Развитие слухового восприятия учащихся с нарушенным слухом
консультация на тему

В докладе освещаются положения, на которых базируется современная система интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, разделы, по которым осуществляется развитие слухового восприятия, программные требования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vospriyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия учащихся с нарушенным слухом

Современная система интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений базируется на следующих положениях:

- нарушенная слуховая функция, как и любая другая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определенных условиях; знание общих закономерностей развития ребенка с недостатками слуха, использование в процессе обучения пластичности его центральной нервной системы служат важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в условиях специального обучения;

- учитывая системность развития всех психических функций, их теснейшую взаимосвязь, развитие речевого слуха у неслышащих школьников осуществляется в условиях общего процесса их обучения и воспитания; при этом происходит развитие всех форм словесной речи, прежде всего устной, способности ее восприятия и воспроизведения;

- у большинства глухих имеется неиспользованный слуховой резерв, который активизируется при систематической слуховой тренировке (с использованием электроакустической аппаратуры) и является основой для развития речевого слуха;

- речевой слух у школьников с нарушениями слуха развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности;

- развитие речевого слуха детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого слуха глухого ребенка не всегда согласуется с состоянием его тонального слуха, который является определяющим только на первом этапе слуховой тренировки; основными факторами, обуславливающими развитие речевого слуха, являются степень сформированности слуховой функции, уровень общего и речевого развития, способность ученика к семантической интерпретации поступающей речевой информации, способность к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам;

- развивающаяся в процессе специального обучения возможность восприятия глухими детьми речи на слух создает полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи.

Развитие слухового восприятия в школе осуществляется по следующим разделам:

- восприятие материала разговорно-обиходной речи;

- различение вопросов, просьб, поручений;

- ведение диалога;

- различение предложений, математического материала, восприятие текстов и заданий к ним.

Все разделы программы по содержанию тесно связаны с предметами школьного цикла соответствующего класса. Речевой материал, использованный для различения, изменяется от класса к классу: усложняются синтаксические конструкции предложений, увеличивается объем и трудность материала по содержанию.

Работа по развитию речевого слуха прежде всего предусматривает формирование у учащихся речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств, индивидуальных слуховых аппаратов). Активное речевое поведение проявляется в умении глухого школьника вступать в контакт со слышащими людьми.

Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги. Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут воспроизвести слова приближенно или точно. Учитывая определенную роль смыслового фактора, при восприятии на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его. Важно приучать глухих школьников воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях. Это поможет научить их вслушиваться в образец, моделировать высказывание.

На индивидуальных занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, работа с рассыпным текстом, слуховые диктанты и т.д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Ведется специальная работа по достижению оптимального расстояния, необходимого для восприятия устной информации и общения – восприятие на слух речевого материала (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящегося к учебной деятельности. Начиная с первого класса (для учащихся с I степенью тугоухости) ведется обучение восприятию на слух шепотной речи.

Каждое занятие построено и насыщено материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия им речи.

Материал программы по развитию слухового восприятия считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Список использованных источников

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / сост. Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 2005. – 558 с.

2. Яковлева Е.А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 171-173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...