ПК 4.4 Педагогические разработки
план-конспект урока на тему

ПК 4.4 Педагогические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта преподавателей дисциплин художественно – эстетического цикла

 (по материалам курсового исследования)

Киселёва Лидия Михайловна

Научный руководитель – Городцова Е.С., преподаватель кафедры психолого – педагогических дисциплин

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к обучающимся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться. Универсальные учебеые действия осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [2].

Следовательно, особая  актуальность заключается в достижении высокой результативности и эффективности деятельности педагога, в соответствии современным достижениям педагогики и методики обучения.

Существуют сложные виды деятельности,  в которых невозможно достичь высокого уровня профессионализма за время профессиональной адаптации, практического освоения профессии после завершения обучения в колледже. В тот период основными учителями молодого специалиста являются опытные педагоги с большим стажем работы. Обобщение их опыта работы помогает начинающим учителям повысить методическую культуру, в совершенстве освоить профессиональные компетенции. Передовой педагогический опыт является важным элементом общей культуры педагога, в которой отражаются знания, умения, навыки и индивидуальные черты его личности, постоянно развиваясь, обогащаясь на протяжении всей педагогической деятельности. Обобщение передового педагогического опыта таких педагогов - новаторов  советского периода как: Амонашвили Шалва Алексадрович, Лысенкова Софья Николаевна, Шаталов Виктор Федорович и другие вывело на качественно новый уровень педагогическую теорию и школьную практику. Обобщение педагогического опыта помогает сохранить преемственность между поколениями учителей, не растерять крупицы драгоценного учительского опыта.

        На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Обобщение педагогического опыта преподавателей дисциплин художественно – эстетического цикла».

После выбора темы была определена следующая цель исследования: используя теорию и методику обобщения ППО, изучить и обобщить опыт педагогической деятельности преподавателей художественно-эстетического цикла для использования в работе музея ЧПК№1 и в практике студентов.

Для проведения теоретического исследования мы определили следующие задачи:

-отобрать и изучить литературу по теме исследования;

-изучить и проанализировать биографии и педагогический опыт преподавателей;

-отобрать диагностические материалы и использовать их для изучения педагогического опыта преподавателей;

-обобщить результаты

-сделать вывод по проблеме исследования

В ходе исследования нами были использованы следующие

методы теоретического исследования:

Анализ

Синтез

Обобщение

Сравнение

методы практического исследования

анкетирование

интерпретация результатов .

      Мы провели теоретическое и практическое исследование по изучению обобщение педагогического опыта преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла.

        Во второй главе мы изучили биографии, профессиональные и личностные особенности преподавателей дисциплин художественно- эстетического цикла и их педагогические достижения. Мы выделилиусловия формирования и результативность опыта.

Используя методы диагностики, мы исследовали личностную и профессиональную направленность преподавателейи их стиль профессиональной деятельности.

У Жир Н.А. в большей степени проявлена направленность на предмет и интеллигентность, т.е. для Натальи Александровны характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству, а также высокий интеллект, общая культура и безусловная нравственность. В основном она выступает в роли преподавателя-интеллигента, отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся студентам духовность, ощущение свободы. Она без особого труда способна обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, информационной, методической, развивающей, исследовательской и воспитательной функций.

В направленности личности Подгорской Т.А. в большей степени выражены факторы "организованность" и "общительность". Преподаватель-организатор  нередко является лидером не только у студентов, но и во всем педагогическом коллективе. Развитые организаторские и коммуникативные способности позволили Татьяне Алексеевне возглавлять методическую службу колледжа в течение 17 лет.Этот педагог характеризуется экстравертированностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии.

Как видно из таблицы 1.7, в деятельности Жир Н.А. в наибольшей мере присутствуют эмоционально-методический и рассуждающе-импровизационный стили. Педагог внимательно следит за продвижением обучающихся в освоении каждой темы, стремится прочно заинтересовать студентов особенностями своего предмета, своим профессионализмом и творческим отношением к делу,  харизматичностью.

Данные исследования (Таблица 1.8) позволяют говорить, что Подгорская Т.А. в большей степени использует в педагогической деятельности эмоционально-методичный стиль, хотя близки ей также эмоционально-импровизационный и рассуждающе-импровизационный стили. Среди достоинств стиля Татьяны Алексеевны высокий уровень знаний, контактность, артистизм, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, активизировать студентов, руководить коллективной работой, умелое использование и варьирование форм, методов обучения.

Если говорить о важности нашего исследования, мы можем сказать, что  обобщение их опыта работы помогает будущим учителям повысить методическую культуру, в совершенстве освоить профессиональные компетенции.

Нами полно были решены задачи, использованы методы, перечисленные в начале исследования, а также достигнута поставленная нами цель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова , Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов / Сост. Г. Г. Виноградова . – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. – (Б-ка учителя изобразит. искусства ).

5. Казакова И. С. Учимся рисовать и лепить животных / И. С. Казакова – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство». Вып. 2(8)).

         6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с., 16с. ил.: ил. – (Б-ка учителя изобразительной деятельности).

7. Островская О.В. Уроки  изобразительного  искусства в начальной школе: 1-4 класс. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 280 с., 8 с. ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

8. Фоминова А. Н. Педагогическая психология : учеб. пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...