Главные вкладки

    ПК 4.4 Педагогические разработки
    статья по теме

    Кочетова Анастасия Александровна

    Предварительный просмотр:

    А.Кочетова

    Челябинский педагогический колледж №1

    Научный руководитель Зубарева Н.С.

    РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Актуализация проблемы исследования заключалась в развитии творческих видов деятельности  у младшего школьника при работе с лирической поэзией. Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в трудах  Дж.Гилфорда, П.Торренса, С.А.Медник. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская.

    Младший школьный возраст является благодатным периодом для развития творческих способностей детей, поэтому формирование творческой деятельности младшего школьника должно постоянно оставаться в центре внимания как одна из важнейших педагогических проблем. Особую возможность для развития творческого мира и творческого отношения к миру предоставляют в ходе педагогического процесса уроки литературного чтения, так как художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.

    На основании актуальности проблемы в методической части курсовой работы мы рассмотрели аспекты: программные требования УМК «Школа России» к развитию творческой литературной деятельности младшего школьника; возможности методического аппарата учебника литературного чтения с позиции формирования творческой деятельности учащихся; методические приёмы формирования творческих видов деятельности при изучении лирики.

     В параграфе «Программные требования УМК «Школа России» к развитию творческой литературной деятельности младшего школьника» мы рассмотрели: цели курса литературное чтение и основные виды творческой деятельности учащихся на основе литературных произведений. Основные виды творческой деятельности на основе литературных произведений представлены в следующей таблице.

    Таблица1

    Творческая деятельность учащихся

    Содержание курса литературное чтения 3 кл.

    Тематическое планирование по учебнику литературное чтения 3кл.

    Характеристика деятельности учащихся

    -постановка живых картин;

    -чтение по ролям;

    -драматизация;

    -создание различных форм интерпретации текста;

    -устное словесное рисование;

    -создание собственного текста на основе художественного произведения.

    -постановка живых картин;

    -чтение по ролям;

    -устное словесное рисование;

    -составление диафильма;

    -устное сочинение.

    -исценировать текст;

    -выразительно читать по ролям;

    -участвовать в драматизации;

    -создавать собственные стихотворные произведения.

    В параграфе «Возможности методического аппарата учебника литературного чтения с позиции формирования творческой деятельности учащихся» мы проанализировали учебник в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО, вычленили виды творческой деятельности в работе с лирическим стихотворением.

    Методический аппарат учебника литературного чтения направлен на:

    - развитие коммуникативно-речевых навыков и умений через знакомство с произведениями разных видов искусства и наблюдениями за окружающим миром;

    - формирование культуры эстетического восприятия и понимания художественных произведений через анализ текстов;

    -воспитание творческой личности.[7;164-165].

    Некоторые лирические стихотворения из учебника литерного чтения УМК «Школа России» 3 класс представлены в таблице.

    Таблица2

    Виды творческой деятельности в работе с лирическим стихотворением

    Класс

    Автор. Название стихотворения

    Виды творческой деятельности

    3 класс

    1 часть

    И.Никитин

    «Полно, степь моя, спать беспробудно..» [5;66]

    Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

    К.Бальмонт

    «Золотое слово»[5;173]

    Выразительное чтение стихотворения.

    Конкурс чтецов.

    А.Пушкин

    «Зимний вечер»[5;90]

    Сделать иллюстрации к стихотворению.

    Анализ стихотворения по плану.

    В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебников и учебных пособий УМК «Школа России» направлены на освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Данный учебник, позволяет раскрыть таланты ребёнка, а также сформировать его творческие способности.

    В параграфе «Методические приёмы формирования творческих видов деятельности при изучении лирики» раскрыто понятие «творческие способности» и даны методические приёмы, которые используют учителя для их развития. Творческие способности - это способности, которые обнаруживаются в творческом мышлении человека и проявляются в создании новых предметов материальной и духовной культуры[4;237]

    На уроках литературного чтения, для формирования у младших школьников творческих способностей, преподаватели используют следующие методические приёмы: выразительное чтение, словесное рисование, составление синквейна и сочинение четверостишия. Ниже я предлагаю один из разработанных нами фрагмент урока.

    Тема: сочинение четверостишия.

    Цель деятельности учителя: создать эмоциональный настрой к восприятию стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» (учебник Литературное чтение 3 класс «Школа России», 1 часть, стр.88);учить составлять связный рифмованный текст.

    Этап урока. Методы и приёмы.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    Решение частных задач

    Практический:

    Сочинение в паре четверостишия, выразительное чтение

    Ребята, сочините четверостишие по теме «Зима» по опорным рифмам:

    снежок-лужок, солнышко-зёрнышко, тихо - зайчиха,

    ребята- зверята.

    Ребята, кто хочет выразительно прочитать четверостишие?

    Сочиняют четверостишие

    Выразительно читают

    П:осуществлять синтез;

    К: работать в паре;

    П:осмысленно читать текст.

