Главные вкладки

    ПК 4.4 Педагогические разработки
    статья по теме

    Альбина Мавлитдиновна Якупова

    создание комплекта учебно-методических и творческих композиций по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей детей

    (по материалам курсового исследования)

     

    Якупова Альбина Мавлитдиновна

    Научный руководитель Мотовилова Н.В. преподаватель кафедры музыкального, эстетического образования высшей квалификационной категории

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yakupova_a_m_45_gruppa_stat_ya.docx27.41 КБ
    Файл vneurochka.docx15.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

    (по материалам курсового исследования)

    Якупова Альбина Мавлитдиновна

    Научный руководитель Мотовилова Н.В. преподаватель кафедры музыкального, эстетического образования высшей квалификационной категории

                                           

    Актуальность проблемы исследования заключается в том, что у изобразительного искусства есть индивидуальное свойство вызывать в душе человека необыкновенный подъем духовных сил, и сегодня задача возрождения и совершенствования художественных промыслов приобретают особую актуальность.

    Декоративная роспись Урала – одно из особых явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. [http://m-der.ru] С детства ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, игры, произведения декоративного искусства.

    Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике (B.C. Воронов).  В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо и заботиться о творческом развитии народных промыслов.

     Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

    Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию содействует развитию их изобразительных способностей, первых эстетических суждений». [2, с. 102]

    Известный педагог Е. А. Флерина, одна из первых ратовала за использование народного искусства в работе с детьми. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания и изображения. Это, в свою очередь способствует приобретению свободы действия, свободы изображения сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

    Развитие ребенка не может происходить без развития его способностей. С.Рубинштейн подчеркивал, что «развитие человека, в отличии от накопления, овладение знаниями, умениями, навыками- это и есть развитие его способностей, развитие способностей человека- это и есть то, что представляет собой развитие таковое, в отличие от накопления знаний и умений». [3, с. 121]

    Способности характеризуют индивидуальные возможности человека. То, что одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

    Одной из главных задач преподавания изобразительного искусства в школе является: овладения «языком» изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков, для достижения этой задачи необходимо выявить изобразительные способности учеников и необходимо их развивать. Приобщение к миру искусства и развития изобразительных способностей, особо значимо в школьные годы. [5, с. 142]

    Приобщение к миру искусства и развитие изобразительных способностей особо значимо в школьные годы. Но для того, чтобы обучить приемам живописи и развивать изобразительные способности детей, педагог сам должен уверенно владеть навыками письма живописными материалами и уметь выполнять наглядные пособия к урокам.

    Для того, чтобы развивать изобразительные навыки у младших школьников, педагог сам должен владеть этими навыками. «Современный учитель не имеет право быть специалистом-ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приемов рисования и лишь поверхностно знакомым с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий» - подтверждает опытный методист А.Е. Тереньев. [1,с. 84]

    Школа мало обеспечена необходимыми наглядными пособиями на уроках изобразительного искусства. Поэтому учителя все чаще прибегают к мультимедийным средствам, что не хорошо сказывается на развитие изобразительных способностей детей.

    В связи с этим нами была сформулирована тема исследования: «Создание комплекта учебно-методических и творческих композиций по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей детей».

    Определена цель исследования - разработать комплект учебно-методических и творческих композиций, для развития изобразительных способностей у младших школьников.

    Для решения проблемы исследования и достижения цели мы определили следующие задачи исследования:

    • отобрать материал для создания методического комплекта по Урало-сибирской росписи;
    • разработать методический комплект по Урало-сибирской росписи для развития изобразительных способностей у детей;
    • апробировать методический комплект по Урало-сибирской росписи на уроках изобразительного искусства;
    • обобщить результаты апробации, сделать выводы о ее целесообразности и эффективности на практике.

    В ходе работы нами использованы следующие методы теоретического исследования:

    - изучение и анализ научной литературы;

    - сравнение и систематизация материала;

    - обобщение полученной информации.

    Методы эмпирического исследования:

    - создание методического комплекта по Урало-сибирской росписи и творческих композиций;

    - проведение апробации;

    - тестирование и анализ творческих работ;

    - обработка результатов апробации.

    В данной работе раскрыто понятие Урало-сибирская роспись, изобразительные способности и роль наглядных пособий в изобразительной деятельности. Выявлено, что изобразительная деятельность помогает в освоении практических умений и навыков. Нами был создан комплект учебно-методических таблиц, для развития изобразительных способностей детей.

    Из первого параграфа, мы узнали что Урало-сибирская роспись зародилась на рубеже XVII-XVIII в.в..

    Во втором параграфе рассмотрели технологию Урало-сибирской росписи, а также узнали, что она основана на двухцветном мазке, используются масляные краски. В росписи широко используется прием разживки, приписки.

    В третьем параграфе рассмотрели, как изобразительная деятельность содействует развитию изобразительных способностей детей, которое возможно лишь в процессе практической деятельности.

