ПК 4.6. Классному руководителю
материал по теме

1. Самооценка младшего школьника

2. Программа по внеурочной работе экологического кружка «Тайны забытой природы»

3. Циклограмма классного руководителя по взаимодействию сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

4. Паспорт кабинета

5. Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

6. Система оценок  по ФГОС

7. Портфолио ученика начальной школы

8. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Савченко Мария Александровна

 «Самооценка младшего школьника»

Самооценка – это способность личности давать оценку самой себе, своим возможностям, способностям, качествам и месту среди других людей. В основу самооценки входят система личностных смыслов и система ценностей. Процесс активного формирования самооценки происходит при заинтересованности самой личности в этом. Также она показывает уникальность внутреннего мира человека.           Процесс формирование самооценки тесно связан с уровнем притязаний.         Уровень притязаний был в первые изучен экспериментально в 20-х годах. Из этих экспериментов было установлен тот факт, что, выбирая определенную задачу с тем или иным уровнем трудности, выбор зависел напрямую от ситуации успеха/неуспеха при выполнении ранее поставленных задач. Таким образом можно сделать вывод о том, что ситуация успеха подталкивает личность на осознанный выбор задачи с более высоким уровнем притязаний, а ситуация неуспеха действует в совершенно другом порядке, то есть она снижает уровень притязаний и выбор падает на ту задачу, которая по мнению личности является наиболее легкой.                                

   Самооценка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Также она непосредственно оказывает влияние на успешность учащегося в процессе обучения на начальном этапе. Для педагога особенно важно умение видеть и определять самооценку ребёнка, так как это необходимо для нормального хода учебно-воспитательного процесса и выстраивания деловых отношений между учителем и учеником. В период обучения в начальной школе у младшего школьника идет активный процесс формирования самооценки.                                                        Основным этапом в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста является процесс появления и развития самооценки и уровня притязаний. Самооценка – это один из важнейших моментов развития самосознания. По мнению ученых у ребёнка, находящегося в возрасте семи лет идет процесс формирования самооценки. Также было отмечено, что в переходном состоянии от дошкольного к младшешкольнму возрасту идёт резкий подъем в развитии самооценки. Согласно именитым психологам появление «Образ Я», связанно с «кризисом 7 лет», так как в этом периоде жизни у ребёнка появляются предпосылки к его формированию.                Термин «самооценка» приравнивается к термину «самоуважение». Самооценка показывает, как человек оценивает себя по отдельным свойствам, а самоуважение – общая оценка.

Самооценка формируется с детства в процессе общения поэтапно:

1. Внимание со стороны взрослых;

2. Сотрудничество с ними;

3. Чувство уважения с их стороны;

4. Взаимопонимание;

Формирование самооценки продолжается в еще и в школьные годы:

1. Конкретные оценки учителей и окружающих;

2. Успехи в учебе, должны способствовать формированию адекватной самооценки.

           В течении учебного года у детей формируется самооценка. Ситуативная самооценка появляется раньше, чем «Я-концепция», но когда самооценка имеет связь с «Я-концепцией», то она становиться более устойчивой и вне ситуативной. Во время учебного года «Образ Я» становится больше в 2 раза.                                                        Для более успешной учебной деятельности младшему школьнику нужно уметь ставить цель, контролировать свое поведение и управлять собой. Для того, чтобы управлять собой школьнику нужны знания о себе и оценки себя. Формирование самоконтроля зависит от уровня самооценки. Младшие школьники способны осуществлять самоконтроль только при помощи учителя и сверстников.         

        Существует несколько видов самооценки.

    1. Адекватная самооценка.

        Учащиеся, у которых самооценка находится на адекватном уровне проявляют большую активность, находчивость, бодрость духа, самостоятельность в поиске своих ошибок в работе, выбирают задачи, подходящие под их возможности. При успешном завершении задачи они делают выбор в пользу такой же задачи или ищут более трудную.                                        

   2. Адекватно завышенная самооценка.