    Ученикам даны рифмованные слова, используя их, нужно сочинить собственные четверостишия. Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов учащихся к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова. Главная цель - раскрыть, способность высказываться, передавать свои чувства, что очень важно для развития внимания к слову[6;83-84].

    Также существуют и другие приёмы. Словесное рисование- это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного текста[1;19-20].

    . Синквейн – стихотворение из пяти строк[5;536].1-ая строка имя существительное, задающее тему всего текста, 2-ая строка 2 имени прилагательных (признаки этого предмета), 3-я строка- 3 глагола, 4-ая строка – предложение из 4-х слов, расширяющих тему ,5-ая строка- имя существительное (ассоциация со словом в первой строке)[3;22-24].

    Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать отношение к идее произведения[2;153-154]. Средствами устной речи – интонацией, силой голоса, темпом – нужно учить пользоваться.

    Целью нашего исследования было выявление методических приёмов работы над лирическим стихотворением, направленных на формирование творческих способностей учащихся начальной школы. Поставленная цель нами была достигнута.Перспективы изучения данной проблемы в дипломной работе- создание методического комплекта для формирования творческих видов деятельности на уроках литературного чтения.

    Список литературы.

    1. Граблёва, В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений/В.Н.Граблёва//Начальная школа.-2000.- №11. С.19-25.
    2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования [Текст] / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская.- 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464с.
    3. Поздеева С.И. ; Прудникова О.И. Ресурсы использования приёма «синквейн» на уроках литературного чтения/С.И.Поздеева ;О.И.Прудникова//Начальная школа. – 2013.- №7. С. 21-24.
    4. Словарь-справочник психология [Текст]: Психология: Словарь-справочник:В 2ч.- М.:Из-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003.-Ч.2.-352с.
    5. Советский энциклопедический словарь[Текст] / Гл.ред. А.М.Прохоров.2-е изд.-М.:Сов. Энциклопедия,1983.-1600 с.
    6. Сунагатуллина И.И. Учу стихосложению/И.И.Сунагатуллина//Начальная школа.– 2009.-№2. С. 82-84.
    7. Учебно-методические материалы к Программе повышения квалификации по системе учебников «Школа России» [Текст]:/ сост.программы: Песняева Н.А. , Железникова О.А.; рецензенты программы:Дядюнова И.А., Спасская Е.Б.; разработчики учебно-методических материалов к Программе повышения квалификации: Лаврова Л.Н. , Миляева О.С., Тигрова Н.И, Яблоновская О.В. и др. – М.Просвещение,2011.- 280С.


    Предварительный просмотр:

    РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Кочетова Анастасия Александровна

    Министерство образования и науки Челябинской области

    ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

    3 курс специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, квалификация Учитель начальных классов

    Зубарева Нина Сергеевна, кандидат филологических наук

    (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ)

    Введение

    Актуализация проблемы исследования заключается в развитии творческих видов деятельности  у младшего школьника при работе с лирической поэзией.

    Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают  Дж.Гилфорд, П.Торренс. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П. Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих учёных. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.

    Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

    Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

    Младший школьный возраст является благодатным периодом для развития творческих способностей детей, поэтому формирование творческой деятельности младшего школьника должно постоянно оставаться в центре внимания как одна из важнейших педагогических проблем. Особую возможность для развития творческого мира и творческого отношения к миру предоставляют в ходе педагогического процесса уроки литературного чтения, так как художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.

    Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, исценирование, драматизация. Особое внимание уделяется словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного  произведения[6;138].

     Задача школы – всемерно способствовать активизации «человеческого фактора» и, следовательно, добиваться существенного повышения эффективности в формировании и развитии творческих способностей учащихся.

    Сегодня педагогу необходимо гармонично сочетать организацию учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности  самостоятельно решать нестандартные задания. Перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.

    На основании актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Работа над лирическим стихотворением как средство формирования творческих видов деятельности ученика  начальной школы».

    Определена цель:

    • Выявить методические особенности работы над лирическим стихотворением, направленные на формирование творческих способностей у учащихся начальной школы.

    Для проведения теоретического исследования определены следующие задачи:

    • отобрать и изучить  литературу по теме курсового исследования;
    • на основе анализа методической литературы представить методические приёмы работы над лирическим стихотворением, направленные на развитие творческих способностей учащихся;
    • обобщить результаты исследования по теме курсовой работы.

    В ходе исследования использованы  эмпирические и теоретические методы.

    Глава 1. Художественно выразительные средства лирики

    1.1. Лирическая поэзия как литературный жанр

    Литературные жанры - это сложившиеся в процессе развития художественной словесности разновидности произведений [1,с.286]. Н.Буало, И.К.Готшед и А.П.Сумароков дали этому термину толкование с позиций классицизма. Большую роль в определении термина сыграли Гегель, революционно-демократическая критика (В.Г.Белинский «Деление поэзии на роды и виды») и выступления Г.В.Плеханова. В современном литературоведении термин употребляется в различных значениях. Одни учёные в соответствии с этимологией слова называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т.д.)

