Главные вкладки

    ПК 4.4. Педагогические разработки
    статья по теме

    Макарова Татьяна Алексеевна МТА

    Предварительный просмотр:

    ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    (по материалам курсового исследования)

    Макарова Татьяна Алексеевна

    Научный руководитель – Чернышева С.А., заведующая кафедрой

    музыкально – эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

    Актуальность проблемы исследования определена тем, что мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике - это переход к новым, оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям обучения. Образовательный процесс предполагает опору на внеурочную деятельность. Кружковая деятельность включает в себя неиссякаемые возможности для всестороннего развития младшего школьника и творческих возможностей учителя [1, с. 7].

    Одним из таких направлений данной деятельности является художественная обработка нетканых материалов. К ним относятся такие материалы  как войлок, синтепон, фетр и другие, они обладают несомненными достоинствами при создании художественных работ. Эти материалы легки в обработке, красивы, доступны, позволяют создать изделия в различных техниках. Но при всех достоинствах они достаточно редко используются в программе начальной школы.Надо отдельно отметить, что кроме выраженного художественного потенциала, работа с неткаными материалами способствует развитию мелкой моторики, памяти, и произвольному вниманию. Формируется художественно-эстетический вкус.

    Выдающийся российский филолог, искусствовед Д. Лихачёв писал: «эстетический вкус  – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности» [3, с. 2]. Знакомство с красотой в жизни и искусстве воспитывает не только ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения, фантазии, формирует цветовосприятие, помогает овладеть навыками обработки материала.

    В современном образовании всё заметней обостряется противоречие между необходимостью использования учителем и преподавателями внеклассной работы активных методов обучения и неразработанностью методик обучения. Исходя из этого несоответствия, нами была сформулирована тема исследования: «Изучение основ художественной обработки  нетканых материалов для применения во внеурочной деятельности  начальной школы».

    Целью нашего исследования была подготовка теоретической и методической базы для создания методического комплекта «Обработка нетканых материалов для внеурочной деятельности начальной школы» для учителей и руководителей кружков.

    Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

    • Изучить историческую, теоретическую и методическую литературу по изучаемой проблеме.
    • Освоить технологические приёмы художественной обработки нетканых материалов для создания наглядных пособий и разработки будущего методического комплекта.
    • Обобщить теоретический материал по художественным возможностям обработки нетканых материалов для подготовки методического пособия и рабочей программы кружка по обработке нетканых материалов.

    При выполнении курсового исследования мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация, обобщение, классификация.

    В данном исследовании мы рассматривали тему «Изучение основ художественной обработки нетканых материалов для применения во внеурочной деятельности начальной школы». В главу вошли шесть подпунктов.

    В первом параграфе  нами рассмотрена классификация нетканых материалов. Мы выяснили, что их можно разделять на разные группы в зависимости от их индивидуальных признаков. Так же можно отдельно классифицировать каждый нетканый материал (войлок, фетр, синтепон).

    Второй параграф излагает об истории возникновения нетканых материалов. Проанализировав, мы выяснили, что они возникли практически одновременно в разных местах, поэтому конкретное «место зарождения» назвать нельзя. Так же в данном исследовании мы ознакомились с рядом легенд, узнали, какие народы использовали нетканые материалы [2, с. 21] .

    В третьем параграфе мы представили основные материалы, инструменты и технологии необходимые при работе с неткаными материалами.

    В четвёртом параграфе нами изучены теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Мы рассмотрели понятие, «внеурочная деятельность» и какие задачи она решает в жизни младшего школьника.

    В пятом параграфе рассмотрели понятие кружок, как форму внеурочной деятельности в начальной школе. Изучили принципы необходимые при  кружковой работе.

    Параграф шесть посвящён использованию художественных возможностей нетканых материалов в кружковой работе с младшими школьниками. В данном исследовании мы рассмотрели значимость работы учителя и учащихся с неткаными материалами. Составили мини-план работы при обработке нетканых материалов.

    Подводя итоги проделанного исследования, мы пришли к выводу, что все поставленные цели и задачи были нами выполнены.

    В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем разработать методические пособия и рабочую программу по внеклассной работе с младшими школьниками, объединив это в единый методический комплект под названием «Обработка нетканых материалов». Мы постараемся спланировать интересные задания, с целью существенно расширить эстетический кругозор ребенка, создать неразрывную связь между образовательным процессом и воспитательной системой.

    Мы уверены, что тема нашего исследования не исчерпана, поэтому нам представляется перспективным дальнейшего изучения основ художественной обработки нетканых материалов.

    Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Развитие эстетического вкуса у младших школьников посредством освоения технологии обработки нетканых материалов на занятиях кружка».

    Список использованной литературы

    1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – с.7.

    2. Все о войлоке и фильцевании / В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова. - М.: Агентство Дистрибьютор П.,  2007.- 42 с.

    3. Лихачёв, Д. С. Художественно-эстетическое воспитание детей [Текст]/ Д.С. Лихачёв – М.: Педагогика, 1985. – 20 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК.4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Исследовательская работа....

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    создание комплекта учебно-методических и творческих композиций по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей детей(по материалам курсового исследования) Якупова Альбина Мав...