ПК 4.4. Педагогические разработки
проект по теме

Эргерт Анастасия Валерьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx19.28 КБ
Файл buklet_eko.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ КУКЛА–ОБЕРЕГ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

(по материалам курсового исследования)

Кириллова Анастасия Валерьевна

Научный руководитель – Чернышева С.А., преподаватель кафедры музыкально – эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать ознакомление с традиционной народной куклой, которая была незаслуженно забыта, а сейчас переживает период возрождения. Из всех народных кукол мы выбрали самую древнюю — куклу-оберег. Именно она, на наш взгляд, ближе всего к истокам народных обычаев и традиций.

Выбранная тема является актуальной еще и потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека [3, с.367]. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям [1,с.5].

Кукла-оберег - это не просто интересные вещицы и игрушки, а глубокомысленное мистическое послание от наших предков, которые лучше нас знали толк в охране и защите своего жилища, а так же членов семьи [2].

Исследованиями в данной области занимались такие видные ученые этнологи как: Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, О.И Капица, И.Н. Котова, И.Е. Забелин и др.

На основании актуальности проблемы нами сформирована тема курсового исследования: «Народная кукла - оберег как средство ознакомления младших школьников с народной культурой».

Целью нашего исследования стало изучение и описание технологии изготовления кукол-оберегов; систематизация кукол в виде народного календаря

В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи

  • Изучить литературу по заданной теме.
  • Описать виды кукол-оберегов.
  • Описать технологии изготовления куклы-оберега.
  • Систематизировать материал исследования в виде детского народного календаря
  • Создать образцы кукол-оберегов для детского народного календаря
  • Снять видеоролик, иллюстрирующий процесс изготовления кукол-оберегов

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: синтез, анализ, отбор, сравнение, исторический.

В первом параграфе  нашего курсового исследования мы изучили историю куклы-оберега как элемента народной культуры.

Во втором параграфе мы рассмотрели виды кукол-оберегов, и технологию их изготовления.

В третьем параграфе мы изучили «Детский народный календарь». На основании указанных исследований мы составили детский народный календарь, в котором использовали куклы-обереги, привязанные к определенным месяцам года.

В четвертом параграфе мы использовали куклу-оберег как средство ознакомления младшего школьника с народной культурой.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

 Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

У традиционной русской народной куклы есть свои преимущества по сравнению с современными игрушками. Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Также преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Достоинством народных кукол является то, что они индивидуальны. Они прививают вкус к разнообразию и фантазии и приучают детей к труду и рукоделию.

Мы уверены, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искреннее чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Первой задачей нашего исследования было изучение литературы по заданной теме. Основной литературой, которой мы пользовались это книги Галины Дайн. Она ученый этнолог, искусствовед. Всего мы изучили 9 книг по нашей теме и 10 интернет ресурсов.

Второй задачей нашей работы было описание видов кукол оберегов. При описании основных видов кукол-оберегов мы использовали следующие классификации: крестовые, узелковые и столбушки.

Они различаются по технологии изготовления:

крестовые куклы имеют в основе крест из палочек,

узелковые связаны из отдельных деталей без основы,

столбушка имеет в основе столбик из любого материала.

Третей задачей в работе было описание технологии изготовления куклы-оберега. Мы привели технологические карты трех вышеуказанных кукол.

Четвёртой задачей нашей работы было систематизировать материал исследования в виде детского народного календаря. Мы привели пример детского народного календаря.

Пятой задачей в работе было начать создавать образцы кукол-оберегов для детского народного календаря. Мы создали 7 кукол для детского календаря: Крестец, Лихоманка, Мартинички, Доля, Колокольчик, Куколка на счастье, Ангел.

Шестой задачей нашей работы было снять видеоролик, иллюстрирующий процесс изготовления кукол-оберегов.

В дипломной работе мы планируем систематизировать данный материал в методическом пособии; сделать коллекцию кукол и оформить их в единый выставочный проект; закончить видеоролик, иллюстрирующий процесс изготовления кукол-оберегов.

Список литературы

  1. Котова, И.Н., Котова, А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова., А.С. Котова. - М. : Патриот, 2003 – 240 с.
  2. Куклы обереги на счастье и богатство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vseprivoroty.ru/oberezhnye-kukly-slavyan.html/.
  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов., Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ «Технологии», 2008. – 944с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...