Статья "Использование современных технологий в начальной школе"
статья на тему

Ефременко Ольга Владимировна

Статья о современных технологиях в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Использование современных технологий в начальных классах.

Требования к нынешнему образованию побуждают учителей к поиску новейших современных результативных технологий преподавания, разрешающих добиться более высоких результатов обучения и воспитания, вводить свежие образовательные технологии в учебный процесс.

Одной из главных задач в учебном процессе для меня обнаруживается развитие у учащихся внимания к учению, творчеству. Данную задачу нельзя решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, разрешающее разнообразить формы и средства обучения, увеличивающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже устойчиво используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально создать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет - технологии, создают условия для деятельной познавательной деятельности учащихся, поощрить стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Любая конкретная технология обучения обладает своими  признаками, определением, функцией, структурой, характерной только для нее.

Опыт работы доказывает, что моделирование уроков в разнообразных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен уметь демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности обучаться всю жизнь. В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностно-ориентированный подход, который нужно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно - ориентированного обучения, информационных, игровых технологий, педагогику сотрудничества и развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во время  внеклассной работе. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

В уроки и внеклассные мероприятия по предмету можно внедрять  гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы, разнообразные физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию.

Физкультминутку можно выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке:

- если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; - если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

При технологии личностно-ориентированной направленности можно применить следующие формы урока и методы:

Методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио.

Формы: урок - дискуссия, игра, КВН, урок - беседа, урок - экскурсия, урок-КВН и т.д.

Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень значимо организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Индивидуальные возможности позволяют глубже выучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Под индивидуальной работой следует представлять ту, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети - разные задания, как правило, 2-3 уровней. Организовать работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечить индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность применять компьютерные презентации, интерактивные доски, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, а позднее русский язык, литературное чтение.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предложить решить примеры следующим образом - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка начинается положительная мотивация усвоения знаний.

Применение компьютера на уроках весьма эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников.

Применяя игровые технологии на уроках, учитель содействует форме обучения естественной и гуманной для ребенка. Обучая посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровую деятельность можно использовать в следующих случаях:

Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок - спектакль «Народные праздники»).

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления)можно применять  игры и  игровые элементы, такие как  игры «в слова», игры «со словами», «дополни слово», «перевёрнутые слова». Например:  игра «Перевернутые слова». Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить последовательный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы внимания и поминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учить ребенка радостно, без принуждения -реально, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Использование современных технологий на уроках в 1 классе

Увеличение умственной нагрузки у первоклассников на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемым предметам. Не секрет, что многие дети бояться трудностей, а иногда и не хотят применить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в практике.

  • практике используются следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Личностно-ориентированная технология обучения. 

Данная технология помогает в организации творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации.

Дифференциация содействует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разнообразные  задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, видно, что их внимание не пропадает  на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ученики постоянно заняты посильным трудом. У учителя появляется возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Более сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создают с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Исследовательские методы в обучении.

Эти методы позволяют дать возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Игровые технологии.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.  Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Учитель может использовать их на разных этапах урока. Так, в начале урока включается игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала - «Найди ошибку». Так же викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.

Тестовые технологии.

 Тесты получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может использовать их на различных этапах урока, при проведении занятий различных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разные варианты тестов. Однако, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее чётко выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности конкретно каждого ученика. Тестовые задания составляются с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов , а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Групповая технология.

Групповая технология позволяет организовать самостоятельную активную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всех, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Информационно -  коммуникационные технологии.

В настоящее время информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ используются на уроках, использование образовательных и обучающих программ, создание к урокам презентаций, использование мультимедийного оборудования для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики позволяет:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

-эффективно решать проблему наглядности обучения;

- расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Подмечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использование ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование таких технологий позволяют равномерно распределять во время урока разные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываются: дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований, оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдение организации учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес к предметам.

Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Список литературы:

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
  2. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2010.
  4. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - M. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Современные технологии в начальной школе.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Использование современных технологий в начальной школе

Моделирование уроков в различных технологиях- дело не простое ,но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулироват...

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"...

Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"

Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"...