   Учащихся с таким уровнем самооценки отличает высокая работоспособность, огромное желание к достижению наивысшего успеха в учебной деятельности. Они максимально проявляют свою самостоятельность. Считают, что благодаря их усилиям могут достичь успеха в любой сфере деятельности. Это мнение основывается на правильной самооценке своих способностей и возможностей.                                3. Завышенная самооценка.

    Учащиеся с завышенной самооценкой часто переоценивают себя. Предпочтение отдают задачам, которые трудны для них в выполнении. Эти дети движимы мотивом всеобщей любви и повышения значимости в глазах других, если при решении задачи произошла ситуация неуспеха, то они настаивают на своём или резко переключаются на простую задачу.                                                

    4. Неадекватна заниженная самооценка.                                                                        Этот вид самооценки проявляется особенно четко в чертах личности учащегося и его поведении. Они отдают выбор простым задачам. Берегут свой успех. У них есть страх потерять его. В следствие этого они боятся и саму учебную деятельность. Заниженная самооценка является следствием повышенной самокритичности, неуверенности в себе. Они чувствительны к мнению окружающих о любой их работе, им необходима похвала для поднятия себя в своих глазах и глазах окружающих.                Постоянная самооценка учащегося младшего школьного возраста определяет его уровень притязаний. У младшего школьника возникает потребности самооценку и уровень притязаний, основанный на ней.                                                 Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает развиваться на протяжении всей жизни, становясь все более четкой и определенной. Сензитивным периодом для формирования самооценки как особого компонента личности является младший школьный возраст, поэтому нужно формировать объективную самооценку начиная с  1-го класса, в дальнейшем помогать и поддерживать её развитие и становление.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Циклограмма классного руководителя по взаимодействию сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

Дата

День недели

Время

Специалист ОУ

Содержание

20.02.17

понедельник

8:00-10:30

Родители, учитель

Работа с документацией, методическая работа, работа с родителями

27.02.17 – 25.03.17

пн вт ср чт пт.

9:20-9:25

Работники столовой

Заявка

16.03.17

четверг

12:00

Родительское собрание

Проведение род. собрания

22.02.17

среда

9:00

Родители, учитель

Поздравление 23 февраля

6.03.17

понедельник

12:05-12:30

Родители

Обсуждение праздника «8 марта»

21.03.17

вторник

8:00-8:15

Родители

Успеваемость детей

Циклограмма работы классного руководителя.

Ежедневно: 

1. Выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: 

  1. Проверка дневников учащихся.
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации).
  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
  5. Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.
  6. Встреча с родительским активом (по ситуации).

Каждый месяц:

  1. Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценками за месяц.
  2. Заполнение классного журнала.
  3. Посещение уроков в своём классе.
  4. Консультации у школьного психолога. 

Один раз в четверть: 

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Проведение родительского собрания.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы

на новую четверть.

4.Экскурсия, поездка (по возможности, желанию детей и родителей). 

Один раз в год: 

1. Изучение, оформление личных дел учащихся. 2. Анализ и составление плана работы класса. 3.Посадка учащихся с учетом здоровья. 4. Статистические данные класса, заполнение информационной таблицы класса (1 сентября).



Предварительный просмотр:

МАОУ «ОЦ №1»

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОГО

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТА № 201

Начального образования

Дата оформления паспорта:

август 2015

ФИО заведующего кабинетом: Антюфеева Ирина Алексеевна

Учебная площадь: 48 кв.м

Число посадочных мест: 30

ПОСТОЯННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Количество

Дата укомплектования

1

Стол компьютерный

1

2014

2

Стол письменный

1

2014

3

Парта ученическая одноместная регулируемая по высоте

31

2015

4

Стул ученический регулируемый по высоте с обивкой из кожзаменителя

30

2015

5

Стул ученический регулируемый по высоте

1

2014

6

Стул офисный мягкий на металлическом каркасе с тканевой обивкой

2

2013

7

Стенка мебельная 4-х секционная

1

2010

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ

№ п/п

Наименование ТСО

Инвентарный номер

Дата укомплектования

1

Системный блок «I3 - 2100»

1010450002

2010

2

Монитор «LCD 20» LG FLATRON

101041189

2010

3

МФУ «HP Laser JET M1132 MFP»