    Поэзия - это произведения различных жанров в стихах, в отличие от произведений в прозе [8;286]. Такое смысловое наполнение термина представляет особенный интерес потому, что неоднократно встречается в теоретических работах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В частности, В.Г.Белинский и Н.Г.Чернышевский используют термины «поэзия» и «поэт», определяя специфику образного отражения жизни в художественной литературе и её общественное значение. Само название лирической поэзии указывает на ее близкую связь с музыкой: та и другая выражают различные сердечные чувствования. Предмет лирики — внутренний (субъективный) мир поэта, его личные чувствования, вызванные каким-либо предметом или явлением.

     Лирическая поэзия является древнейшей формой словесного художественного творчества, которую со времён Аристотеля традиционно выделяют как один из трёх родов литературы.

    1.2 Метафора и олицетворение как средства выразительности

    Первые попытки научного истолкования метафоры относятся к древности (Аристотель, Цицерон). В дальнейшем возрождение интереса к метафоре возникает уже в XIXв. в связи с развитием сравнительного языкознания и поэтики. Словарь-справочник лингвистических терминов предлагает такое определение: «Метафора (греч. metaphora – перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений» [7;176].

    Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. указывают  следующие виды метафор :

    1. простая - построенная на сближении предметов или явлений по одному общему признаку;
    2. развёрнутая - построенная на различных ассоциациях по сходству;
    3. лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается [7;177].

    Олицетворение (греч. Prosopopoieia - лицо делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ [7;241].

    Отличительной чертой метафоры и олицетворения является их постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом.

    1.3 Сравнение и эпитет как средства создания образа

    Сравнение - это распространенный в публицистике и художественной литературе стилистический прием[7;460]. Сравнение – вид тропа в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением [8; 371].

    Сравнение может быть выражено: существительным, сравнительной степенью прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами;  лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.).

    Сравнение 1) отрицательное, построенное не на сопоставлении двух предметов, явлений, а на их противопоставлении. 

    2) простое - сравнение двух предметов, явлений по одному общему у них признаку;

    3) развёрнутое - сравнение, построенное на сопоставлении многих схожих черт [7; 460].

    Наиболее распространённое явление художественного синтаксиса – эпитеты. 

    Эпитет (от греч.epitheton - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа [7;538]. Каждый из этапов историко-литературоведческого процесса (смена стилей и направлений) нашёл свое отражение в эпитете; по мнению А.Н.Веселовского, история эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании.

    Выводы по 1 главе

    В первой главе представлены материалы, связанные с литературоведческим анализом некоторых видов тропов,  изучаемых в начальной школе.

    В первом параграфе мы рассмотрели понятия «литературный жанр» и «лирическая поэзия» в толковании разных ученых. Литературные жанры - это сложившиеся в процессе развития художественной словесности группы произведений. Лирическая поэзия - это произведения в стихах, содержание которых отражает настроения лирического героя. Лирическая поэзия как литературный жанр стала восприниматься как эстетически равноценный и открытый для творческого поиска тип произведений. Такой подход к лирической поэзии свойственен и нашему времени.

    Во втором параграфе мы изучили метафору и олицетворение как средства речевой выразительности и указали их виды.

    В третьем параграфе рассмотрены сравнение и эпитет как средства создания образа. Раскрыта сущность сравнения, часто являющегося как приёмом композиционным, так и основой для развёртывания образа. С опорой  на точки зрения разные учёных изучен  эпитет как художественное образное определение.

    Глава 2. Формирование творческих видов деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

    2.1. Программные требования УМК «Школа России» к развитию творческой литературной деятельности младшего школьника

    Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию [13, с.283]. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

    -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретения опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

    - развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; [13,283]. 

    Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, исценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) [6, с.138].

    2.2. Возможности методического аппарата учебника литературного чтения с позиции формирования творческой деятельности учащихся

    Учебники курса «Литературное чтение» для достижения результата включают высокохудожественные тексты произведений русских и зарубежных классиков, позволяющие формировать у учащихся младших классов особое отношение к слову, к тексту. Методический аппарат учебника литературного чтения соответствует реализации задач ФГОС начального общего образования (литературное чтение) так как:

    - формируются личностные, метапредметные и предметные результаты образования на основе нравственного, эстетического и познавательного развития учащихся;

    -обеспечивается развитие коммуникативно-речевых навыков и умений через знакомство с произведениями разных видов искусства и наблюдениями за окружающим миром;

    -формируется культура эстетического восприятия и понимания художественных произведений через анализ текстов;

    -воспитывается культура речи через умение слушать собеседника; собственную звуковую культуру речи;

    - развивается полноценный навык чтения – основа для успешного продолжения обучения в среднем звене;

    - воспитывается интерес к книге через формирование читательского навыка;

    - осуществляется понимание роли чтения для дальнейшего обучения;

    - формируется умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться дополнительной литературой, словарями;

    -особое внимание уделяется формированию творческой личности;

    - формируется собственное мировоззрение, собственная позиция на основе анализа разных литературных текстов( художественных, научно- познавательных)[12;164-165].

