ПК 4.4. Педагогические разработки.
статья на тему

Аминева Милена Викторовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ   ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Научный руководитель-Радугина О. П.,

преподаватель информатики.

Кафедра математики и информатики.

     Актуальность проблемы исследования: Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились.

Во-первых, резко выросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео.

Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современном обществе существует потребность в активных  людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

В целом в теории и практике образования осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений. Однако при этом педагоги часто отстают от стремительно развивающей практики проектирования, не успевают перестраивать свою деятельность, т.е. формы, способы, приемы работы с детьми, в результате чего проектная деятельность становится лишь некоторым дополнением к традиционному учебному режиму.

Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации (преподавание), то в работе над исследовательскими проектами эта функция отходит на второй план. В условиях такого обучения педагог для учащегося – партнер, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому вкус и интерес.

Джон Дьюи впервые предложил построить систему обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, то есть, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. А также большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Захаров, А.Н. Соколов и другие.

На основании актуальности мы сформулировали тему исследования: «Использование методов проектов на  уроках окружающего мира в начальной школе».

Объект: процесс изучения учебного материала в начальной школе с использованием метода проектов.

Предмет: метод проектов как эффективный способ овладения учебным  материалом  младшими школьниками на уроках окружающего мира.

Цель исследования - исследование  использования методов  проектов  на уроках окружающего мира в начальной  школе.

Задачи исследования:

  1. Исследовали  теоретические аспекты метода проектов в образовательном  процессе.
  2. Классифицировали  этапы  проекта.
  3. Изучили  практическое использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной  школе.

Методы исследования: анализ; классификация; моделирование; метод обобщения; синтез.


Вывод по главе 1

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи, с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность.

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при  необходимости  коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становиться формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Вывод по главе 2

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.  Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа по теме «Использование методов проектов на уроках окружающего мира в начальной школе», выполнили  в соответствии с поставленной целью и задачами.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Метод проектов на уроках позволяет:

- научить ребенка самостоятельному достижению цели;

- повысить мотивацию учащихся к учению;

- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;

- развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.

В дипломной работе мы продолжим исследование данной темы, составим сборник проектов и апробируем его на учащихся младших классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова, С. Н. Проектная деятельность в начальных классах/ С. Н. Акимова//URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/23/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 2.12.15).
  2. Бим – Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
  3. Глушко, И.Н./ И.Н.Глушко//URL:Проектная и исследовательская деятельность //URL:http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/27/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-1-klasse-po (дата обращения: 2.12.15).
  4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
  5. Полат Е.С. Учебник: « Новые педагогические и информационные технологии  в системе  образования»; Учебное пособие для студ. пед.вузов и системы повышения классификации пед. кадров под редакцией. – М.: 1999.
  6. Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно – ориентированных классов в области литературы и искусства: сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник +, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...