1010450107

2010

4

Клавиатура

заявление

2016

5

Мышь компьютерная

заявление

2016

6

Проектор с креплением, с пультом управления

1010450099

2015

7

Экран для проектора переносной настенный

307

2014

8

Доска аудиторная меловая настенная 3-х элементная

10106100136

2009

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование

Дата утверждения (год)

Примечание

1

Федеральный государственный образовательный стандарт

2016

2

Рабочие программы

2016

3

Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам, МДК (тема, раздел предмета)

2016

4

Инструкции по технике безопасности

2016

5

Перспективный план развития кабинета на 2016 – 2017 уч. год

2016

6

Карточка учета товарно – материальных ценностей

2016

7

План – схема кабинета

2016

8

План эвакуации

2016

9

Занятость кабинета

2016

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1

Учебник Литературное чтение часть 1

1 класс

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Москва «Просвещение»

2011

30

2

Учебник Литературное чтение часть 2

1 класс

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Москва «Просвещение»

2012

30

3

Учебник Математика 1 часть

1 класс

Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

Москва «Просвещение»

2011

30

4

Учебник Математика 2 часть

1 класс

Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

Москва «Просвещение»

2011

30

5

Учебник Азбука

1 класс

1, 2 части

Горецкая В.Г.

Москва «Просвещение»

2011

30

6

Учебник Русский язык 1 класс

1, 2 части

Горецкий В.Г., Канакина В.П.

Москва «Просвещение»

2012

30

7

Учебник Окружающий мир 1,2 части

1 класс

Плешаков А.А.

Москва «Просвещение»

2013

30

8

Прописи 1, 2, 3, 4.

Горецкий В.Г  

Москва «Просвещение»

2012

30

9

Рабочая тетрадь  Русский язык 1 класс

Канакина В.П.

Москва «Просвещение»

2012

30

10

Рабочая тетрадь Литературное чтение

1 класс

 Бойкина М.В.

Москва «Просвещение»

2012

30

11

Рабочая тетрадь Математика 1 класс

1, 2 части

Моро М.И.

Москва «Просвещение»

2012

30

12

Рабочая тетрадь  Окружающий мир

1 класс

1,2 части

 Плешаков А.А.

Москва «Просвещение»

2011

30

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

№ п/п

Наименование

Автор

Вид

Год разработки

Кол-во экземпляров

1

Поурочные разработки по математике 1 класс

Т.С. Ситникова

Книга

2012

1

2

Поурочные разработки по окружающему миру 1 класс

Т.С. Максимова

Книга

2012

1

3

Поурочные разработки по литературному чтению  1 класс

С.В. Кутявина

Книга

2012

1

4

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Ситникова Т.Н.

Книга

2012

1

5

Рабочая тетрадь Технология 1 класс

Роговцева Н.И.

Книга

2012

1

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Дата изготовления

Примечание

1

Панно

2012

Цветы

2

Озеленение

2010

Цветок в горшке на полу у входа в кабинет «Диффенбахия» 

3

Стенд символика

2010

Герб, флаг, гимн РФ, портрет президента.

4

Стенд для вас, родители

2016

Расписание уроков, расписание звонков, ближайшие праздники, экскурсии, права и обязанности.

5

Классный уголок

2013

Работы детей, грамоты, фото класса.

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПРИ КАБИНЕТЕ

№ п/п

Наименование

Расписание

Примечание

1

Внеурочная деятельность «Умники и умницы»

Пятница

11:25 – 12:05

Математические логические задания для 1 класса

2

Кружок «Развивайка»

Среда

11:25 – 12:05

Развитие логического мышления

3

УШУ

Понедельник

11:25-12:05

Пятница

8:00-8:40

Спортивные занятия



Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре.

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты:

  • Предметные.
  • Метапредметные.
  • Личностные.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Планируемые предметные результаты

 

 

 

 

 

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

  • Название темы (раздела).
  • Количество часов на изучение.
  • Количество контрольных работ.
  • Планируемые предметные результаты.

Пояснительная записка.

В этом пункте расписываются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа, с указанием ООП ООО и учебного плана школы, примерной программы. Указывается УМК, по которому будет осуществляться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. Показывается место предмета в учебном плане, количество часов, отводимых на изучение предмета.

