Главные вкладки

    ПК.4.4. Педагогические разработки
    презентация к уроку на тему

    Хорева Александра Николаевна

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_2.docx23.73 КБ
    Microsoft Office document icon kvest_po_skazkam_i_poslovitsam.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

    ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА НА ОСНОВЕ ПОСЛОВИЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    (по материалам курсового исследования)

    Хорева Александра Николаевна

    Научный руководитель- Зубарева Н.С,  кандидат филологических наук.

    преподаватель гуманитарных дисциплин, высшей квалификационной категории.

            В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов. Все больше дискуссий ведется относительно деятельностного подхода в образовании. При разработке  федеральных стандартов второго поколения начального общего образования приоритетом  становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень самостоятельности, которых в значительной мере предполагает успешность всего последующего обучения. А для этого необходим метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Академик А.Г. Асмолов отмечает: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопрофильными знаниями и навыками. В системе образование начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами тут выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение задач; проектные формы организации обучения».[15,43]. К тому же эта проблема актуальна, так как  одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения является понятие «точка зрения», а проектная задача способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, помогающих сформировать свое мнение.  Таким образом,  проблема использования проектных задач для формирования учебных действий на уроках литературы в современном образовании заслуживает внимания.

            На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема курсового исследования «Проектные задачи на основе пословиц как средство формирования учебных действий на уроках литературного чтения»

            Целью данной работы было выявления методики использования проектных задач на основе пословиц в процессе формирования учебных действий на уроках литературного чтения.

            Объект исследования: методика использования проектных задач на основе пословиц.

    Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи

    - отбор и анализ научно-методических источников по вопросам исследования;

    - описать сущность понятия проектная задача и методику ее использования на уроках литературного чтения;

    - создать фрагменты урока с использованием проектных задач на основе пословиц  для урока литературного чтения

     - обобщить результаты исследования;

    Основными методами изучения материала, используемыми в нашей работе, стали:

    -теоретические:        

    - отбор источников;

    - анализ литературы

    - систематизация материала

      - обобщение материалов исследования

     -эмпирические:

     - выбор объекта, предмета и педагогической ситуации;

     -разработка методики исследования проектных задач на уроках литературного чтения;

     - составление фрагментов урока.

    Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы

    В данном исследовании  провели работу по теоретическому изучению пословиц.

            В первом параграфе нами изучено определение жанра: пословица - малый нелирический жанр устного народного творчества, которому характерны краткость, гиперболичность, обобщение опыта; его отличия от других малых фольклорных жанров; роль пословиц.

            Во втором параграфе мы изучили происхождение пословиц: их источники,  первый сборник пословиц,  пословицы книжного происхождения, и пословицы, появившиеся в период советской власти.

            В третьем параграфе мы выяснили художественные особенности пословиц: безграничность тематики, единство формы с использованными в ней стилистических средств- метафоры и антитезы.

            В следующей главе исследования нами проведена работа по изучению методических вопросов решения проектных задач на основе пословиц в начальной школе.

            В первом параграфе мы проанализировали программу «Школа России» и учебники по литературному чтению. Определили роль изучения пословиц в начальной школе, их тематику и проектные задания, связанные с пословицами.

            Во втором нами изучено понятие «проектные задача» цели их включения в обучение, их типологию , отличие проектных задач от проектов.

            В третьем параграфе мы выяснили цели включения проектных задач в уроки литературного чтения, виды упражнений с проектными задачами, создали подборку пословиц к произведениям из учебника по литературному чтению в третьем классе, изучили методы решения проектных задач и создали фрагмент урока с решением проектной задачи на основе пословиц.

    Проблема использования проектных задач для формирования учебных действий на уроках литературы  важна, одной из важнейших целей современного образования является самостоятельное формирование детьми общеучебных умений и навыков, от которых зависит успешность дальнейшего обучения. Именно поэтому в современном образовании метод решения проектных задач занимает одно из главных мест. Решение проектных задач на уроках литературного чтения  помогает получить навыки исследовательской деятельности, научиться ориентироваться в потоке информации и анализировать ее, обобщать, видеть тенденции, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Ученики, с которыми на уроках учитель решает проектные задачи, легче адаптируются в дальнейшей жизни, правильно выбирают будущую профессию, подходят к любым вопросам жизни творчески.

