Формирование портфолио ученика как инструмент оценки результата
материал по теме

Савельева Галина Геннадьевна

Выступление на пед.совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование портфолио ученика как инструмент оценки результата

СЛАЙД Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех. Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.

СЛАЙД В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Кроме результатов учебного процесса грамот, здесь может быть коллекция разнообразных исследований и творческих работ учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных внешкольных областях.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности:

-учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

СЛАЙД Основная цель портфолио .. - сформировать у обучающихся навыки планирования учебной, творческой и развивающей деятельности в течение года, умения отслеживать свои достижения, анализировать причины невыполнения планов, потребность в саморазвитии, в объективной самооценке и самовоспитании.

СЛАЙД Портфолио решает важные педагогические задачи -

-Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

-Отслеживает личностный рост ребенка;

-Формирует умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и развивающую деятельность;

-Развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-Создаёт дополнительные возможности для успешной социализации, проявления гражданской зрелости и профессиональных предпочтений;

-Способствует формированию мировоззренческих, ценностных установок нравственного человека с активной гражданской позицией;

-Содействует развитию коммуникативной культуры с сохранением индивидуальных достоинств личности.

Итак, с чего началась наша работа над портфолио? В начале сентября в 1 классе было проведено родительское собрание, на котором мы обсудили систему оценивания в условиях реализации ФГОС, значение портфолио для учащихся, родителей и учителей. Провела классный час с целью мотивации учащихся на планомерную работу с портфолио, объяснила детям цели и задачи такой деятельности. Далее совместно с учащимися и родителями была определена оптимальная структура портфолио для нашего классного коллектива. Наше портфолио состоит из следующих разделов:

СЛАЙД ----- 

Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты).

В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Работу с портфолио организует классный руководитель с 1 сентября каждого нового учебного года. Под моим руководством дети сами заполняют разделы. При необходимости провожу консультации с учащимися по вопросам работы с портфолио.

СЛАЙД Стараюсь работу построить таким образом, чтобы ученик сам прикладывал основные усилия к формированию портфолио. Необходимо своевременно отмечать успехи ученика. Говорю, что основной смысл портфолио - показать всё, на что ты способен, а девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

СЛАЙД Родители также участвуют в заполнении портфолио, помогают в оформлении и несут ответственность за информацию, которая в нем размещена.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Хранятся материалы портфолио в кабинете.

Информацию об учащихся, полученную из портфолио ученика, классный руководитель не разглашает.

Ведение портфолио способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителей, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников. Поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, тем самым повышая качество образования.

СЛАЙД Одним словом, работа с портфолио способствует формированию у школьников универсальных учебных действий. Личностных УУД , которые обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивных УУД, которые направлены на формирование навыков самоорганизации.

Познавательных УУД, которые формируют информационную и исследовательскую культуру школьников.

Коммуникативных УУД, которые способствуют формированию культуры общения школьников.

Портфолио – инструмент организации деятельности ученика в процессе самопознания, самовоспитания, саморазвития. В процессе работы с портфолио ребенок учится планировать, анализировать свою деятельность, ставить и достигать цели, формировать ценностные ориентации. Классный руководитель, родители совместно с детьми отслеживают, оценивают динамику индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность, анализируют проблемы. Оценка динамики индивидуального развития помогает строить дальнейшую образовательную траекторию для каждого ученика.

В завершение хочу сказать, чтобы ведение портфолио не стало нагрузкой для родителей, а главное для учащихся, дети и родители должны уяснить: главное вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов, а помочь учащимся разобраться в том, каковы истинные возможности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Портфолио – как механизм комплексной оценки результатов образования.»

Выступление на научно практической конференции педагогических работников по теме: " Портфолио как механизм комплексной оценки результатов образования в начальной школе" 2015 гВ данном выступлении затр...

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

Портфолио ученика как инструмент мониторинга

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 класс...

Портфолио ученика в системе оценки качества образования

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...

Статья по теме "Портфолио ученика в системе оценки качества образования"

Статья по теме Портфолио ученика в системе оценки качества образования...

МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».

    В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной зад...