

 Задачи:

  • воспитание патриотизма;
  • повышение интереса к истории России;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие умения публично выступать

Тип проекта:

  • по предметной области: внепредметный
  • по форме: коллективный
  • по временным рамкам: долгосрочный

Постановка проблемы:  почему по- прошествии 300 лет  наша страна отмечает юбилей Полтавской битвы

Продукт:  буклет и презентация          

Актуальность работы по данному проекту обусловлена тем, что  в 2009 году наша страна отмечала 300-летие Полтавской битвы, а ученики не имеют представления о роли этой битвы в истории нашей страны, им непонятно, почему отмечается юбилей этой битвы. Презентацию проекта представляли перед районной творческой группой учителей,  родителями, учащимися четвёртого и третьих классов. За защиту этого проекта класс был награждён грамотой.

     С учениками 4 класса был разработан  долгосрочный проект «Зимние Олимпийские игры в Ванкувере»  Ребята  очень внимательно следили за главным международным спортивным событием, всей душой болели за Россию.

Продуктами этого проекта стали: презентация, книжка-раскладушка о зимних видах спорта, плакат. Презентацию защищали перед учениками  вторых классов. Позже мои ученики помогли классному руководителю 2-го класса подготовить внеклассное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества на тему «Олимпиада в Ванкувере-2010». Ребята составили задания,  выступили в роли экспертов по данному вопросу, были членами жюри.

      Все перечисленные проекты были групповыми. В 4 классе  была проведена Ярмарка проектов. Ребята впервые попробовали реализовать индивидуальные  проекты. Выбор учащимися тем проектных работ показал разнообразие интересов, в основном это  были темы из окружающего мира.

 Ярмарка проектов  

     Цель: индивидуальная защита проектов

Задачи: выявить  уровень притязаний, разнообразие интересов

Время работы: 1 месяц

Режим работы: внеурочное время

Форма работы: индивидуальная

Защита проектов проходила на открытом занятии, членами жюри были учителя нашей школы. Победителями были представлены проекты  «Вулканы», «Зачем человеку кровь» и «Жилища древних славян».

 Затем ребята представили  защиту своих проектов на педагогическом совете по теме: «Развитие социального статуса ученика».

    На уроке литературы и во внеурочное время, изучая творчество И.А.Крылова, ребята выполняли краткосрочный проект «Словарь крылатых выражений из басен И.А.Крылова»     

Цель: создать словарь крылатых выражений

Задачи:

дать понятие «крылатое выражение»

познакомить с баснями И.А. Крылова

повышение интереса к русскому языку

развитие умения работать в группе

развитие умения использовать справочную литературу

Время работы: 1 неделя

Режим работы: урок и  внеурочное время

Форма работы: гупповая

     К 65-летию Великой Победы ребятами моего класса был выполнен проект «Память, застывшая в  камне». Работая над этим проектом, ученики исследовали памятники  героям Великой Отечественной войны в нашем посёлке, а также создавали  свои проекты  памятников.

    С учениками  1 класса при помощи родителей выполнили проект «Путешествие в страну овощей»,

Цель: расширение представления об овощах, их полезных свойствах

Задачи:  учить детей делать выбор в питании в пользу овощей;

         познакомить с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека

;

        воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью;

        развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся

Проблема:  Почему полезно  есть много овощей ?

Актуальность работы по данному проекту обусловлена  тем, что здоровье

школьников стоит под угрозой и виной тому являются современные продукты

питания, которые пагубно влияют на детский организм. Эти продукты

заполнили прилавки многих магазинов. С каждым годом число заболеваний

детей растёт.

Тип проекта:  творчески-информационный

                          краткосрочный

 Мы получили продукт -концертно-игровую программу, на которой дети показали инсценировки сказок, песен, загадывали загадки об овощах, представили оригинальные  рецепты  овощных блюд.

    В течение года первоклассники  с помощью учителя разработали и защитили проект «Наши имена». В ходе работы над этим проектом ученики провели социальное исследование и выяснили, какие женские и мужские  имена встречаются наиболее часто, а какие менее распространённые среди учеников нашей школы, а также о происхождении и значении своих собственных имён.  