Рабочие программы лучше составлять на уровень обучения. А тематическое планирование по отдельным классам основного обучения составляется на год и прилагается к рабочей программе. Таблица КТП может быть различной, но желательно иметь в ней графу «Корректировка». В ней будет удобно отмечать, когда и по какой причине пропущен урок, как обеспечено прохождение программного материала, какие темы объединены и т.д.

  • Рабочая программа — рабочий инструмент учителя. Поэтому форму представления каждого пункта учитель может выбрать сам.



Предварительный просмотр:

Система оценок  по ФГОС

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ-№273 «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и регламентирует  систему оценок, содержание и порядок промежуточной аттестации учащихся школы, их перевод по итогам года.

1.2. Положение утверждается директором школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3. Положение призвано:

  • обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с  требованиями федерального  государственного образовательного  стандарта по учебному плану;
  • поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

II. СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает  комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: личностных,  метапредметных  и  предметных.

Основным объектом оценки  личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

  • самоопределение;
  • смыслоообразование;
  • морально-этическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции учащегося;
  • сформированности основ гражданской идентичности;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Оценка сформированности личностных результатов должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального  общего образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (итоговые проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий).

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Предметные результаты содержат в себе систему основополагающих элементов научного знания, (далее — систему предметных знаний); систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий).

В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка учащихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

  • «удовлетворительно», «неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  • «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.

Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях.

В портфель достижений учеников начальной школы  включаются следующие материалы.

  • Выборки детских работ — формальных и творческих;
  • Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.);
  • Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и  досуговой деятельности.

Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

  • сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
  • сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

III. ФОРМА, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

3.1. Система оценивания учащихся.

3.1.1.Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.

3.1.2. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.

3.1.3. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
3.1.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

3.1.5. Для аттестации учащихся 1 класса применяется безотметочная система контроля успеваемости.

В связи с переходом на ФГОС НОО  производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся 1-4 классов:

  • Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования учащихся начальных классов, используя комплексный подход.
  • Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений учащихся 1-4  классов по трем направлениям:
  1. систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);
  2. материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности  (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

3.1.6. Для учащихся 2-4 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 1, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

3.1.7. При выставлении отметок учителям - предметникам руководствоваться нормами оценок,  по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.

3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3-4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок-1 оценка на ученика каждый месяц по каждому предмету.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими  заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные оценки.

В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.

В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету.

3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся 2-4 классов  оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 2-4 классах оценивается двойной оценкой.

Оценки за письменные работы выставляются в журнал к следующему уроку.

3.1.11. Урок обобщения,  отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся.

3.2. Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса

3.2.1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

3.2.3. Допустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (кружочки, квадраты, треугольники). Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

3.2.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

3.2.5. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

3.2.6. Основные принципы безотметочного обучения:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
  • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
  • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

3.2.7. Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • особенности личностных психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

3.2.8. Основные виды контроля:

  • стартовый контроль,
  • тематический контроль,
  • итоговый контроль.

3.3. Контроль и оценка развития учащихся 1 класса

3.3.1. Основными показателями развития учащихся 1 класса являются:

  • учебно-познавательный интерес;
  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • основы самостоятельности;
  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи
  • сформированность УУД

3.3.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

3.3.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.

3.3.4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 класса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.

3.3.5.  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • «портфолио» ученика.

3.3.6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

3.3.7.  Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

3.3.8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей.

3.3.9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

3.3.10.  «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.  

3.3.11. По каждому предмету учителем составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

3.3.12. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки не выставляются.

3.3.13. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету  и возможно индивидуально каждым учителем  в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. (См. Приложения 1,2,3,4).

3.3.14. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Возможно отображение уровня усвояемости цветом:

зеленым - ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)

синим - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)

красным – НУ (выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)

В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок  указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.