    В методическом аппарате учебников предусмотрены задания, позволяющие иллюстрировать произведения художественной литературы, сравнивать авторские и собственные иллюстрации; участвовать в различных проектах и выполнять творческие задания. Содержание учебников направлено на формирование художественного вкуса, умение понимать искусство и наслаждаться им.

    В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебников и учебных пособий УМК «Школа России» направлены на освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей.Данный учебник, позволяет раскрыть таланты ребёнка, а также сформировать его творческие способности.

    2.3. Методические приёмы формирования творческих видов деятельности при изучении лирики

    Творческие способности – это способности, которые обнаруживаются в творческом мышлении человека и проявляются в создании новых предметов материальной и духовной культуры[9;237].

    Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. По мнению Ш.Амонашвили, учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином»[3;82].

    На уроках литературного чтения, для формирования у младших школьников творческих способностей, преподаватели используют следующие методические приёмы: выразительное чтение, словесное рисование, составление синквейна и сочинение четверостишия.

    Павлов А.А. считает, что прежде чем предъявлять детям требование «Читайте выразительно!» нужно правильно организовать работу по выработке навыка выразительного чтения, а также разъяснять детям что значит читать выразительно. Выразительное чтение- способность средствами устной речи передать слушателям своё отношение к идее произведения[4;153-154].

    Учителю следует знать работы над выразительностью чтения:

    - обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения;

    - тщательный анализ художественного произведения;

    -работа над языком произведения;

    - опора на воссоздающее воображение школьников, т.е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию;

    - обсуждение вариантов выразительного чтения проанализированного произведения[4;154].

    Словесное рисование- это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Методическая разработка  проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л.С.Выготского, З.И.Романовской, Н.Н.Светловской, В.А.Левина, Л.А.Мосуновой.  В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит 4 группы упражнений[2;19].

    Группы упражнений:

    - направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное;

    -  направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование);

    -   направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитете, сравнении, олицетворении, метафоре;

    -      направлена на выражение личностного отношения.

    Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений приём словесного рисования становится основным[2;19-20].

    Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку. Синквейн – слово франц., в переводе означает «стихотворение из пяти строк»[10;536]. Его правила: 1-ая строка одно имя существительное, задающее тему всего текста, 2-ая строка 2 имени прилагательных(признаки этого предмета, 3-я строка- 3 глагола, 4-ая строка – предложение из 4-х слов, расширяющих тему и не повторяющих слова из предыдущих строк, 5-ая строка- имя существительное (синоним, ассоциация со словом в первой строке)[5;22-24].

    Стихотворство – способ раскрыть себя, способность высказываться, передавать свои чувства и эмоции. Это очень важно для развития внимания, к слову, его лексическому значению[11;83-84]. Ребятам даются рифмованные слова, с использованием которых нужно сочинить свои четверостишия. Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов у учащихся: интереса к поэтическим произведениям к изобразительно- выразительным возможностям слова.

    Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям.

     

    Вывод по 2 главе

    Мы провели работу по теоретическому изучению методических приёмов формирования творческих способностей.

    В первом параграфе нами были рассмотрены программные требования  УМК «Школа России» к развитию творческой литературной деятельности младшего школьника. На основании параграфа, нами был сделан вывод, что программа «Школа России», как в содержании, так и в видах деятельности учащихся предъявляет глубокие методические требования при изучении лирического стихотворения.

    Во втором параграфе  мы рассмотрели возможности методического аппарата учебника литературного чтения с позиции формирования творческой деятельности учащихся. На основании чего сделали вывод, что данный учебник позволяет в силу своих заданий раскрыть таланты ребёнка, а также сформировать его творческие способности.

    В третьем параграфе рассмотрены методические приёмы формирования творческих видов деятельности при изучении лирики: выразительное чтение, анализ лирического стихотворения, словесное рисование, составление синквейна и сочинение учащимся собственного четверостишия. На основании мнении учёных было сформулировано следующее определение. Творческие способности – это способности, которые обнаруживаются в творческом мышлении человека и проявляются в создании новых предметов материальной и духовной культуры.

    Заключение

    Проблема  работы над лирическим стихотворением как средство формирования творческих видов деятельности ученика начальной школы важна, так как развитие творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально- экономических, культурных задач. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

    Целью нашего исследования было выявление методических особенностей работы над лирическим стихотворением, направленных на формирование творческих способностей у учащихся начальной школы. Поставленная цель нами была достигнута. Задачами нашего исследования были отбор и изучение теоретической литературы по теме курсового исследования; на основании анализа методической литературы представить методические приёмы работы над лирическим  стихотворением, направленных на развитие творческих способностей учащихся;  обобщением результатов исследования по теме курсовой работы. Нам удалось решить поставленные задачи.