    В работу над проектом «Что такое хорошо, а что такое плохо, или правила поведения в школе» были вовлечены все первые классы. Продуктом работы над этим проектом явились брошюры о правилах поведения в школе с рисунками детей и краткими комментариями. Это проект, над которым работала вся параллель первых классов.

Проект:  «Унылая пора…Очей очарованье!» позволил  рассмотреть всё красоту и грусть этого времени года.

 Цель:

  расширить и систематизировать знания о периодах осени, музыкальных,

литературных произведениях посвящённых этому времени года

 Задачи: 

расширить и уточнить знания детей о времени года «Осень»;

пополнить словарный запас учащихся;

развивать творческие способности обучающихся

формировать чувство любви к русской поэзии, живописи, музыке,

к родной стране и её обычаям;

воспитывать эстетические чувства через музыку, живопись, литературу

 Проблема:  Какая бывает осень?

Актуальность    работы по данному проекту обусловлена  тем, что в результате

изучения творчества русских поэтов, устного народного творчества, художников, композиторов, дети смогут взглянуть на осень другими глазами,

увидеть её красоту

 В ходе работы над проектами на каждом из этапов  формировались следующие универсальные учебные действия:

Этапы

проекта

РегулятивныеУУД

ПознавательныеУУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

1.Мотивационный

-Создание проблемной ситуации

-Формулирование темы проекта

Принятие и сохранение учебной задачи.

Учёт выделенных  учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные.учебно-познавательные внешние мотивы.

Учебно-познават. интерес к решению новых задач.

Способность формулировать собственное мнение и позицию.

2.Планирующе- подготовительный

-Объединение в группы, распределение обязанностей

-Составление графика работы над проектом

-Поиск информации

Планирование своей текущей работы
организация своего рабочего места.

Учёт установленных правил в планировании и контроле способа решения.

Осуществление поиска необходимой информацию с использованием справочной и дополнительной литературы словарей, энциклопедий (включая электронные)

Осуществление

записи выборочной информации

Использование знаково-символических средств(модели)

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевые, средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владение диалогической формой коммуникации, использование, в том числе средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения (электронную почту).

3.Информационно-операционный

-Работа групп по плану

-Консультации с руководителем

-Систематизация и классификация собранного материала

-Создание проектного продукта

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие предложения и оценки учителя, товарищей

Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Использование знаково-символических средств (модели)

Установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

Обобщение, т. е осуществления генерализации и выведение общности для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущности связи.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществление синтеза как составление целого из частей.

Установление аналогий.

Построение сообщений в устной и письменной форме

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Допуск

возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учёт  разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Способность договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 Построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что нет.

Умение задавать вопросы.

4.Рефлексивно- оценочный

-Выбор формы представления проекта

-Составление текста для представления

-Репетиция представления

-Представление проекта

Внесение необходимости коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологическоговысказывания, владение диалогической формой речи.

Использование речи для регуляции своего действия;

Метод проектов можно использовать в сочетании с другими методами обучения и воспитания детей в начальной школе. Темы многих проектов, реализуемых в классе, сочетаются с темами, предусмотренными программами. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении учащимися определенных знаний.

Работа над проектами создаёт благоприятные условия для развития личности, межличностных отношений в классном коллективе. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, важных коммуникативных и организаторских умений, учит работать с информацией, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, уверенности в себе, целеустремлённости.   Положительные результаты работы можно подтвердить, наличием   благоприятного психологического климата, желанием ребят выступать публично, разрабатывать  предложенные учителем проекты и создавать проекты самостоятельно. А это и есть желание и умение учиться!

                                               Литература:

1.ФГОС начального общего образования.

2.Метод проектов в начальной школе:система реализации Н.В. Засоркина- Волгоград: Учитель,2010.-135с.

3.Психологические аспекты проектной деятельности  Н.Л. Куракина,И.С.Сидорчук-Волгоград: Учитель,2010.-191с.

4.Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б. Воронцова-М.: «Просвещение»,2009

5.Интернет Методический инструментарий проектной деятельности сайт Nachalka.соm


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности

В статье рассматривается проектная деятельность через призму ФГОС. Приведены типы проектов, а также материал из опыта проектной деятельности школы....

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...