Планируемые результаты начального общего образования
статья на тему

Вдовичева Светлана Владимировна

Планируемые результаты начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Планируемые результаты начального общего образования»

          Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщенных личностно- ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений, являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы

    Согласно Концепции планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования раскрывают и конкретизируют Требования стандартов для этой ступени обучения и являются своеобразным «мостиком», соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.

    Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики.

Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, отвечает основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов отражены ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);

зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД создают возможность самостоятельного  успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

В широком значении термин «УУД» означает умение учиться. В более узком значении УУД можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счёте ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, самостоятельно организовывать процесс усвоения.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  • Личностный

(жизненное, профессиональное самоопределение, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с нравственными принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, определять своё место в обществе)

  • Регулятивный

(умение организовать свою учебную деятельность: поставить задачу, наметить пути её решения, соотносить, что известно и что предстоит узнать, планировать последовательность выполнения действий, прогнозировать результат, сравнивать его с заданным эталоном, увидеть отличия от эталона, умение корректировать работу, вырабатывать волевую сферу, умение преодолеть препятствие)

  • Познавательный

(формулирование познавательной цели, поиск нужной информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения, в зависимости от конкретных условий, умение подробно и сжато передавать содержание текста, анализировать объекты, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их)

  • Коммуникативный

(учитывать позицию других людей, партнёров по общению; вступать в диалог; планировать сотрудничество и определять его цели; разрешение конфликтных ситуаций, поиск и решение альтернативных способов выхода из конфликта; владеть монологической и диалогической речью)

Достижение предметных результатов на базовом уровне в школе – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Такой результат достижений школьника в условиях общеобразовательной школы оценивается «удовлетворительно» и дает основания для перевода учащегося на следующую ступень школьного образования, но не позволяет констатировать достижения им планируемых результатов по ФГОС.

Государство берет на себя ответственность разработать общие подходы к оценке достигнутых результатов в образовании младших школьников, критерии и методический инструментарий для проверки и интерпретации полученных данных. Представляет задания итогового контроля, определяющие зону актуального развития ученика («Ученик научится») и зону ближайшего развития ученика («Ученик получит возможность научиться»). В программе предусмотрены задания повышенного уровня сложности, предназначенные для более способных учащихся, а также задания, ориентированные на совместную деятельность (групповую работу) под руководством учителя. Выполнение ряда таких заданий дает возможность ученику освоить разнообразные способы действий в новых ситуациях, получить при контроле оценку выше, чем «удовлетворительно». В новом стандарте начального общего образования кроме привычных требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться». Например:

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета

и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и

другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

В психологии компетентность (Г.А. Цукерман) рассматривают как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Образовательный процесс позволяет обучать младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.

Так, учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого необходимо будет проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

·       получали опыт выхода за пределы выученного;

·       переживали такой опыт как ценность;

·      стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

·       проявляли инициативу в новых ситуациях;

·      действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

В федеральных государственных образовательных стандартах выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:

·        формирование положительной «Я»-концепции, опыта самопознания и личностной самооценки;

·        формирование основ гражданской идентичности;

·        начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

·        адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

·        выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, становятся предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное ребенку-дошкольнику, анализируется, выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. В качестве источников в первую очередь рассматриваются варианты проявления умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам) и познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). По мере овладения письменной речью учащиеся все чаще обращаются к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе). На уроках происходит формирование так называемых информационных умений, позволяющих ученику ориентироваться в учебном или художественном тексте. В одной отдельно взятой книге ученик выделяет титульный лист, автора, название, определяет содержание по иллюстрациям, оглавление. Эти умения, далее развиваются в информационно-компьютерных технологиях.

Коммуникативные умения, заложенные в дошкольном детстве (на основе бытового устного общения), дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Школьники продолжают осваивать культуру общения (слушать речь учителя, адресованную всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение). Принципиальным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью (способностью читать и писать). Смысл этого умения заключается не столько в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, сколько в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

        Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Вот такой портрет выпускника начальной школы мы должны будем получить. Так, что предстоит большая работа по планированию результатов по новым ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,...

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению.

В результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него буд...

Планируемые результаты начального общего образования (ФГОС математика 1 класс УМК "Школа России"

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспе...

Выступление на педагогическом совете«Планируемые результаты начального общего образования»

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ...

Планируемые результаты начального общего образования

Документ содержит сведения о важнейших механизмах реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта....

Презентация "Планируемые результаты начального общего образования"

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ...

Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

В проектной работе рассматриваются современные технологии, которые используются в начальной школе....