ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Абдулин Радмир Зарифович

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации гендерного подхода в воспитании и обучении детей и юношества

(по материалам курсового исследования)

Абдулин Радмир Зарифович

Научный руководитель – Гаубец М.Ю., преподаватель кафедры психолого-пелагогических дисциплин высшей квалификационной категории.

Актуальность проблемы состоит в том, раздельное обучение мальчиков и девочек имеет давние исторические корни. На протяжении длительного периода как в России, так и за рубежом преобладала раздельная форма обучения детей разного пола (мужские и женские гимназии, лицеи и др.). По своему содержанию школьное образование мальчиков и девочек существенно различалось. Положение изменилось только в XX в., когда в связи с коренными преобразованиями во всех сферах социальной жизни, вовлечением женщин в производственную деятельность преобладающей на всех ступенях образования стала совместная форма обучения детей разного пола. Раздельными остались в основном специализированные учебные заведения (кадетские корпуса, суворовские училища) [2;125].

Длительное время в обществе существовало четкое разграничение мужских и женских половых ролей основанное на разделении труда. В настоящее время изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство полов, повышение роли женщины в обществе привели к размыванию традиционной системы социальных ролей мужчин и женщин, повлияли на половую дифференциацию, способствовали феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Для современного общества характерна поливариативность гендерных стереотипов мужчин и женщин, их половых ролей. Изменение гендерных стереотипов касается не только роли мужчин и женщин в общественной и производственной сферах, но и семейных их ролей.

Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

Л. Н. Надолинская справедливо замечает: «Всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полоролевого воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми и развития ими своих лучших потенций, способных проявляться в реальном человеческом контакте» [5, с. 30].

В таких условиях усиливается роль образовательных учреждений как социального института полоролевой социализации. Именно целенаправленная система полоролевого (гендерного) воспитания способна корректировать неблагоприятные условия гендерной социализации в настоящее время. Однако несмотря на признание безусловной важности гендерного воспитания, до настоящего времени не существует единой точки зрения на конкретные цели и задачи такого воспитания.

Высокая актуальность обозначенной проблемы позволяет нам сформулировать тему нашего курсового исследования: «Особенности реализации гендерного подхода в воспитании и обучении детей и юношества».

Целью нашей работы являлось изучение особенностей реализации гендерного подхода в процессе исторического развития воспитания и обучения и на современном этапе системы образования.

При работе над темой мы определили задачи исследования:

1. Изучить теоретические материалы по истории становления и развития гендерного подхода в воспитании и обучении;

2. Дать характеристику применения гендерного подхода в доисторический и исторических периоды развития человечества;

3. Выделить и обобщить условия реализации гендерного принципа в воспитании и обучении в обозначенные периоды;

4. Показать современное состояние проблемы на примерах образовательных учреждений Российской Федерации.

В процессе работы над был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга:

  • теоретические методы обработки информации;
  • анализ и отбор педагогической литературы;
  • обобщение теоретических разработок и образовательной практики.

      Мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты реализации гендерного подхода в современной системе образования Российской Федерации, более подробно изучили психолого-педагогические основы гендерного подхода в современном учебно-воспитательном процессе.

Наиболее важным при изучении вопроса гендерности стало знакомство и описание передового опыта по реализацию идеи гендерности на примере таких образовательных учреждений, как кадетский казачий корпус, система суворовских училищ, а также значительная экспериментальная работа в городе Свободный Амурской области.

В каждом их этих образовательных учреждений мы увидели положительный опыт применения озвученных идей, доказавших свою историческую и реальную ценность и в 21 веке.

В процессе нашего исследования мы определили, что одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

Мы увидели, что ряд педагогов видит цель гендерного воспитания в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Другие ученые и педагоги-практики считают, что традиционные гендерные стереотипы не отражают реальностей современной жизни, когда женщины успешно осваивают считавшиеся ранее мужскими профессии и виды деятельности. Жесткое следование традиционным гендерным стереотипам не позволяет обеспечить действительное равенство женщин, так как в современном обществе более престижной остается мужская роль.

Ян Коменский стоял на позиции раздельного обучения, однако не находил «оснований», чтобы целиком отстранить слабую стать от научных занятий. При разработке педагогических принципов обучения Ян Коменский не закладывал принципа равных возможностей. Обучение в академии рассчитывались только на юношей.

Иоган Генрих Песталоцци выступал с критикой педагогических подходов к воспитанию детей разного пола. Стоял на позициях общего обучения. Песталоцци считал, что сущность воспитания в постепенном развитии естественных способностей соответственно естественным законам развития ребенка.

Отечественная педагогика богатая на имена выдающихся педагогов, которые сделали свой взнос в казну научной педагогической мысли по вопросам гендерного воспитание подрастающего поколения.

Константин Дмитриевич Ушинский протестовал против патриархального подхода в воспитании, стоял на позициях общего воспитания девушек и ребят, выступал за равноправие мужчин и женщин.

У Антона Семеновича Макаренко основная пометка полового воспитания – формирование гармоничных отношений между женщинами и мужчинами в семье (у юношей – глубокого уважения к женщине, почету к женской добродетели; у девушек - уважение к себе и своего женского достоинства).

Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения. Юноши должны получать мужское воспитание, девушки - женское. Придерживаться позиции патриархального распределения половых ролей

Таким образом, необходимость конкретизации целей и задач гендерного воспитания обусловлена процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских половых ролях в современном обществе и необходимостью целенаправленной подготовки подрастающего поколения к выполнению этих ролей.

В процессе подготовки выпускного квалификационного исследования мы планируем создать и апробировать программу внеурочной деятельности «Клуб джентльменов» для начальной школы.

Список использованной литературы

1. Мазалова А.С.История педагогики и образования.-М.:2001.
2. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол. - 1987. - №2. - С. 154 - 158.
3.  Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психол. - 1991. - № 4. - С. 74 - 82.
4.  Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Олма-Пресс, 2001.
5.  Визгина А.В., Пантилеев СР. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопр. психол. - 2001. - № 3. - С. 91 - 100.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер-Пресс, 2002.
7. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопр. психол. - 1989. - № 3. - С. 53 - 62.
8. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопр. психол. - 1985. - № 3. - С. 165 - 171.
9. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. - 1981. - № 2. - С. 47 - 57.
10. Штылева Л.В. Почему учителю необходимо знать про «гендер» и обладать гендерным измерением в работе с детьми? // Внедрение тендерных курсов в систему среднего образования: Метод.пособие. -Иваново, 2000. - С. 10-18.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер-Пресс, 2002.
12. Костикова И., Митрофанова А. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование. 2001. № 2. 
13. Бреслав Г., Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...