3.3.15.Учителем заполняется следующая документация:

  • Сводный лист достижений по каждому предмету (см. Приложение 1),
  • Индивидуальный лист достижений на каждого учащегося, в котором фиксируются результаты учащихся при проведении итогового контроля в начале года, полугодия и  в конце года (см. Приложение 2),
  • Технологическая карта личностных и метапредметных успехов с динамикой на 4 года обучения (см. Приложение3).
  • Карта успеха, в которой фиксируются индивидуальные особенности каждого учащегося по итогам выполнения работы (см. Приложение 4).

Приложение 1

Сводный лист достижений учащихся (письмо).

Список класса

Отслеживаемый материал

Написание элементов

Аккуратность

Написание слов

Аккуратность

Написание предложений

Списывание

Аккуратность

Уровень

Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.

Приложение 2

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ                                                                                                                          ученика (цы)__________ класса                                                                                                  Школы:

на _______________ учебный год

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение:                                                                                        осознанность                                              

правильность    

выразительность    

темп чтения

Русский язык:                                                                     каллиграфия                                  

орфография  

развитие устной речи

Математика:                                                                                  устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

Окружающий мир:          умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

Учебно-организационные умения:                                   умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результат

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:          активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

Уровни:    высокий – зеленый цвет;  средний - синий цвет;   низкий – красный цвет.

Подпись учителя _________________ /_______________/

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ученика (цы) _________ класса

Школы:

_______________________________(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

полугодие

конец года

1

Отношение к учебе в целом: 

положительное

безразличное

негативное

2

Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

3

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

4

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

5

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

6

Память:

отличная

средняя

долговременная

кратковременная

7

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания не полностью

8

Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

9

Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

10

Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

11

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

12

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

иногда

никогда

13

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

безразличное

негативное

14

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

15

Учебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

                                         Подпись педагога

Приложение 4

Карта успеха учащегося 1 класса

 по русскому языку

(ФИО)_________________________________

Вид работы /дата

Списывание

Диктант

Словарный диктант

Сочинение по картине

Кол-во ошибок в работе

Динамика работы

большая буква в начале предложения

большая буква в именах собств

пропуск, замена, перестановка букв

знаки препинания

безударная гласная…

жи- ши, ча-ща,

чу-щу

звонкие и глухие согласные

ь в конце и середине слова

слова из словаря

Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по  предмету.



Предварительный просмотр:

Выполнила: Савченко Мария Александровна

Портфолио ученика начальной школы

Для чего нужно портфолио ученику

Сейчас в школах от каждого ученика требуют портфолио, но для чего это надо ребенку, многие родители не понимают. На самом деле, в этом документе будет собрана максимально полезная информация о ребенке для учителя, который будет с ним работать, и продолжать развивать его творческий потенциал.

Отправляя ребенка в первый класс, многие родители не дожидаются, что всем основам грамоты, письма и счета его обучит учитель.

Еще в дошкольном возрасте дети посещают развивающие центры, занимаются с репетиторами, и занимаются в кружках и секциях. К первому классу они уже имеют немалый багаж знаний и умений.

Однако в силу особенностей темперамента, не каждый ребенок может смело заявить о себе в новом коллективе. Кто-то опасается насмешек, кто-то стесняется сообщить такую информацию учителю, а кто-то из-за рассеянности может «позабыть», что умеет красиво рисовать или обладает вокальным талантом.

Составляя портфолио для своего ребенка, родители разложат всю необходимую о своем чаде информации по полочкам (т.е. по соответствующим разделам), и учитель, изучив сей документ уже будет иметь представление, с кем и как он будет работать.

Итак, что нужно для портфолио:
1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, много файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время

Задача родителей — помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

Структура портфолио для ученика начальных классов

Составленное к первому классу портфолио ребенка потом будет дополняться новой информацией, поэтому очень важно сохранить определенную структуру. Это не только облегчить его дальнейшее заполнение, но и позволит педагогам более точно составить мнение о ребенке.

