ПК 4.4. Педагогические разработки
презентация к уроку на тему

Окунева Светлана Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА «АКАДЕМИЯ СЕМЬИ» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кожина Светлана Сергеевна

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

4 курс специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, квалификация Учитель начальных классов

Соколкина Ольга Сергеевна

Введение

Актуальность проблемы исследования определена тем, что  в последнее время общество все чаще обращается к проблемам воспитания. Мы можем увидеть «плоды» неправильно воспитания во всех средствах массовой информации. Газеты и телевидение пестрят случаями, еще недавно недопустимыми человеческому сознанию. Многие дети брошены на произвол судьбы, делаю все, что им вздумается. Они варварски относятся к предметам культуры, не ценят накопленные поколениями знания и традиции.

Основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы Я. А. Коменский утверждал: «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного». Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Именно здесь начинает формировать и развиваться личность. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, а также в трудах известных педагогов. Литовский философ и педагог С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям». [6, 57]

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель.

Для того чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс и поддержать его на протяжении всего времени обучения, необходимо использовать различные нетрадиционные активизирующие формы работы. Именно поэтому мы решили создать сборник сценариев мероприятий « Академия семьи », который поможет будущим классным руководителям улучшить взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста .

Обозначим противоречие между необходимостью взаимодействием родителей и детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в начальной школе.

На основе противоречия мы формулируем тему исследования: « Создание сборника сценариев мероприятий «Академия семьи» для организации работы по взаимодействию родителей и детей младшего школьного возраста ».

Цель нашего исследования: создать сборник сценариев мероприятий для организации работы по взаимодействию родителей и детей младшего школьного возраста и выявить возможность их использования в работе учителя начальных классов.

Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста возможно существенно улучшатся ,если:

- разработать сборник мероприятий «Академия семьи» для классного руководителя;

-на основании сборника создать систему занятий по улучшению взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста;

-обеспечить систематические и регулярные занятия с родителями и детьми младшего школьного возраста по данному сборнику.

Объект исследования: система работы классного руководителя в начальной школе.

Предмет исследования: организация работы по взаимодействию родителей и детей младшего школьного возраста.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть педагогические правила установления контакта с семьёй школьника
  3. На основе анализа методической литературы отобрать материалы , отображающие тему исследования;
  4. Узнать какова роль семьи в воспитании ребёнка;
  5. Рассмотреть подходящие формы и методы работы с родителями и детьми в начальной школе;
  6. Разработать сборник мероприятий «Академия семьи» по взаимодействию родителей и детей младшего школьного возраста;
  7. Оформить данные упражнения в методическое пособие;
  8. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования взаимодействий родителей и детей младшего школьного возраста

В ходе выполнения дипломного проекта мы использовали следующие методы исследования:

Методы теоретического исследования:

- изучение и анализ литературы;

- систематизация;

- изучение и анализ литературы;

- обобщение;

- классификация.

Методы эмпирического исследования:

- апробация;

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование.

Нами был разработан сборник сценариев мероприятий « Академия семьи » , он будет полезен учителям. С его помощью учителя смогут улучшить уровень взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста . В этом заключается практическая значимость исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, выводы по главе 1, заключение, список используемой литературы.

1.1 Классный руководитель-организатор воспитательной работы классе.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.  

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.  

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.  

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:  

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;  

• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);  

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.  

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.  

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.  

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.  

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.  

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

1.2 Педагогические правила установления контакта с семьёй школьника

 Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, категоричный, назидательный тон нетерпим в работе классного руководителя, так кА это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитания поучается таким, каким оно должно быть, и важно знать не только, что делать, но и как делать. Правильная форма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

 Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

 Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

 Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания опора на положительный качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

 Установление контактов с родителями, с семьей учащихся – первостепенная задача в работе с родителями. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. Не всякое время удобно для визита учителя. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила – посещение по приглашению – меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного. К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих учениках. Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных руководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию.

1.3 Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

А теперь нам пора ознакомиться с тем, в чём суть роли семьи, какие условия существуют внутри семьи, какой эффект оказывают внутрисемейные условия и отношения, их особенности, что для этого нужно сделать.

«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере­живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимо­отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

Дружба родителей и детей — это особые отноше­ния, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним.

1.4 Формы и методы работы с родителями и детьми в начальной школе.

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные  тестирования и анкетирования, наблюдения.

Формы  работы с родителями и детьми младшего школьного возраста:

  • Мастер -классы;
  • Консультации ;
  • Выставки ;
  • Конкурсы ;
  • Экскурсии ;
  • Акции ;
  • Совместные праздники ;
  • Исследовательская работа ;
  • Дни здоровья .

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Тем самым , чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети с педагогами … Тем успешнее и образованнее будет ваш ребенок!



Предварительный просмотр:

С.Кожина

Челябинский педагогический колледж №1

Научный руководитель Соколкина О.С.