     Мы определили понятие «лирическая поэзия» как литературный жанр, рассмотрели средства художественной выразительности, используемые в произведениях, включённых в учебники начальной школы, ознакомились с методическими приёмами работы над лирическим стихотворением, способствующими формированию творческих способностей у учащихся.

    Перспективы изучения данной проблемы в дипломной работе: создание методического комплекта для формирования творческих видов деятельности.

    Список литературы.

    1. Введение в литературоведение [Текст]: Учебник для филол. спец. ун-тов/Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф., Хализев В.Е. и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова .- 2-е изд., доп.-М.: Высш.шк.,1983.- 556с.
    2. Граблёва, В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений/В.Н.Граблёва//Начальная школа.-2000.- №11. С.19-25.
    3. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьника. Уроки литературного чтения/ Л.Е. Клевцова// Начальная школа.-2009.-№10.С. 80-82.
    4. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования [Текст] / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская.- 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464с.
    5. Поздеева С.И. ; Прудникова О.И. Ресурсы использования приёма «синквейн» на уроках литературного чтения/С.И.Поздеева ;О.И.Прудникова//Начальная школа. – 2013.- №7. С. 21-24.
    6. Примерные программы по учебным предметам [Текст]:// Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1.- 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400С. – (Стандарты второго поколения).
    7. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. [Текст] :/Ред.-сост.: Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А.Изд.2-е, испр. и доп. М., Просвещение, 1976.-543с.
    8. Словарь литературоведческих терминов[Текст]:.Ред.-сост.:Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., Просвещение,1974.-509с.
    9. Словарь-справочник психология [Текст]:/Психология: Словарь - справочник: В 2 ч. – М.;Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. –Ч.2.-352с.
    10. Советский энциклопедический словарь[Текст] / Гл.ред. А.М.Прохоров.2-е изд.-М.:Сов. Энциклопедия,1983.-1600 с.
    11. Сунагатуллина И.И. Учу стихосложению/И.И.Сунагатуллина//Начальная школа.– 2009.-№2. С. 82-84.
    12. Учебно-методические материалы к Программе повышения квалификации по системе учебников «Школа России» [Текст]:/ сост.программы: Песняева Н.А. , Железникова О.А.; рецензенты программы:Дядюнова И.А., Спасская Е.Б.; разработчики учебно-методических материалов к Программе повышения квалификации: Лаврова Л.Н. , Миляева О.С., Тигрова Н.И, Яблоновская О.В. и др. – М.Просвещение,2011.- 280С.
    13.  «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 класс [Текст]: /С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Деменьтьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.:Просвещение,2011.- 528С.



    Предварительный просмотр:

    Кочетова Анастасия Александровна,

    студентка Челябинского педагогического колледжа № 1, г. Челябинск, научный руководитель Зубарева Нина Сергеевна, кандидат филологических наук

    fantazerka1212@mail.ru

    Формирование творческих видов деятельности младших школьников в процессе работы над лирическим стихотворением

    (публикация в научно-методическом электронном журнале «Концепт»; Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья – 2017»)

    Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования творческих видов деятельности при работе с лирическим стихотворением на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе. Авторы раскрываюттворческие приёмы работы с лирикой, которые могут быть использованы в деятельности учителя начальных классов.

    Ключевые слова: словесное рисование,  синквейн,  стихотворчество, звукопись.

    Международное исследование PISA-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира.

    Дети слабо владеют навыками: находить и отбирать заданную информацию в текстах разных типов;  устанавливать связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом;  домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы.

    В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации, для разрешения которой требуется аналитическое мышление и творческий подход. Преодоление этих недостатков в чтении школьников — безотлагательная задача педагогической общественности и, прежде всего, начальной школы, как образовательного базиса.

    Младший школьный возраст является плодотворным периодом для развития творческих способностей детей, поэтому формирование творческой деятельности младшего школьника должно постоянно оставаться в центре внимания как одна из важнейших педагогических проблем. Особую возможность для развития творческого отношения к миру предоставляют в ходе педагогического процесса уроки литературного чтения и внеурочная деятельность, так как художественная литература несёт огромный развивающий и воспитательный потенциал, остаётся нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.

    Творческие способности – это способности, которые обнаруживаются в творческом мышлении человека и проявляются в создании новых предметов материальной и духовной культуры [7;237].

    Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают  Дж. Гилфорд, П. Торренс и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П. Теплов, Ю.З. Гильбух, Д.Б.Богоявленскаяи др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны в трудах этих учёных. Они исследуют феномен творчества с разных сторон. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев, В. Синельников.

    Согласно примерным программам по литературному чтению (стандарты второго поколения) литературоведческая пропедевтика предполагает нахождение в тексте и определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор; умение  отличать прозаическую и стихотворную речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения [4;143].

