Портфолио ученика в системе оценки качества образования
учебно-методический материал на тему

Шестакова Елена Николаевна

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.shestakova._gbou_srednyaya_shkola_511.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Е.Н., учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района

Санкт – Петербурга

Портфолио ученика в системе оценки качества образования

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, "школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу…  Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать"[2].

 Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио не представляет собой какой-то чёткой концепции. Поэтому для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется, говоря о портфолио, всякий раз разъяснять, о чём, собственно идёт речь. Понимание и учёт этого факта особенно важны в России, где доступ к литературе по проблеме существенно ограничен [3].

Слово “портфолио”, как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность;
  • расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.

Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки. [1, 97]

В общем случае портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину [2, с.61].

В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними. В теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио:

  • “Портфолио документов”,
  • “Портфолио работ”,
  • “Портфолио отзывов”. [4]

По целям различаются портфолио как способ оценки учебных достижений и так называемые портфолио курсов, основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.

В портфолио находят место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладётся не только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Завершением работы над портфолио часто становится процедура предъявления или защиты.

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся. Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: “Соберите все свои лучшие работы за четверть”, или “Сложите в папку все письменные работы за этот месяц”. Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

  • мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
  • определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;
  • определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
  • определение общей структуры портфолио;
  • определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
  • определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.[3, 244]

Члены рабочей группы Министерства образования и науки РФ по введению профильного обучения систематизировали ошибки, которые невольно допускают и в отдельных школах, и в муниципальных образованиях в целом, с которыми уже столкнулись педагогические коллективы и семьи школьников. Первая группа ошибок связанна со сбором материалов портфолио: нарушение принципа “добровольности” при сборе документов и формирования портфолио, сбор материалов вместо ученика, игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, формализм и соревнование при сборе портфолио. Вторая группа ошибок связанна с формированием объёма портфолио: сбор в портфолио только официальных документов, сбор материалов только за девятый класс. Третья группа ошибок связанна с подменой идеи портфолио традиционными схемами. Это подмена портфолио зачетной книжкой, обязательной характеристикой, подмена систематической работы над портфолио разовой акцией, завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. Четвёртая группа ошибок связанна оценкой материалов портфолио: стремление оценить баллами все материалы портфолио, завышение “удельного веса” портфолио, отсутствие единства в оценке материалов портфолио. [5]

Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Выделяют три основные цели такой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути;

2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач;

3) создание места для построения “пути” достижения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.[7]

В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:

  • своевременно отмечать успехи ученика;
  • проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
  • поддержать интерес школьника к учебному труду;
  • формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;
  • учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.

В классе, где работает автор статьи, портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания учащихся. Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё имя”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”.

В разделе “Мои достижения” помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в учебных олимпиадах и конкурсах, так и в сфере дополнительного образования. Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков, фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.

В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и школьных мероприятиях.

Работа над формированием портфолио начинает давать положительные результаты. Ребята стремятся быть лучше, успешнее.

Список литературы:

1. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. \Серия “Компетеньностно-ориентированный подход  к образованию: образовательные технологии”. Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.-92с.    

2. Каптерев П.Ф.  Избр. педаг. сочинения. - М., 1982, с. 354-355.

3. Большая книга о маленькой школе. /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003.

4. Т. И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва.2007, с. 54-57.

5. Народное образование Портфолио: типичные ошибки и затруднения., № 2, 2005,с.72-77.

6. Государственный Университет – Высшая школа экономики. Ежеквартальный научно-образовательный журнал. Вопросы образования, № 2, 2004, с.251-259.

7. Начальная школа. Новая “философия” оценки в начальной школе. № 2, 2007, с. 8-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Система оценки качества образования.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...

Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...

Статья по теме "Портфолио ученика в системе оценки качества образования"

Статья по теме Портфолио ученика в системе оценки качества образования...