            Нам удалось достичь цели поставленной в начале исследования, а именно: провести анализ научно-методической литературы для выявления методики использования проектных задач на основе пословиц в процессе формирования учебных действий на уроках литературного чтения. Все задачи, поставленные нами в начале исследования, также были решены. Мы отобрали и проанализировали научно-методические источники по вопросам исследования, описали сущность понятия проектная задача и методику ее использования на уроках литературного чтения, создали фрагменты урока с использованием проектных задач на основе пословиц  для урока литературного чтения и обобщили результаты исследования. Мы изучили методы решения проектных задач по литературному чтению на основе пословиц, проанализировали учебники и программу «Школа России», разработали пример проектной задачи по литературному чтению на основе пословиц.

            Перспектива изучения данной темы в дипломной работе заключается в создании фрагмента урока литературного чтения по проектным задачам на основе пословиц, для формирования учебных действий.

            Данную проблему мы готовы рассматривать в выпускной квалификационной работе по теме.

    Список литературы

    1. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач [Текст] : пособие для студентов факультетов педагогических институтов / А. Б. Воронцов  М.: Просвещение, 2011. – 97с.
    2. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс [Текст] / С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2011 – 288с. – (Школа России)
    3. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие П79 для учителя / А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина ; под ред. А.Б. Воронцова. – 3–е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.– Стандарт второго поколения



    Предварительный просмотр:

                                        Квест «Учиться всегда пригодится»

    Цель: формировать умения студентов в области методики обучения литературному чтению (фольклор)

    Оборудование:  презентация, распечатки заданий (цветные и чёрно- белые), призы или грамоты.

    Ход квеста

    Здравствуйте, уважаемые студенты! Мы предлагаем вам пройти квест

    Сейчас вы станете участниками квеста. Для того чтобы начать, нужно разбиться на 2 команды определить лидера команды, и дать название вашей команде. Затем лидер от каждой команды забирает маршрутный лист. И квест начался, удачи вам.

    1. СТАНЦИЯ «Методическая»  Совсем недавно вы изучили  методику  преподавания литературного чтения, давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Чтобы узнать место следующей станции вам нужно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы будете получать фрагмент изображения следующей станции.  

    1. В методике принято характеризировать навык чтения по следующим критериям (найдите лишнее)

       Правильность, беглость, интонационность, осознанность, выразительность.

    2. Соотнести вид чтения с его характеристикой

    Вид чтения

    Для чего оно нужно

    Ознакомительное

    Для анализа текста  по частям

    Просмотровое

    Для художественного восприятия текста

    Исследовательское

    Для выявления главного в тексте

    Изучающее

    Для того чтобы найти конкретную информацию в тексте

    Выразительное

    Для анализа содержанием текста и комментирования трудных слов, выражений, отрывков.

    3. Алгоритм работы по анализу образа героя

    1 Дают собственную оценку и оценку автора.

    2 Учитель отбирает эпизоды в которых ярко проявляется образ героя.

    3 Составляют связный рассказ о герое по плану.

    4 Определяют как поступок характеризует героя и черты характера.

    5 Учитель формулирует задания, дети отвечают на них или выбирают эпизод.

    2. СТАНЦИЯ «Моделирование» 

    Как вы думаете, нужно ли учителю часто менять формы работы с детьми? Как вы думаете, какие формы работы помогают наиболее эффективно развивать мышление детей? (Моделирование и педагогический эксперимент) Для чего нам необходимо моделирование на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе? ( В 1 классе на уроках литературного чтения преобладают слушание и говорение. Именно здесь возникает трудность, связанная с возрастными особенностями младших школьников. Дети в силу психофизических особенностей не могут долгое время слушать и говорить, по этому настоящей находкой является метод моделирование.)

    Давайте проверим, насколько вы умеете работать с моделью.

    Задание: составьте модель сказки. « Курочка Ряба» Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил.Баба била, била – не разбила.
    Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
    Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Снесу вам яичко, не золотое – простое.

    Условное обозначения

                          Герой         Сказка

                             Действие                                                                       Зачин

            

                         

                             Название        

                                                                                                                Слова признаки

                             Волшебный предмет

    Модель сказки «Курочка ряба»

    3. СТАНЦИЯ «Пословицы»

    Какие фольклорные жанры вы знаете? А какой из жанров является самым разнообразным по тематике и самым большим по количеству фольклорных единиц? Для чего нам необходимы пословицы, и нужно ли их использовать на уроках в начальной школе?