    Раздел курса литературного чтения «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»  в программе «Школа России» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

    Данный раздел раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства [8;286-287]. Задача школы – добиваться существенного повышения эффективности в формировании и развитии творческих способностей учащихся. Перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.

    Мы рассмотрели, как происходит знакомство и работа с лирической поэзией с 1- 4 класс в рамках программы «Школа России». В учебнике по литературному чтению 1-4 классов входят стихотворения русских поэтов. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о лирической поэзии, расширять и обогащать читательский опыт, знакомить с языковыми средствами выразительности. В программе «Школа России» лирическая поэзия представлена широко - от класса к классу расширяется круг чтения. В первом классе учащиеся знакомятся с стихотворениями на уроках обучения грамоте, получая первое представление о поэзии («Весна», «Подснежники», «Живая Азбука», «Про медведя».)

    Более основательно с понятием  «лирическое стихотворение» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая произведения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, С.Есенина и др.

    В круг чтения третьеклассников включены тексты, чтение и анализ которых показывают чувственный мир, особенности языка лирического стихотворения. В таблице представлен список некоторых изучаемых детьми стихотворений по программе «Школа России» и соответствующие им  творческие задания, предлагаемые авторами учебника.

    Таблица 1.

    Виды творческой деятельности

    в работе с лирическим стихотворением

    Автор. Название стихотворения

    Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

    Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства  они вызывают? (Словесное рисование)

    Какую интонацию для чтения вслух ты выберешь?

    Ф.Тютчев «Листья»

    Придумай свой рассказ об осенних листьях. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Сочинение текста.

    И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..»

    Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

    И.Никитин «Встреча зимы»

    Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро,  громко произнося слова, или напевно, медленно.

    Подготовка сценария утренника «Первый снег».

    А.С.Пушкин «Зима»

    Подобрать слова – ассоциации к слову зима.

    Составить небольшой рассказ по опорным словам на тему «Зима».

    А.С.Пушкин «Зимнее утро»

    Выразительное чтение стихотворения.

    Конкурс чтецов.

    А.С.Пушкин «Зимний вечер»

    Сделать иллюстрации к стихотворению.

    И.Бунин «Густой зелёный ельник удороги..»

    Сделай словесную иллюстрацию к произведению

    А.Блок «Ворона»

    Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели  могли представить ворону.

    С.Есенин «Черёмуха»

    Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»?

    Мысленно остановись у ручья, где цветёт черёмуха. Что Есенин помог тебе услышать, почувствовать, представить?

    Сделай иллюстрации к стихотворению «Черёмуха».

    [2]

    В 4 классе в круг чтения входят стихотворения более сложные по содержанию: стихотворения о Родине, что развивает чувство патриотизма у младшего школьника и создаёт условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения. Учащиеся в 4 классе изучают стихи А.Фета, Б.Пастернака, А. Жигулина и др.

    Методический аппарат учебника литературного чтения соответствует реализации задач ФГОС начального общего образования (литературное чтение), так как формирует культуру эстетического восприятия и понимания художественных произведений через анализ текстов; особое внимание уделяет формированию творческой личности.

    В методическом аппарате учебников предусмотрены задания, позволяющие иллюстрировать произведения художественной литературы, сравнивать авторские и собственные иллюстрации; участвовать в различных проектах и выполнять творческие задания. Содержание учебников направлено на формирование художественного вкуса, умение понимать искусство и наслаждаться им.

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО содержание учебников УМК «Школа России» направлены на освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Авторы учебников предлагают следующие творческие приёмы: выразительное чтение, словесное рисование, озаглавливание текста, подбор слов-ассоциаций к заданному слову, иллюстрации к лирическому произведению. Методический набор творческих приемов может быть расширен, что позволит поддерживать интерес младшего школьника к изучаемому жанру и развивать его способности, воображение, чувство языка. Ниже предложено  несколько приёмов активизации школьников  в процессе формировании творческих видов деятельности (таблица 2).

    Таблица 2.

    Методические приёмы формирования творческих видов деятельности

    при изучении лирики

    Методический прием

    Определение

    Словесное рисование

    это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения[1;19].

    Синквейн

     в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк»[3;536].

    Стихосложение

    стихотворная организация речи, возникающая благодаря её особой ритмической, звуковой, строфической структуре, в конечном счёте определяющаяся закономерностями данного языка, на котором  основано данное стихосложение, но в тоже время весьма существенно преломляющая его свойства [6;379].

    Стихотворчество

    способ раскрыть себя, способность высказываться, передавать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению [5;83-84].

    Анализ звукописи

    звуковая организация речи - художественно-выразительное, выполняющее определённые стилистические функции применение в прозаическом или стихотворном тексте тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций; однородных синтаксических оборотов, повторений слов и др. [6;88].