Поскольку четких требований и нормативов по составлению такого документа нет, то структура портфолио может быть примерно следующей:

  1. Общие данные о ребенке. В этот раздел обычно вносят статистические сведения о самом ребенке, его имени и фамилии, месте проживания. Сюда вносятся и данные о дате рождения ребенка, портретное фото размером 9х12 или 10х15 также можно разместить здесь. Для ребенка, только идущего в первый класс и не умеющего писать, раздел «Автобиография» можно пропустить. Начиная со 2 класса, при составлении портфолио, ребенок уже в состоянии написать краткий рассказ о себе.
  2. Раздел «Обо мне». Сюда можно включить любую информацию о ребенке, например, значение его имени, указать, как ребенок хочет, чтобы его называли одноклассники (например, имя «Маргарита» кратко звучит как «Рита», но некоторые девочки не любят, когда их называют сокращенным именем). В этот раздел можно внести данные и характере, темпераменте ребенка, описать особенности, достоинства и недостатки малыша. Учителю такая информация может очень пригодиться, когда она будет искать подход к вашему ребенку. Сведения о семье, ее составе можно разместить в этом разделе, описать какие-нибудь семейные традиции. При желании можно составить генеалогическое дерево семьи.
  3. Раздел «Мой мир». Сюда можно внести информацию об увлечениях, любимых игрушках ребенка, прочитанных книгах, его друзьях. Также здесь будет уместна информация о досуге малыша, о том, как он любить проводить время, какие места и развивающие мероприятия посетил. Чем они ему понравились и запомнились.
  4. Раздел «Учеба» или «Успеваемость» хорош не только для учащихся 2-4 классов, но и для будущих первоклассников. Помимо показателей динамики успеваемости по учебным предметам, можно отобразить и навыки ребенка в счете, чтении, письме. Часто малыши, отправляясь в первый класс, уже умеют не только сливать слоги, но и самостоятельно читать, имея достаточную технику чтения. Этот момент можно и даже нужно отобразить в портфолио, чтобы учитель знал, каких деток следует нагружать немного больше, чтобы они не потеряли интерес к учебе.
  5. Раздел «Творчество». Многие дети помимо школы посещают различные кружки и секции. Учителю будет полезно узнать, что кто-то из учеников ходит на бальные, спортивные или эстрадные танцы, кто-то посещает спортивные секции по различным видам единоборств, секцию плавания, кто-то занимается вокалом, кто-то играет на музыкальных инструментах. Не всякий старшеклассник может заявить о своих талантах, а уж дети начальной школы и подавно. Эта информация пригодиться тогда, когда класс будет готовиться к какому-нибудь школьному конкурсу по типу «Алло, мы ищем таланты!», развлекательному мероприятию или другому школьному концерту.
  6. Раздел «Достижения». Он может включать информацию, касающуюся школьных побед, будь то участи в олимпиадах, семинарах, тематических конкурсах и викторинах.
  7. Раздел «Общественная деятельность». Включает информацию о внешкольной деятельности ребенка (награды, грамоты и похвальные листы за участие в спортивных городских соревнованиях, конкурсах по танцам, отличную учебу в музыкальной школе и прочее). Любые увлечения ребенка также можно отобразить в этом разделе (добавить поделки в натуральном виде или в виде фотографий).
  8. Раздел «Отзывы, пожелания». Этот раздел заполняют не родители и не сам ученик. Его лучше оформить в виде специального конверта или файла, в которых одноклассники, друзья и педагоги будут вкладывать соответствующие разделу записи.

Рекомендации по оформлению

Рекомендации к оформлению портфолио также носят примерный характер. Четких требований нет, поэтому родители могут оформить его на свой вкус.

Это может быть большая тетрадь в плотном переплете. Ее можно украсить узорами, картинками, ребенок и сам может принять участие и раскрасить страницы самостоятельно.

Можно купить специальный дневник для мальчиков или для девочек и оформить его в виде портфолио, вписывая в него соответствующее разделы.

Можно оформить все страницы на компьютер, распечатать тексты на белой или цветной бумаге (пастельных оттенков) и вставить листы в специальные папки с вклеенными файлами. Одним словом, оформление этого документа – это фантазия самого ученика и его родителей.

Не забывайте об оформлении титульного листа портфолио ученика. Здесь следует указать, что это за документ и кому принадлежит.

Иногда уместно размещать фотографию ребенка именно на титульном листе, где уже имеется личная информация о нем (т.е. фамилия, имя, дата рождения). В этом случае информацию о месте проживания моно внести в раздел «Обо мне».

