Статья по теме "Портфолио ученика в системе оценки качества образования"
статья

Статья по теме Портфолио ученика в системе оценки качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в современной педагогике много внимания уделяется вопросам оптимизации учебного процесса и контроля его результатов.

Потребность в объективной оценке результатов деятельности обучающихся всегда была и остается одной из самых значимых. И чем многообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный уровень достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Оценки качества учебных достижений школьников в общеобразовательной школе должна соответствовать требованиям модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относится направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов, и преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку алгоритмических знаний и умений.

Очень важный этап работы над портфолио – этап, главной задачей которого является развитие навыков целеполагания и рефлексии.

Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам».

Дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

Эффективным инструментом решения подобных проблем является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника.

 Одной из главных задач школы является создание условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. 

 Крайне важно с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни” (Т. Новикова, А. Прутченков).

               Портфолио - это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени.

  Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, журналов, ребятам я предоставляю полную свободу и приветствую любую инициативу, при обязательном соблюдении двух важных условий - аккуратность и удобство хранения.

  С какой целью мы используем портфолио?

  - для фиксации достижений учащихся, их прогресса в обучении и для детального отслеживания определённых результатов;

               - для создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

              - для максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка, создания условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

              - для развития познавательных интересов обучащихся и формирования

готовности к самостоятельному познанию;

              - для формирования установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развития мотивации дальнейшего творческого роста;

              - для формирования положительных моральных и нравственных

качеств личности;

               - для формирования навыков саморефлексии, умения анализировать

собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с

имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

 - для оказания учащимся помощи в оценивании собственных достижений;  

 - для организации сотрудничества обучающихся, родителей, учителя;                                

              - для предоставления отчёта об ученических достижениях обучающемуся, родителям, учителям;

  - для совершенствования процесса обучения;

Доступ к портфолио имеют учащийся, учитель, родители, администрация школы.

Мы используем портфолио как доказательство интеллектуального развития учащегося, учитывая сильные и слабые стороны учащегося, отражённые в портфолио, при
выборе новых тем и проектов.

В каждом из портфолио просматривается индивидуальность ребёнка, его личные шаги по лестнице успеха, неважно как он её оформляет: графически или словесно. Каждый из малышей и их родители относятся к этому бережно, ответственно, как к документу, складывая в портфолио работы, грамоты, дипломы, сертификаты, табели успеваемости, лучшие творческие работы и т.д.

 Использование учебного портфеля наряду даёт возможность эффективно руководить работой каждого ученика, развивая его способности, осознавать, как происходит процесс учения, какими приёмами он может пользоваться для решения стоящих перед ним задач, насколько эффективны те или иные стратегии для него лично, что наиболее соответствует его индивидуальности.

              С чего начинается работа над портфолио в начальной школе?

На родительских собраниях я провожу разъяснительную работу с родителями. Объясняю важность и нужность данной работы, знакомлю с целями, задачами и преимуществом портфолио.

Учебный портфель - это прекрасная возможность обеспечить активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс своего ребёнка, более адекватно оценивать сильные и слабые стороны детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.

Ребятам предлагаю следующая структуру портфолио: сведения о себе, семье, друзьях, достижениях.

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё имя”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”.

В разделе “Мои достижения” помещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в учебных олимпиадах и конкурсах, так и в сфере дополнительного образования. Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков, фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы: рефераты, конкурсные работы районного, городского, всероссийского уровней, проектные работы, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.

В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и школьных мероприятиях.

 В 4 четверти обязательно добавляем раздел "Самооценка результатов обучения", предлагаю ребятам заполнить таблицу “Моя оценка учебного года”. Для себя обозначаем этот этап, как этап словесного оформления целеполагания и рефлексии.

Введение портфолио положительно повлияло на организацию учебного процесса:

- увеличилось количество ребят, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью;

- увеличилось количество проектных работ;

- повысилась образовательная активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей;

- поддерживается высокая учебная мотивация школьников;

- развиваются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формируются регулятивные УУД – умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

             - стимулируется стремление к самосовершенствованию.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Система оценки качества образования.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...

Портфолио ученика в системе оценки качества образования

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...

Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...