    Для демонстрации данных приемов на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности по формирования у младших школьников  творческих способностей мы предлагаем разработанные  и апробированные фрагменты уроков по лирическим стихотворениям.

    Фрагмент урока. Тема: А.С. Пушкин «Зима».

    Например, для эмоциональной подготовки детей к знакомству  со стихотворением А.С. Пушкина «Зима», на этапе постановки учебной задачи, мы использовали творческий приём - сочинение синквейна.

    Учитель: Сегодня мы с вами будем разговаривать об одном из времён года, о каком - попробуйте догадаться сами. Для этого я загадала слова и зашифровала их в синквейн. Что такое синквейн?

    Ученик:Синквейн – стихотворение из пяти строк.

    Учитель: (на доске синквейн). По какому правило строится синквейн?

    Ученик: 1 строка - имя существительное; 2 строка – 2 имени прилагательных; 3 строка – 3глагола; 4 строка- предложение из 4 –х слов, расширяющих тему; 5 строка- синоним к 1 строке.

    Учитель: Саша, прочитай выразительно синквейн.

    1. Зима.
    2. Морозная, красивая.
    3. Веселит, радует, бодрит.
    4. Под ногами скрипит снег.
    5. Радость.

    Итак, ваши варианты отгадок на синквейн. (На доске «открывается» слово «Зима».Иллюстрация с зимним пейзажем).

    Учитель: Ребята, попробуйте составить свой синквейн.

    Чтение работ:

    1. Зима.                                                                        1.    Зима.
    2. Пушистая, блестящая.                                            2.    Чистая, белая.
    3. Порхает, кружится, морозит.                                  3.    Поёт, баюкает, играет.
    4. На деревьях блестит иней.                                     4.    Сидят снегири на ветках.
    5. Весело!                                                                     5.    Красиво!

    Фрагмент урока. Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро».

    Для  эмоциональной подготовки детей к изучению нового стихотворения, можно использовать стихотворчество. Этот вид творческой деятельности способствует пополнению словарного запаса и учит составлению связного рифмованного текста. Данный вид творческой деятельности был использован на этапе решения  частных задач.

    Учитель: Ребята, сочините четверостишиепо теме «Зима» на предложенные рифмы: снежок – лужок, солнышко – зёрнышко.

    Учитель: Ребята, прочитайте выразительно  ваши четверостишия.

    Чтение работ:

    Листва опала,и выпал снежок,

    Теперь лишь им покрыт лужок,

    Придёт весна засветит солнышко,

    Крестьянин вновь посадит зёрнышко.

    Фрагмент урока. Тема: С.Я.Маршак «Гроза днём».

    В следующем фрагменте урока показан прием словесного рисования. Данный фрагмент урока направлен на формирование культуры восприятия стихотворения на эмоциональном уровне, а также  развитие навыка словесного рисования. Уместно использовать предложенный фрагмент на этапе урока решение частных задач. Словесное рисование не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования – приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

    Учитель: Представьте, что вам нужно нарисовать эту картину словами. Подумайте, что нарисуете, какие краски используете?

    Опишите картину, которую вы создали.

    Ученик: Я представляю картину радужной и изображаю её в своём воображении яркой и красочной. Ещё не смотря на грохот грома, небо не затянуто грозовыми тучами, оно красивое голубого цвета. И из этого красивого неба, спустя мгновение стал капать «стеклянный» дождик. Стекло у нас прозрачное, значит и дождик не омрачняет картины, он словно утренняя роса дополняет картине утончённость и прозрачность.

    Фрагмент урока. Тема: Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

    В данном фрагменте урока показан приём звукописи. Этот фрагмент урока можно включить в этапе решение частных задач.

    Учитель: Найдите и прочитайте красивые словосочетания.

    Ученик: Первый гром, раскаты молодые, перлы (объясните значение) дождевые, поток проворный.

    Учитель: Можно ли сказать, что эта картина очень живая? Гроза в ней – живое существо. Ребята, найдите в этом стихотворении слова – олицетворения.

    Ученик: Гремят раскаты, дождик брызнул, повисли перлы, солнце золотит, бежит поток, не молкнет гам, гам и шум вторят.

    Учитель:  А через какие слова поэта, мы не только видим,  но и слышим грозу?

    Ученик: Гремит, гром, грохот.

    Учитель: Какого звука очень много в этих словах?

    Ученик: РРР

    Учитель: Как вы думаете, почему?

    Ученик: Потому что гроза, это что-то громкое и мы её слышим.

    Учитель: Ребята, это особое выразительное средство – звукопись. Попробуйте самостоятельно сочинить двустишие или четверостишие, используя этот новый приём. Послушаем, что же у вас получилось?!

    Чтение работ:

    Что за шорох на полу,

    Кошка спряталась в углу.

    Просто шестеро мышат,

    В нашем подполе шуршат.