     Сейчас вам предстоит выполнить небольшую проектную задачу на основе пословиц. И если вы справитесь, то вашим продуктом будет изображение следующей станции.

        1. «Живые буквы» – тема «Пословица».

    Команды  получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова  –  слова-ответы на вопросы.

    Ведущая дает задание:

    Вам буквы выданы не зря,
    Несложен их секрет.
    Из них составьте вы, друзья,
    На мой вопрос ответ!

    1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.                             слово
    2.   Когда она есть, ума не надо.                                                    
    сила
    3.   Им лучше в грязь не ударять.                                                  
    лицо
    4.   Кто и во сне кур считает?                                                        
    лиса
    5.   Паршивая, она все стадо портит.                                            
    овца
    6.   В сказке был чудесный пир,
    Что на нем я с медом пил?                                                             
    пиво
    7.   Бывает он долог, да ум короток.                                             
    волос

    2. «Азбука – к мудрости ступенька».

    Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

    Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
    Учиться надо всю жизнь. 
    (Век живи, век учись.)
    Освоение грамоты – большой труд. 
    (Сперва аз да буки, а там и науки.)
    Для учения нет старости. 
    (Грамоте учиться всегда пригодится.)
    Учиться трудно, но результат стоит трудов. 
    (Корень учения горек, а плод его сладок.)

    3. «Мыслей и речи украшение».

    Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
    Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

    • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)
    • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
    • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)
    • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)
    • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
    • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
    • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

    4. станция « Русские народные сказки» Традиционно  уроки чтения в начальной школе начинаются  с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является русская народная сказка.

    Какие виды сказок вы знаете? ( волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские)

    1. А теперь давайте проверим, сколько русских народных сказок вы знаете. Вам нужно за 2 минуты назвать как можно больше названий русских народных сказок.

    2. «Угадай»

    • Какие слова нужно было сказать, чтобы появился волшебный конь?

    («Сивка-бурка,вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой»).

    • Какой зверь обидел маленьких детишек из многодетной семьи?

    (Волк «Волк и семеро козлят»).

    • На чем Емеля отправился к царю во дворец? (на печке)

    • Кого встретила на своем пути девочка, искавшая своего братца, в русской народной
    сказке «Гуси-лебеди»? Назовите по порядку.

    (Печку, Яблоньку, Молочную речку в кисельных берегах).

    • Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

    (На конце иглы в яйце).

    • Героиней какой сказки была Одноглазка?

    («Хаврошечка»).

    • Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?

    (Кощей Бессмертный).

    3.Перечислите всех положительных и отрицательных героев русских народных сказок за 2 минуты, которых вы знаете.

    5. СТАНЦИЯ «Рассказы»

    Изучение рассказов – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

    Мы будем создавать диафильм. Как вы думаете, что такое диафильм?

    Диафильм – серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок  которых соответствует последовательности событий произведений, каждый рисунок снабжен титрами.

    Кто сможет прочитать интонационно/ по  ролям рассказ Э.Шима «Долг»

    1. Принес Ваня в класс коллекцию марок.
    – Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
    – Бери, конечно! – согласился Ваня.
    Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
    – Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
    – Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
    Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
    2. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
    «И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
    Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
    – Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
    – Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

    1. Прочитайте текст по ролям.

    2. Графически изобразите кадр.

    Как вы думаете, необходимо ли использовать этот прием на уроках литературного чтения? И какие умения он помогает развивать у учащихся?

     

    Итоги квеста.

    Итак, как вы думаете, зачем мы провели этот квест. (Ответы студентов)

    Знание методики преподавания литературного чтения необходимо, т.к  в своей будущей профессии вы непосредственно столкнетесь с этим и не только на урока литературного чтения, т.к чтение необходимо во всех других предметах. И если вы хотите чтобы ваши ученики были успешны в обучении не только в начальных классах вам необходимо прививать любовь к чтению. Знание приёмов работы со сказкой, пословицей, рассказом поможет вам стать квалифицированным специалистом в области педагогики.

    Спасибо вам за участие.. За активную работу в ходе прохождения игры, мы в знак благодарности вручаем вам сертификат» За участие в студенческом квесте « Учиться всегда пригодится».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Педагогическая разработка в виде статьи...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Исследовательская работа....

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    создание комплекта учебно-методических и творческих композиций по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей детей(по материалам курсового исследования) Якупова Альбина Мав...