ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Георгица Ирина Сергеевна

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx22.68 КБ
Файл analiz_zasedaniya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 (по материалам курсового исследования)

Георгица Ирина Сергеевна

Научный руководитель — Новикова О.В., преподаватель кафедры английского языка

высшей квалификационной категории

Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке — не всегда и в полной мере выполняются.

Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.

Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения.

В условиях повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку, учителя и методисты постоянно ищут резервы.

Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка.

Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке.[4]

При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на уроках иностранного языка.

Развитие диалогических навыков у учащихся на уроках английского языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению английского языка.

Целью нашего исследования было рассмотрение использования ролевых игр, как средство обучения диалогической речи на уроках английского языка.

В соответствии с целью нами были обозначены ряд задач:

  • рассмотреть говорение, как вид речевой деятельности;
  • изучить особенности диалогической речи;
  • проанализировать пути обучения диалогической речи;
  • рассмотреть ролевую игру, как средство обучения;
  • изучить виды ролевых игр;
  • рассмотреть технологию проведения ролевых игр на уроках английского языка;
  • изучить ролевые игры для обучения диалогу.

Говорение – высказывание своих мыслей и передача чужих мнений в устной форме на родном или иностранном языке. Говорение обладает многими признаками деятельности, т.е. имеет свой предмет и результат. (Предмет – мысль, результат – устное высказывание). Процесс высказывания сопровождается слуховым контролем. Эти действия находятся на уровне сознательной деятельности.[2, 22]

При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая.

Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.В методической литературе выделяются две пути обучения диалогической речи: дедуктивный и индуктивный, то есть путь от целого диалога - образца или путь от элементарного диалогического единства.[1, 37]

Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

  • она создает модель общения;
  • в ней переплетаются речевое и неречевое поведение;
  • создаются комфортные условия для обучающихся;
  • возникает мотивация для общения;
  • игра учит партнерству и сотрудничеству;
  • принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит;
  • общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.

Ролевая игра- одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. [3]

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения, показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно:

  • она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик;
  • характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью;
  •  диалогической речи свойственно наличие эллиптических оборотов, которые часто закрепляются коммуникативной практикой и используются в виде клише.

Игра, безусловно, эффективное средство в преподавании иностранного языка, но учителю необходимо соблюдать чувство меры, иначе она утратит свою эффективность и привлекательность для учащихся. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя.

Ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

  • Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы;
  • расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;
  •  способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Итак, учебно-речевая ситуация является конструктивной основой ролевых игр, выполняет функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению.

Подводя итоги можно сказать, что ролевая игра:

– это обучение в действии, повышающее качество обучения;

– это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) взывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;

– дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;

– сопровождается, как правило, эмоциональным подъёмом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. Перспектива изучения данной темы в дипломной работе заключается в создании и проведении уроков английского  языка по теме «Диалогическая речь» для формирования исследовательских действий младших школьников.

Данную проблему мы готовы рассматривать в выпускной квалификационной работе по теме «Обучение диалогической речи младших школьников с помощью ролевой игры на уроках английского языка».

Список литературы:

  1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: 2000[Текст]. – с. 37
  2. Каммулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе[Текст]. – М, 2013. – с. 17 – 22
  3. Статья: Говорение. Режим доступа: http://psyera.ru/4444/govorenie-kak-vid-rechevoy-deyatelnosti [Электронный ресурс]
  4. Статья: виды речевой деятельности. Режим доступа: http://kak-bog.ru/vidy-rechevoy-deyatelnosti [Электронный ресурс]



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

работы методического объединения учителей начальных классов

 МКОУ Каратабанская СОШ

Подготовкой к данному заседанию являлось то, что руководитель школьного методического объединения, взял тему у администрации школы, затем познакомился сам с данной проблемой, подобрал материал, затем составил план данного педсовета.

Деятельность МО учителей начальных классов МКОУ Каратабанской СОШ  строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения», т.е современные проблемы учебной мотивации на уроках. Хочется отметить, что данная проблема актуально на современных уроках, так как детей, в наше время, очень сложно замотивировать на учебу, но только при хорошей мотивации на уроках мы можем рассчитывать на хороший результат. Таким образом, мы вышли на цель данного МО. Целью данного МО  является помощь в осознание учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения, как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности, а также смотивировать педагогов на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьника.  В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся;
  • обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях-«Мотивация ученика»;
  • использовать практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения;
  • разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.

         Все поставленные задачи способствовали достижению цели: «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения»

        Структура заседания МО:

  1. Выступление руководителя МО;
  2. обсуждение данной проблемы;
  3. текущие вопросы (приближающиеся мероприятия, успеваемость)
  4. решение  заседания.

Хочется отметить, что в МО учителей начальных классов работают 5 опытных и высококвалифицированных специалистов и 2 молодой специалист (табл. 1). Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования школы.

Педагогический коллектив МО учителей начальных классов

Ф. И. О.

Образование

Стаж (лет)

Категория

Рыжкова Татьяна Васильвна.

Высшее

28 лет

Высшая

Науменко Светлана Ивановна

Высшее

28 лет

I

Астанина Золфия Ямигельфлуновна

Среднее

19 лет

II

Кочнева Светлана Васильевна

Высшее

36 лет

Высшая

Из моих наблюдений я поняла, что учителя МО начальных классов имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом, а также хочется отметить, что данный коллектив достаточно дружный и сплоченный.

Администратор дал тему МО руководителю данного заседания, руководитель МО выступила с проблемой, затем все педагоги стали выступать по очереди. Все это перелилось в обсуждение. Хочется сказать, что в данном заседание, также проходила подготовка к педсовету, который должен будет состояться в ближайшее время. Руководитель МО раздала каждому учителю вопрос, который он должен будет подготовить к педсовету.

Данное заседание полностью соответствует поставленным целям. Все обсуждения были по теме, все выслушивали друг друга, предлагали идеи, также распределение вопросов на педсовет было, достаточно, дружны.

Мне понравилось в данном заседание МО то, что коллектив сплоченный. У педагогов не смотря на различие опыта отличные взаимоотношения. Все педагоги прислушиваются к друг другу.

Первым делом, хотелось бы огласить решение данного  заседания, им стало:

  1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации;
  2. взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учителя;
  3. было дано задание каждому учителю для  подготовки к педсовету.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...