Если ребенок посещает внешкольные мероприятия, то можно описать его примерный режим дня, с учетом посещения спортивных секций, внешкольных развивающих центров и кружков. В разделы «Творчество» и «Достижения» можно вложить копии грамот, похвальных листов и прочих наград, при условии, что они не объемные.

Для первоклассников в раздел «Учеба» можно вложить прописи из детского сада, учитель будет видеть подготовку ребенка к школе, насколько развита его рука. Многие детские сады практикуют подготовку руки дошкольника к письму, и отдают такие тетради родителям в конце учебного года перед выпуском.

В разделы «Достижения» и «Общественная деятельность» можно вставлять копии удачно написанных сочинений, результатов текущей и промежуточной аттестации и прочего. Если ребенок занимается какими-либо видами рукоделия, его работы объемны и не могут вписаться в формат портфолио, их можно сфотографировать, составить коллаж и добавить в соответствующий раздел в виде фотографий.

Пример составления портфолио

Чтобы у родителей не возникало сомнений по каким-либо вопросам составления портфолио для ученика начальных классов, приведем пример такого документа. Его можно будет использовать в качестве образца.

Личная информация (или титульный лист)

Итак, вот примерный вид составленного портфолио:

Иванов Андрей

Дата рождения 25 октября 2007 года (8 лет)

(фото ребенка размером 10х15)

г. Москва. ул. Лобачевского, д. 76 кв. 25

Автобиография

Я, Иванов Андрей Викторович, родился 25 октября 2007 года в городе Москва. Проживаю по адресу ул. Лобачевского, д. 76 кв. 25.

Учусь в общеобразовательной школе №1973 в 3 классе.

У меня полная семья.

Папа – Иванов Виктор Яковлевич, родился в 1981году, работает инженером-технологом на механическом заводе.

Мама – Иванова Галина Ивановна, родилась в 1985 году, работает учителем музыки в музыкальной школе. С нами живет бабушка.

У меня есть домашний питомец, его зовут Джек, это песик. Я с ним играю и гуляю.

В школе любимый мой предмет – физкультура. Еще нравится математика и информатика. Чтение и письмо я тоже люблю, но не очень. После школы я посещаю секцию по греко-римской борьбе, и хор. Бабушка говорит, у меня талант. Люблю читать фантастическую литературу и играть на компьютере в Minecraft.

Раздел «Обо мне»

Иванов Андрей. Полное имя «Андрей». В переводе с древнегреческого языка означает «мужественный». Андрей – весельчак, балагур и заводила. Он отличается большим терпением, трезвостью суждений и спокойствием. Назвать его простым и открытым нельзя, скорее он – расчетливый сторонний наблюдатель. Если же чем-то обидеть Андрея, то обладатель этого имени долго помнит обиду и становится враждебным к обидчику. Андрей не любит, когда его называют уменьшительно-ласкательным именем «Андрюша». Он активный, подвижный мальчик, немного замкнут, хороший и преданный друг. Споры предпочитает решать словами. Ответственный, деловитый. Любит своего домашнего питомца, заботится о нем. Семья у Андрея полная. Отец – Иванов Виктор Яковлевич. Мать – Иванова Галина Ивановна. Есть бабушка – Сидорова Елена Степановна.

Раздел «Мой мир»

Любимые увлечения Андрея – спорт и животные. В 4 года полюбил мультфильм «Тачки». Коллекционировал раскраски, игрушки и книжки с главными персонажами мультфильма. После увлекся «Лунтиком» и «Барбоскиными». Сейчас ему нравится играть в компьютерные игры, любит читать. Любимая книга – про Гарри Поттера. Семьей часто посещаем Московский зоопарк и веревочный парк «Высотный город».

Раздел «Учеба»

Вкладываются тетради-прописи дошкольной подготовки, копии или оригиналы табеля успеваемости за 1, 2 классы, копия табеля успеваемости за 3 класс (текущий). Вкладываются копии дипломов за участие в школьных мероприятиях (в данном случае тех, которые отмечены в разделе «Достижения»).

