Выступление на ШМО по теме "Основные законы памяти" ( Из опыта работы)
материал по теме

Максютова Гульсасяк Юлаевна

 В программе начальной школы большой и ёмкий объем  материала.  Имея низкий уровень памяти дети не могут освоить программный  материал. Решила изучить законы памяти и использовать их для повышения качества обучения. Опытом использования законов памяти на уроках хочу поделиться с коллегами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад «Аркаим»

Тема выступления:

Основные законы

 памяти

( Из опыта работы)

Учитель начальных классов

Давлетбердина

Гульсасяк Юлаевна

Сибай -2014 год.


      Работаю учителем  начальных классов более 10 лет. При работе выделила основную проблему обучения,  большой объем знаний по программе и низкий уровень памяти у учащихся. При этом дети на уроке быстро устают, теряют интерес к предмету и вообще к обучению. Решила изучить законы памяти и использовать эти знания на уроках.

     При работе с новым материалом учитываю Закон - одновременных впечатлений. (Если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений) Использую ребусы, загадки, пословицы, поговорки.

    На  уроках основные правила даю с помощью  схем, чертежей, образов опираясь на Закон - последовательных впечатлений. (Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями - только все вместе). Пытаюсь более активно "приподнять" запрятанные в глубинах памяти знания детей опираясь на схематичную подачу материала.

    Стараюсь материал подать в полном объеме, выделяя нужные аспекты. При изучении темы опираюсь на сильных учащихся. Они выступают в роли учителя, помощника слабым учащимся. Подготавливая дополнительный материал, они работают над самообразованием, самовоспитанием.

   В начале урока ставим совместно с детьми цель урока. Настраиваю их на восприятие материала стихотворениями, песнями, загадками, пословицами, фразеологизмами.   При этом опираюсь на Закон - готовности к запоминанию. (На получение какой информации Вы настраиваетесь - такую и получите из текста). Дети сами ставят задачи урока.

     Перед изучением новой темы вспоминаем все, что уже известно по данной теме. При этом учитываю, возможности памяти, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем 7 объектов.

   Закон - усиления первоначального впечатления. (Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.) Отсюда задача - всеми средствами усилить первоначальное впечатление.

             Тему первоначально изучаем целиком. Термины стараюсь дать осмысленно. При этом опираюсь на Закон  - осмысления. ( Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти). Материал изучаем четко, конкретно, красочно с опорой на знание детей.

  Учитывая  Закон  - объема знаний. (Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое) на урок беру дополнительные интересные факты.

     Использую   закон – интереса  (Легко запоминается интересное),  помогаю детям разнообразить  уроки играми,  потешками,  песнями. Например:

-предлагаю таблицу умножения на 3 пропеть под мелодию песни «В лесу родилась елочка»;

-использую игру в парах «Угадай ответ» и т.д.

Ориентируясь на    закон   повторения    и    усиления    первоначального    впечатления, правила проговариваем по несколько раз: выводим правило;

уточняем  полный текст, проговаривает сильный учащийся, проговаривает слабый учащийся. Затем используем в упражнениях и заданиях.

 Не забываю и про Закон  - торможения. ( Всякое  последующее  запоминание  тормозит   предыдущее. Лучший  способ  забыть  только  что  заученное  -  сразу  вслед  за  этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация » чтобы быть  запомненной  -  должна   "отстояться".)   На этапе актуализации знаний провожу тест, мини опрос, математический, словарные диктанты по предыдущей теме.

    Я  стараюсь участвовать  на уроке в роли тьютора,  направляющего. Ученик работает на уроке открывателем, добытчиком новых знаний. Не допускаю пассивного посещения урока. Часто прошу детей помочь составить опорные схемы, придумать ребус, загадку, приготовить сообщение. Дети  часто выполняют работы индивидуально. Каждый имеет возможность выбора объема работы, вида работы, темпа работы. Не настаиваю на определенном количестве выполнения работ. Считаю, даже одно осознанно выполненное задание несет больше пользы, чем списывание с доски.  

           К работе со слабыми учениками  привлекаю  сильных.     Ребята,  выполнившие  задания  помогают отстающим. Считаю, что это воспитывает взаимовыручку, внимательность к окружающим, желание помочь.

      Провожу игры-упражнения по тренировке памяти:

-  Сложение и вычитание в уме;

-  Игра-упражнение "Муха" (тренировка устойчивости внимания);

- Игра-упражнение "Феноменальная память";

- Игра-упражнение "Воображаемая картина".

                Не проработав, как следует над одним материалом, стараюсь не переходить к следующему, так как в нервной системе возникает своего рода процесс торможении и одни следы парализуют другие.

     Важным аспектом урока считаю эмоциональный комфорт каждого учащегося. На уроках не допускаю негативные факторы, влияющие на   качество памяти: печаль, раздражение, неуверенность, страх.

      Стараюсь снижать умственную активность, когда мозг утомлен - такое состояние мозга влечет тупое усвоение и, следовательно, неотчетливое припоминание. Лучше поработать два часа на свежую голову, чем восемь в состоянии утомления. Поэтому при составлении расписания уроков первыми ставлю русский язык, литературное чтение, математику. Уроки технологии, физкультуры, изобразительного искусства, музыки совпадают на период утомления памяти. Для этих уроков подбираю материал меньше по объему, легче для восприятия, интереснее. После третьего урока использую динамическую перемену.

         На каждом уроке выделяю время на физминутки.  При необходимости использую по две физминутки за урок.

Я использую в своей работе гимнастику для глаз, уделяя внимание синхронным движениям глаз из стороны в сторону в течение 30 секунд.    Психологи утверждают, что возвращению памяти способствуют синхронные движения глаз из стороны в сторону в течение 30 секунд. Выполнять это упражнение следует каждый день.

    Таким образом, знания по законам памяти помогают мне разнообразить урок, предотвратить утомляемость детей. Учащиеся становятся активными, заинтересованными. Качество обучения при этом повышается.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Выступление на методическом объединении "Работа с портфолио ученика начальных классов"(из опыта работы)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но чаще всего эту работу делает классный руководитель...

Выступление на семинаре-практикуме по теме "Организация работы в группах и парах. Из опыта работы"

Все учителя заинтересованы в том,  чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он  получал  хорошие знания....

Выступление в рамках школьного семинара "Работа с информацией". Из опыта работы.

Добытая и зафиксированная информация на уроке окружающего мира пригодилась нам на уроках математики, русского языка, литературного чтения, русского языка....

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Выступление в Школе педагогического мастерства. Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).

Выступлениев Школе педагогического мастерства.Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).Цел...