Неблагополучная семья - как социально-педагогическая проблема.

Актуализация проблемы исследования заключалась в том, что благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких – либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов – ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребёнка оценивается по главному критерию – по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружён ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и чувство защищённости.

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».

 Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.

Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков, приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.                                                                          

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Неблагополучная семья – как социально – педагогическая проблема».

Цель исследования: на основе анализа психолого - педагогической методической литературы разработать рекомендации классному руководителю для работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

1.        Провести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2.        Изучить наиболее эффективные методы и приёмы педагогической деятельности при работе с неблагополучными семьями младших школьников.

3.        На основе, уже созданных методик, работы классного руководителя с неблагополучными семьями разработать рекомендации.

В первом параграфе мы написали, что главной особенностью неблагополучной семьи является её отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка, которое приводит к его поведенческим отклонениям. Так же нами были рассмотрены и проанализированы различные виды и типы семей.

Во втором параграфе мы пришли к выводу, что сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении,

В третьем параграфе мы написали, что изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.

Во второй главе  Изучены и освещены вопросы:

1.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка.

2.Методика работы педагога с различными категориями семей младших школьников.

3.Методика социального патронажа и надзора

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка

1.

- хулиганство, кражи.

- вымогательство.

- аморальные формы поведения.

- неадекватная реакция на замечания взрослых.

2.–

 уклонение от учебы.

- низкая успеваемость.

- неврастения.

3.

 конфликтность с учителями, сверстниками.

- частое употребление ненормативной лексики.

- суетливость и /или гиперактивность.

- контакты с криминогенными группировками

Я более подробно расскажу об одном из методов:

Анкетирование как метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию(чем занимается в свободное время?какие книги читает и т.д).Анализируя анкеты,обобщая их,учитель может сделать вывод о том,как решается вопрос воспитания детей в семьях,сравнить полученные данные предыдущих лет,увидеть тенденцию развития.

Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей,имея характеристику каждого ребёнка,учитель может сделать опред.вывод о воспитании детей в семье.

Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4- 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением  могут быть семьи патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

Этапы работы педагога с семьёй в рамках патронажа.

На 1-м этапе работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога.

На 2-м этапе создание и поддержка мотивация к выходу из кризиса.

3-й этап заключается в следующем: на основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

На 4-м этапе происходит. анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.

На 5-м этапе. одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..

6-й этап. Выход из семьи [9,с 175 – 179].

Заключение

1.К каждой категории требуется свой индивидуальный подход

2. В процессе проведения методов исследователи встречаются со многими трудностями в изучении семьи , которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.

3.Так же мы выявили, что педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.

4.На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и домашнего воспитания, повышения результативности и того  и другого.

Список литературы.

  1. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, ТЗЗ П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1997. — 168 с.
  2. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение : учеб.пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384 с.
  3.  Неблагополучная семья Электронный ресурс / Режим доступа: URL: http://www.scienceforum.ru/2013/248/3172 (дата обращения: 12.04.2015).
  4. Типы и виды семей Электронный ресурс / Режим доступа: URL: http://womanadvice.ru/vidy-semey (дата обращения: 7.05.2015).
  5. Формы взаимодействия педагогов с родителями Электронный ресурс / Режим доступа: URL: http://uchebnikfree.com/vospitatelnyiy-protsess_996/formyi-vzaimodeystviya-pedagogov-18179.html (дата обращения: 16.05.2015).
  6. Интервью как метод изученияЭлектронный ресурс Режим доступа: URL: http://www.briefeducation.ru/brieds-160-1.html (дата обращения: 23.10.2015).
  7. Методы изучения семьи ученика Электронный ресурс Режим доступа: URL: http://babygogo.ru/metodyi-izucheniya-semi-uchenika/ (дата обращения: 7.04.2015).
  8. Социальный патронаж Электронный ресурс Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/504-work-with-his-family-family-counseling (дата обращения:14.11.2015).
  9. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.)
  10. Объект социального надзора Электронный ресурс Режим доступа: URL: https://yandex.ru/search/?text=URL%3A%20%2F%2Fhttp%3A%20admblag%2Fpress%2Fpublishing%2Fviolence_in_family_as_social_problem...&clid=1955453-040&win=154 (дата обращения: 16.11.2015).
  11.  Словарь – справочник по социальной работе / Под ред . д – ра ист . наук проф . Е . И . Холостовой . - : Юрист , 2000 . – 424 с .
  12. Организация форм деятельности в семьеЭлектронные ресурс Режим доступа: URL: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=caedf89169e6648e75fb199db22e66c6&n=21 (дата обращения: 13.12.2015).
  13. Формы взаимодействия Электронный ресурс Режим доступа: URL: http://infourok.ru/vzaimodeystvie_pedagoga_s_neblagopoluchnymi_semyami-451451.htm (дата обращения: 25.05.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...