ПК 4.4 Педагогические разработки
статья на тему

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Мухарамова Эльвира Ильгизовна

Научный руководитель — Галиуллина Н.К., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Русский язык объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания. Современные русисты, и в частности, специалисты по культуре речи, справедливо говорят о том, что русский язык, отражает наши национальные достоинства.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что сегодня важно не учить правила с детьми, а уметь применять орфографические умения и навыки, закреплённые способы решения орфографических задач, чтобы ребенок умел самостоятельно решать орфографические задачи, применяя разные сложные действия.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: « Формирование познавательных универсальных  учебных действий в процессе овладения орфографическими навыками на уроках русского языка в начальной школе ».

Нами была определена цель курсового исследования: выявить методы и приёмы формирования познавательных  общеучебных  универсальных действий.

Для проведения теоретического исследования нами были определены следующие задачи:

  • изучить методическую  литературу по теме;
  • раскрыть методы основных общеучебных познавательных универсальных  учебных действий;
  • выделить методы и приемы формирования при решении орфографических задач и приёмы орфографической рефлексии;
  • обобщить результаты исследования.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • отбор методической и литературоведческой  литературы;
  • изучение литературы по данной теме, получение информации из интернета;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

В данном исследовании мы рассматривали тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе овладения орфографическими навыками на уроках русского языка в начальной школе». В Главу 1 вошли четыре подпункта.

В первом параграфе Главы 1 курсового исследования  мы изучили историю развития орфографии как раздела русского языка, ознакомились с вводимыми реформами, правилами в русской орфографии.

Во втором параграфе нами рассмотрены разделы орфографии. Русская орфография состоит из 5 разделов:

1. передача буквами фонемного состава слова;

2. слитные, раздельные, дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;

3. употребление прописных и строчных букв;

4. перенос части слова с одной строки на другую;

5. графические сокращения слов.

Так же мы рассмотрели принципы орфографии и узнали, что существуют пять принципов - это морфологический, традиционный( исторический), фонематический, фонетический и принцип дифференцирующего написания, а также изучили свойства каждого принципа.

В третьем параграфе мы рассмотрели программу «Школа России». Какие орфограммы изучаются учащимися на протяжение 4 лет обучения в начальной школе в этой программе.

Значение изучения орфографических норм начальной школе было определено нами в четвертом параграфе. Преподаватель в начальных классах заботится о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Ведь именно в этом возрасте у детей формируются определенные знания, которые сохраняются на долгое время.

Мы провели работу по теоретическому изучению познавательных универсальных учебных действий.

В первом параграфе Главы 2 мы узнали, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию  к обучению.

Во втором параграфе  мы узнали, что методика формирования орфографических умений в начальной школе  проходит в 4 этапа. 1 этап - происходит ещё в период обучения грамоте. На 2 этапе формирования орфографического навыка учащиеся овладевают некоторыми графическими условностями русского правописания. Начало 3 этапа формирования грамотного письма тоже в какой-то мере лежит в периоде обучения грамоте, начинается работа над правописанием многих орфограмм. 4 этап - морфолого-синтаксический. Здесь обучение орфографии связано с усвоением учащимися синтаксической роли того или иного слова и происходит в старших классах начальной школы.

В третьем параграфе нами определено, что достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

В четвертом параграфе рассмотрели способы решения орфографических задач как средство формирования учебных универсальных действий, и выявили, что игровые приемы, которые привлекают внимание учащихся к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

В пятом параграфе рассмотрели рефлексивную  деятельность младшего школьника , и узнали, что это внутренняя психическая деятельность, которая разворачивается средствами учебной деятельности и непосредственно в ней. Развитие рефлексии у младшего школьника при обучении русскому языку - это сложное по своему содержанию и структуре образование должна быть мотивирована, подкрепляться определенными потребностями – потребностью в самоанализе, самопознании, выяснении оснований собственного решения той или иной орфографической задачи.

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволяют ставить и решать важнейшие жизненные задачи.

Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования.

Н.Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии  общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Русский язык как предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.  Это  достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта грамотного письма. Знания, умения и навыки формируются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Работа по развитию орфографической зоркости открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.  Происходит формирование общего приёма  универсальных учебных действий.

Целью нашего исследования было выявление методов и приёмов формирования познавательных  общеучебных  универсальных действий. Поставленная цель нами была достигнута. Задачами нашего исследования были: отбор и изучение теоретической литературы по теме курсового исследования; раскрытие методов основных общеучебных познавательных универсальных  учебных действий; выделение методов и приемов формирования при решении орфографических задач и приёмы орфографической рефлексии; обобщение результатов исследования по теме курсовой работы. Нам удалось решить поставленные задачи.

Изучение данной темы в перспективе будет продолжена в дипломной работе. Мы предлагаем рассмотреть методический аспект формирования познавательных универсальных учебных действий начальной школы.

Список литературы.

  1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч.- Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л.Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 544 с.
  2. Цитаты про орфографию. Цитаты. Высказывания. Афоризмы [Электронный ресурс]http://itmydream.com/citati/orfografiya
  3. Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005. - №4.- С.15-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...