Раздел «Творчество»

Андрей 2 год посещает спортивную секцию по футболу и занимается хоровым пением.

Раздел «Достижения»

Принимал участие в школьной викторине по информатике. Принимал участи в школьном семинаре по зарубежной литературе для начальных классов.

Раздел «Общественная деятельность»

В открытом турнире Московской области среди юниоров по греко-римской борьбе занял 5 место в 2015 году. (копия грамоты) Принимал участие в Первенстве Москвы среди юниоров по греко-римской борьбе в 2014 году. (копия диплома за участие)

Раздел «Отзывы, пожелания»

Заполняется учителями и одноклассниками. Родители и ученик не заполняют этот раздел.

Вместо заключения

Приведенный пример заполненного или составленного портфолио не является эталоном. Каждый родитель вправе описать те достижения и успехи своего ребенка, которые, по его мнению, характеризуют ребенка наилучшим образом. Главное, чтобы эта информация была максимально полезной для педагогов, ведь основная задача составления портфолио для учеников начальных классов – представление об ученике, его собственный рейтинг, говорящий о его учебном и творческом потенциале, необходимом для дальнейшей учебы.

Содержание 

На этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

Дополнительные страницы, которые можно приложить к портфолио:

— Я умею — описываем умения ребенка на данный этап (например, хорошо решает задачки, красиво рассказывает стихи и т.д.)
— 
Мои планы – ребенок ставит для себя определенные цели, чему бы он хотел научиться или улучшить какие-либо умения, в ближайшем будущем (например, научиться красиво писать, выучить английский алфавит и т.д.)
— 
Мой режим дня (Мой распорядок дня) – составьте с ребенком режим дня и постарайтесь придерживаться его
— 
Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
— 
Табель успеваемости за учебный год
— 
Мои каникулы (Летний отдых, Каникулы) – краткий рассказ ребенка о том, как я провел лето. Не забываем про фото или рисунок об отдыхе
— 
Мои мечты

Источник 1: https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-oformit-portfolio-dlya-nachalnyih-klassov.html

Источник 2: http://stranakids.ru/portfolio-dlia-shkoly/ 



Предварительный просмотр:

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Урок, как основная форма обучения.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. 

Для урока характерны специфические признаки:

1. Постоянная группа учащихся.

2. Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3. Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

Структурные элементы урока.

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Типы.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1. Изучение нового материала.

2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5. Комбинированный или смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока:   - лекция,

 - урок с элементами беседы,

 - лекция с элементами презентации,

- урок конференция,

- экскурсия,

- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:  

- практикум,

- экскурсия,

- лабораторная работа,

- деловая игра,

- урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Эта часть меняется.

IV. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:   

- семинары,

- конференция,

- обобщённый урок,

- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока:  

- зачёт,

- экзамен,

- контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV. Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока: 

- практикум,

- конференция,

- семинар,

- контрольная работа,

- лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.      Организационная чёткость педагогического процесса.

2.      Системный характер обучения.

3.      Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4.      Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.      Учитель ограничен временными рамками.

2.      Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3.      Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1.      календарно - тематическое,

2.      поурочное.

В календарно - тематическом планировании указывается:

1.      темы и разделы курса,

2.      количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,

3.      формы организации учебной работы (лекция),

4.      оборудование,

5.      задания, которые нужно выполнить по теме дома/

Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед началом учебного года и каждой четверти.

Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке учителя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

1.      Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2.      Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3.      Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

Разработка плана урока.

План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1.

- тема,

- тип,

- вид.

2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

- одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.

- другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

1. уроки - «погружения»

2. уроки - деловые игры

3. уроки – пресс-конференции

4. уроки – соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки – консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки – творчества

10. уроки – аукционы

11. уроки – зачёты

12. уроки – формулы

13. уроки – конкурсы

14. уроки – игры

15. уроки – суды

16. уроки – фантазии

17. уроки – концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

1.      Урок – лекция «Визуализация» - т.е. информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.

2.      Урок – лекция «Парадокс» - т.е. учитель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.

Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

3.      «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.

Выделяют несколько вариантов её проведения:

1.      Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.

2.      Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.

3.      Преподаватель педагогики и психологии.

ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...