    В четвертом параграфе мы поняли, что успех обучения изобразительному искусству зависит от выбора методов обучения и прежде всего наглядного метода обучения. Наглядный показ приемов работы должен быть доступен ученику и соответствовать возрастным особенностям детей, их возможностям.

    В данной работе нами были рассмотрены следующие вопросы:

    • История развития Урало-сибирской росписи, ее семантика;
    • Технология урало-сибирской росписи;
    • Рассмотрена роль наглядного метода обучения в изобразительной деятельности;

    В ходе исследования мы опирались на работы педагогов, методистов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, А.Е. Терентьевой, В.А.Барадулина и др.

    Исследование данного вопроса обогатило, расширило мои знания об Урало-сибирской росписи, позволило познакомиться с наглядным методом обучения и его роли в изобразительной деятельности.

    В дальнейшем мы планируем выполнение наглядных пособий для уроков изобразительного искусства в начальной школе:

    • Создание творческих работ;
    • Разработку блока уроков (занятий) по Урало-сибирской росписи;
    • Апробацию данного исследования в начальной школе.

    Список источников и литературы

    1)

    Барадулин, В. А. Народные росписи Урала и Приуралья (Крестьянский расписной дом) / В.А. Барадулин. -  Художник РСФСР, 2003. - 205 с.

    2)

    Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII - XX вв. / В. М. Василенко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 180 с.

    3)

    4)

    5)

    Кузин, В. С. Психология живописи / В. С. Кузин. - «Оникс», 2001. – 304 с.

    Соколова,  М. С. Художественная роспись по дереву /  М. С. Соколова. –«Владос ,        2005.- 304 с.

    Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта внеурочного занятия

    Кружок: «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»; автор: И.Г. Сухин

    Направление внеурочной деятельности _математическое___

    Форма работы: практическое, дидактические игры

    Тема занятия: Ладья

    Цель занятия: усвоить ходы черной и белой ладьи

    Планируемые результаты:

    -предметные: уточнить знания о фигуре ладье, закрепить ранее изученный материал, играть на шахматном поле с фигурами.

    -личностные: проявлять интерес к игре «Шахматы», воспитывать культуры эмоционального поведения в игровой деятельности, развивать навык взаимодействия учащихся.

    Класс: 1

    Время проведения: 12:30 – 13:05

    Оборудование, материалы: учебник «Шахматы» И.Г. Сухина часть 1, рабочая тетрадь «Шахматы» И.Г. Сухин часть 1, шахматная доска, шахматные фигуры, магнитная шахматная доска.

    Ход занятия:

    Этап занятия

    Хронометраж  

    Содержание занятия

    Планируемые результаты (УУД)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Орг. момент

    1

    Здравствуйте ребята, садитесь!

    приветствуют

    К: настраиваются на занятие

    Актуализация знаний

    3

    -Ребята, давайте вспомним как ходит ладья?

    -Кто может показать взятие ладьи?

    - У вас на парте стоит шахматная доска, сделайте подряд по три хода ладьей. Я подойду к каждому и проверю.

    Отвечают на вопросы

    Выполняют задание

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П: построить рассуждение

    Решение частных задач.

    Дидактические игры

    «Игра на уничтожение»

    Давайте разобьемся на пары и поиграем. Один из вас играет белой ладьей, а второй – черной. Ходы совершаем по очереди. Выигрывает тот, кому удается побить неприятельскую ладью.

    -Кто фигура какого цвета делает первый ход?

    -Перед тем как поставить свою ладью, планируйте ход.

    -А сейчас усложним задание, посражаемся большим числом ладей: двумя против одной и двумя против двух.

    -Победа также одерживает тот, кому удастся побить неприятельские ладьи.

    Ребята, откройте учебник на стр 27, прочитайте задание. Давайте вместе разберем ходы. Поочередно называйте решения и показывайте на демонстрационной доске.

    «захват контрольного поля»

    На странице 28 прочитайте название следующей игры. Что нам нужно сделать.

    Это задание также выполняем самостоятельно. Потом проверим на демонстрационной доске.

    «Ограничение подвижности»

    Посмотрите на следующую игру. Прочитайте его. Ваша задача обыграть положения в парах. Все приложения.

    -перед тем как сделать ход или дотронуться до фигуры, необходимо продумать свой ход!

    Выполняют задания в игровой форме

    Работают в парах

    Выполняют задание в игровой форме, демонстрируют решение

    В парах выполняют задание

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

    П: логические- анализы объектов с целью  выделения признаков.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    П: умение следить и усваивать практические приемы работы

    Итог занятия

    Молодцы ребята.

    -Чему новому вы научились?

    -Где были затруднения?

    Спасибо за занятие, жду вас на следующем.

    Подводят итоги

    Р: осуществляют итоговый контроль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.4 Педагогические разработки

    Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Педагогическая разработка в виде статьи...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений...

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК.4.4. Педагогические разработки

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

    ПК 4.4. Педагогические разработки

    Исследовательская работа....