ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Статья по дипломному исследованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА КТД КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

М.С. Иванова, руководитель М.Г. Рахимова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и нестабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно — коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения — это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план. [2]

Основной целью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том ,что оно требует общего поиска поставленной задачи. [3]

Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой,Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и И.П.Иванова, который считается изобретателем методики КТД.

Использование технологии коллективного творческого дела для формирования и развития коммуникативных умений видится изученным недостаточно, а, возможно, и недооцененным. Ведь нет лучше способа развить умение общаться, чем непосредственно дать детям возможность договориться друг с другом, тем более в ситуации интересной им и подконтрольной, подчиненной задумке учителя. [1]

В условиях начальной школы решение проблем, связанных с развитием коммуникативных умений подрастающего поколения возможно, но затруднено тем, что недостаточно разработана методическая база применения технологии КТД во внеклассной работе.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Создание сборника КТД как средства развития коммуникативных умений у учащихся начальной школы».

Цель исследования: разработать сборник КТД для развития коммуникативных умений у учащихся 3 класса начальной школы.

В ходе исследования на базе школы 152 г. Челябинска, в 3-е классе, мы внедряли  в общеобразовательный процесс технологию КТД.  В эксперименте принимали участие дети в возрасте 9-10 лет, всего 21 человек.

В практической части исследования мы разработали и провели одно из наиболее масштабных и затратных по времени мероприятий сборника КТД. Дети самостоятельно переработали сценарий пьесы Мориса Метерлинка «Синяя Птица», отбирали музыку для спектакля, изготавливали декорации и разрабатывали образы сценических героев.

Заметим, что активное включение учащихся в специально разработанные КТД позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе:

1. Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:

  • психологических особенностей учащихся начальной школы;
  • создание ситуации “успеха”;
  • освободить учащихся от давления авторитета учителя;

2. КТД должно быть личностно-значимым для каждого ученика;

Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности. [5]

Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе. [4]

Конечно, технология КТД не является единственным способом организации взаимодействия в классе. Мы остановились на ней столь подробно потому, что среди способов организации совместной деятельности школьников эта технология наиболее теоретически обоснована и практически опробована.

Педагогу легче осуществить идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно применять ее в классе, она поможет и классному руководителю, и его воспитанникам более успешно решать общие для класса задачи, создавать в коллективе более благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь - для их развивающего взаимодействия. [3]

Детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности, общению и т. д.), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми. [5]

Невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, — прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.  [4]

Список использованной литературы

  1. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. – М.: Изд. Просвещение, 1998.
  2. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияния на людей: Пособие для учащихся.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1992.
  4. Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
  5. Филлипов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...