Сопровождение детей с ОВЗ с учётом их психофизиологических особенностей.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В педагогическом проекте рассматриваются  вопросы  развития  межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста, доказана необходимость введения нейропсихологических упражнений, сделаны выводы об эффективной реализации данного проекта, описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с младшими школьниками ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.pptx336.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение детей с ОВЗ с учетом их психофизиологических особенностей Учитель начальных классов: Власовец С.И. МОУ «Сланцевская СОШ №6» 2017 год

Слайд 2

В новом Стандарте особое значение придаётся работе с детьми ОВЗ (это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушением общего развития, и не позволяющим детям вести полноценную жизнь ) .

Слайд 3

Типичные затруднения у детей с ОВЗ 1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7. Инфантилизм;

Слайд 4

8. Нарушение координации движений; 9. Низкая самооценка; 10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; 11. Высокий уровень психомышечного напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; 14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Слайд 5

Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга. Мозг разделён на блоки , нарушения в которых выражается в определенной форме, а именно: I блок мозга отвечает за его активность. ( Сюда относится ствол головного мозга. ) Если первый блок недостаточно развит, то ребенок быстро утомляется . Признаки : дети на уроке перестают быстро воспринимать информацию, начинают вертеться , мешают другим, частые перепады настроения, психосоматика (частые простудные заболевания).

Слайд 6

II блок – переработка, хранение информации. (Если есть нарушения в работе II блока: затылок - зрительная информация, виски – слуховая, темя – кинестетическая, то это приводит к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.) Признаки : Зеркальное написание букв, замена, пропуск букв, слов, слогов, путаница похожих букв, неправильная ориентации в тетради , строчки неровные, выходят за поля, ошибки в правилах, «как слышу, так и пишу».

Слайд 7

III блок – контроль, целеполагание, программирование. (в основном лобные доли) Различные нарушения эмоционально-волевой сферы Признаки : несоблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения, не может себя контролировать даже если хочет, нет интереса к учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, действия по образцу выполняются с большим трудом.

Слайд 8

Условно говоря, блоки можно описать так: I – я хочу II – я сделаю III – я могу.

Слайд 9

Положительных результатов в коррекциии детей с ОВЗ можно добиться применяя методы нейропсихологической коррекции . Нейропсихология связана с мозговой организацией психических процессов. В своей практической деятельности я применяю: программу «Гимнастика мозга» Пола Деннисона комплекс упражнений из программы Сиротюк А.Л. “ Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» уроки психологического развития Н.П. Локалова

Слайд 10

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Слайд 11

Упражнения для тренировки Колечко (развитие мелкой и крупной моторики) Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками .

Слайд 12

«Кулак -ребро -ладонь». ( Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.) Исходное положение : сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

Слайд 13

«Лезгинка ». ( способствует концентрации внимания, развивает самоконтроль) Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Слайд 14

Ухо – нос – хлопок . (Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость , способствует самоконтролю, произвольности деятельности.) Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот

Слайд 15

Упражнение «Кнопки мозга» Нажми на кнопку — и вспомни урок! Оказывается, есть упражнение, выполнив которое ребенок сможет лучше понять новый материал и без труда рассказать все, чему его учили на прошлом уроке. А еще — расширить угол зрения, увеличить приток крови к мозгу, снизить напряжение. Как делать: Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребрами, находятся так называемые кнопки мозга. Их нужно помассировать с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцами или гладить эту область всей ладонью .

Слайд 16

Упражнение « Думательный колпак» (Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.) Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее .

Слайд 17

Такие виды декоративно-прикладного творчества, как бумагопластика , квиллинг , оригами, плетение и т.д. решаются педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, аккуратности, сотрудничество и многое другое. Развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие ….

Слайд 18

Упражнения на снятие эмоционального напряжения «Возьмите себя в руки» Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». «Врасти в землю» «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

Слайд 19

Требования и условия проведения кинезиологических комплексов: Проведение на каждом уроке – динамические паузы 3-5 минут; Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; От детей требуется точное выполнение движений и приемов; Упражнения проводятся стоя или сидя за партой; Выполнение стандартных учебных действий может прерываться, творческую деятельность прерывать нецелесообразно; Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиад; Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.

Слайд 20

Результативность: Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее. Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой. Повышается мотивация к обучению. Развивается устная речь, письменная речь Формируется логическое мышление. Улучшаются коммуникативные навыки.

Слайд 21

Правописание словарных слов у учащихся вызывает большую трудность. Учителя в своей практике предлагают многократное повторение, заставляют ребёнка писать одно и тоже слово много раз, «мол сто раз напишет и запомнит». Эта методика не рассчитана на детей, которые имеют речевые проблемы (ЗРР, ОНР, ФФН), а также для детей с СДВ. Она провоцирует закрепление ошибочного написания. Внимание притупляется, и рука, и глаз воспроизводят не образы, а ошибки. Особое значение в процессе обучения имеют движения глаз ребёнка , которое демонстрируют особенности восприятия, мышления и памяти.

Слайд 22

Если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти . Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево. Взгляд вверх и вправо : конструирование зрительного образа , внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел. Взгляд горизонтально налево или направо : слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память . Здесь хранятся запомненные звуки ( чья­то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо означает слуховое конструирование . Взгляд вниз налево означает состояние внутреннего диалога . В такие моменты человек комментирует и оценивает свой опыт. Взгляд вниз вправо : чувства . В этот момент возникает доступ к чувствам. Упражнения для глаз

Слайд 23

...ПРАВИЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ Чтобы выучить новое слово или запомнить, следует посмотреть на правильное написание слова. 2. Закрыть глаза и подумать о чём-нибудь приятном. Например, постараться увидеть что-нибудь вкусное – мороженое. Улыбнуться с закрытыми глазами. Когда приятное чувство окрепнет, откроыть глаза и посмотреть на слово. 3 . Теперь посмотрите вверх влево и нарисуйте правильное написание на внутреннем экране.

Слайд 24

4. Глядя на внутренний образ слова, нужно назвать его по буквам (именно по буквам, а не по слогам!) Смотришь на букву – называешь её. Пользуясь «шпаргалкой, которая всегда с тобой», спишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если есть ошибки, повторите с первого шага. 5. Посмотрите на воображаемое слово на внутреннем экране и назовите его, а потом запишите по буквам от конца к началу (задом наперёд). Сверьте написанное с тем, как было записано слово на листе бумаги. Постепенно этот механизм станет использоваться автоматически. Лучше, если эти упражнения превратятся в занимательную игру.

Слайд 25

Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом. Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне . Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось. Нарисуйте в воздухе пальцами слово в прямом и зеркальном отражении. Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела). Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх и влево относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, так как в этом случае доступ к зрительной памяти затруднен.

Слайд 26

« Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства. И ещё – яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь» Дубровский А.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников (сравнительная характеристика).

Происходящий на наших глазах  глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффектив...

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА.

   В своей работе я столкнулась с трудностями обучения письму. Меня волновал вопрос, как помочь ученику. Изучала литературу – что представляет собой процесс письма, чем отличается пис...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста – залог успешности усвоения ПДД

Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, уме...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...