    Названные приёмы помогают глубже проникнуть в особенности произведения, вызывают соучастие детей, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

    Работа, начатая  на уроке, может быть продолжена и во внеурочное время.  К примеру, созданные детьми  творческие работы были собраны в рукописный сборник «Времена года». Его создателями и оформителями выступили сами третьеклассники. Каждый раздел содержал авторские странички поэтического творчества детей. Такая необычная творческая (издательская) деятельность мотивирует детей на создание собственного продукта с последующей защитой перед классом и родителями.

    Проблема  работы над лирическим стихотворением, как средством формирования творческих видов деятельности ученика начальной школы, важна, так как развитие творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

    Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. По мнению Ш.А.Амонашвили, учитель должен постараться создать такие условия, чтобы искорки детской мысли образовали царство мысли, что даст им возможность почувствовать себя в нём властелином.

    Ссылки на источники

    1. Граблёва В.Н. Словесное рисование на уроках литературного чтения при изучении лирических произведений.//Начальная школа. 2000.- №11. с 19-25.
    2. Литературное чтение.3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. [Текст]:В 2 ч. /[Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.М.В.Голованова др.].- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2015.-223 с.: ил. - (Школа России).
    3. Литературный энциклопедический словарь [Текст]: М.: «Советская Энциклопедия» Лит. энциклоп. словарь/ под общ.ред.В.М.Кожевникова, П.А.Николаева, Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов,А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1987. – 752с.
    4. Примерные программы по учебным предметам Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011.- 400с. – (Стандарты второго поколения).
    5. Сунагатуллина И.И. Учу стихосложению //Начальная школа – 2009.-№2.с 82-84.
    6. Словарь литературоведческих терминов. Ред.сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., «Просвещение», 1974.- 509с.
    7. Словарь – справочник психология [Текст]: Психология : Словарь – спрвочник: В 2ч. –М.; Изд - во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. – 352 с.
    8. «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 класс [Текст]: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Деменьтьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова- М.:Просвещение,2011.- 528с.



    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

    ПРОЕКТ

    «ЭкоТехнологии в

    литературном формате»

    РЕАЛИЗОВАН В РАМКАХ ДЕКАДЫ-НАУКИ 2017

    СТУДЕНТАМИ 34 ГРУППЫ

    25.04.2017г.

    РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА:

    Студентки 4 курса, 45 группы

    Кочетова А.А.

    Кириллова А.В.


    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Название проекта: «ЭкоТехнологии в литературном формате»

    Тип проекта: Информационно - творческий

    Сведения об авторах: Кочетова Анастасия Александровна студентка 4курса, 45 группы, специальность 44.02.02. учитель начальных классов с дополнительной квалификацией учитель изобразительного искусства;

    Кириллова Анастасия Валерьевна студентка 4курса, 45 группы, специальность 44.02.02. учитель начальных классов с дополнительной квалификацией учитель технологии

    Учебные дисциплины (МДК): МДК 01.02.русский язык с методикой преподавания в НШ; МДК 01.05 естествознание с методикой преподавания в НШ; МДК 01.10 теоретическое и методическое обеспечение процесса углублённого изучения дисциплин в НК.

    Учебные дисциплины близкие к изучаемому вопросу (ПМ, МДК): Профессиональный модуль ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования,

    Участники проекта: студенты ЧПК №1 3 курса, 34 группы.

    Сроки реализации проекта: 24.04.2017- 28.04.2017гг.

    Цель проекта: познакомить с понятием «интегрирование»; развивать воображение и связную речь при составлении синквейна; прививать любовь к природе и интерес к профессиональной деятельности с применением новой технологии обучения (интегрирования).

    Задачи проекта:

    1. Формирование у студентов педагогической компетенции посредством освоения новой технологии «Интегрированный проект»;
    2. Освоение новых творческих приёмов, к которым можно прибегать на уроке как на этапе решение частных задач, так и в проведении рефлексии (составление синквейна);
    3. Сформировать правильное представление студентов об «Интеграции».

    Аннотация к проекту: В основе проектно-исследовательской деятельности «ЭкоТехнологии в литературном формате» лежат общепринятые, дидактические принципы:

     - гуманистические: студент учится и познаёт новый современный подход использования интеграции в образовательном процессе только через собственные действия; студент имеет свои индивидуальные возможности; студент осваивает мир в целостном восприятии; студент, как и ребёнок успешен в сотрудничестве только тогда, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют.

    - ориентация на общечеловеческие ценности (человек, личность, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу самопознания и саморазвития;

    - ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека – личности);

    - принятие студента как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

    Данный тип проекта даёт возможность решать задачи воспитательного, творческого и образовательного характера в виде интеграции. Помогает показать студентам методику проведения данной технологии в образовательном процессе и доказать, что данная технология носит познавательный аспект и будет интересна младшим школьникам в изучении нового материала.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Педагогическая разработка в виде статьи...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК.4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Исследовательская работа....

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    создание комплекта учебно-методических и творческих композиций по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей детей(по материалам курсового исследования) Якупова Альбина Мав...