Главные вкладки

    Статья по теме:
    Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников (сравнительная характеристика).

    Гренкова Алла Владимировна

    Происходящий на наших глазах  глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psikhofiziologicheskie_osobennosti_doshk_i_shk.docx24.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников.

            Происходящий на наших глазах  глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве.

            Новые информационные технологии позволяют развить системное научное мышление, конструктивное образное мышление, пространственное и ассоциативное мышление, вариативность мышления и чувство нового, интуицию, воображение, творческие способности.

            XXI век характеризуют как информационный. Приходится решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе.

            В этих условиях важно внедрить в сферу дошкольного и  начального образования новые принципы обучения и развития подрастающего поколения, которые должны обеспечить формирование у людей современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе и обществе, способствовать развитию мышления как деятельности, направленной на решение задач в условиях большого информационного потока. При этом важно учитывать, что данная деятельность, опосредствованная компьютером, существенно отличается от процесса решения задач в традиционном варианте.

            В ближайшие годы, вероятнее всего, возникнет новый комплекс наук об информации. Одной из важных составляющих этого комплекса, безусловно, станет психофизиология, изучающая особенности протекания психофизиологических процессов человека в условиях компьютеризированной деятельности и влияние этих процессов на такую деятельность.  

    На первое место в психофизиологии и педагогике выходит необходимость изучения и разработки наиболее эффективных методов «навигации» в огромном океане информации.

    Одна из задач развития современного образования в сфере информатизации – широкое внедрение в образование различных телекоммуникационных сред, в том числе и средств Интернета.

    При таких все более нарастающих изменениях в сфере компьютеризации и информатизации психологам и педагогам необходимо учитывать, что системное мышление вырабатывается путем использования в образовательном процессе активной обучающей среды по схеме «преподаватель-компьютер-обучающийся». При этом информационные технологии являются эффективным способом «оркестровки» образовательного процесса, в котором теория и практика оределяют и творят друг друга.

    Мы стоим на пороге больших изменений в области психологии  человека, так как широкая компьютеризация и информатизация общества приведут к значительным изменениям в интеллектуальной и личностной сферах человека  XXI века.

            Давайте сравним психофизиологические особенности современного  дошкольника и младшего школьника. Сравнительная характеристика составлена с опорой на книги В.Н. Могилёвой «Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером» и «Психофизиологические особенности младшего школьника и их учёт в работе с компьютером».

    дошкольник

    младший школьник

    Возраст от 3до7лет. В этот период мальчики и девочки мало отличаются внешним строением тела, а также многими физиологическими и биохимическими параметрами. Возраст 5-7 лет называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10см.

    Развитие опорно-двигательной системы ребенка 5-6 лет еще не завершено. Каждая из 206 костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем фазы развития неодинаковы. К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует  его форме взрослого человека, но окостенение еще не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Скелетная мускулатура слабая.

    Кости руки и запястья 4-5 летнего ребенка продолжают свое развитие: окостенение фаланг пальцев еще далеко от завершения. Это необходимо учитывать на занятиях с помощью компьютера, т.к. интенсивное напряжение, возникающее при манипулировании компьютерной мышью, может вызвать деформацию костей руки и запястья.

    У многих дошкольников потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют возраст 5-7 лет  «возрастом двигательной расточительности». Для детей этого возраста характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной. Поэтому необходимо контролировать позу ребенка.

    Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Продолжается интенсивное развитие коры головного мозга. Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщение, осознание последовательности событий, причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. К 6–7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

        Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

    В дошкольном возрасте продолжает развиваться дыхательная система. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста значительно уже взрослых, поэтому нарушения температурного  режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается.

    Сердечно - сосудистая система также  претерпевает значительные изменения, она становится более работоспособной и выносливой.

    Возраст от 7до 11лет. В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей, протекающие относительно спокойно и равномерно.

    Костно-мышечная система в младшем школьном возрасте, хотя и достигает определенной степени развития, еще не устойчива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях развиваются нарушения осанки. В школьном возрасте отмечается самая высокая частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

    Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, поэтому школьникам данного возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. Окостенение фаланг кистей рук заканчивается лишь к 11 годам, а запястья – к 12,  поэтому дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. Но, как показывает опыт, выполнение аналогичных движений, необходимых в компьютерной игре, удается ребенку гораздо лучше, что может быть связано с высокой мотивацией.

    В возрасте 8-12 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов  нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, повышается упругость мышц.

    На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими  потребностями.

    Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Останавливается увеличение размеров коры головного мозга, но нарастает интенсивность качественных изменений в структурах клеток головного мозга. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность.

    К 7-8 годам механизмы произвольного и непроизвольного внимания имеют черты незрелости. С 9-10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого. В младшем школьном возрасте растет объем кратковременной памяти, к 10 годам приближаясь к показателям взрослого человека. Овладение навыками чтения и письма способствуют дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Речь является основой формирования мышления ребенка. Для 7-8 лет характерно преобладание наглядно-образного мышления, основой которого является достигшее определенной зрелости зрительное восприятие, а средством – образ. Развитие механизмов речевой деятельности стимулирует развитие словесно-логического мышления.

    Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

    У дошкольников  жизненная емкость легких увеличивается. После 6-7 лет у детей появляется возможность управлять дыханием. К этому возрасту также достигается высокий уровень согласованности в деятельности вегетативных функций и их соразмерности с силой действующего стимула. Именно благодаря этому обстоятельству возраст 6-7 лет является ключевым, пороговым для начала многих видов деятельности ребенка, в том числе для начала его систематического обучения.

    Сердечно - сосудистая система в младшем школьном возрасте продолжает свое активное  развитие   и процесс этот не завершается даже у подростков.

    Продолжает развитие иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Под влиянием учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста наблюдается относительный лейкоцитоз, т.е. увеличение числа лейкоцитов в среднем на 24%. Это свидетельствует о готовности организма столкнуться с микробной агрессией из внешней среды и с накоплением в крови продуктов распада клеток собственного тела под влиянием утомления. После учебной нагрузки вязкость крови становится выше и ускоряется свертывание  крови.

    Как мы видим психофизиологическая разница между старшим дошкольником и младшим школьником не столь и велика. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сравнительный анализ психических особенностей дошкольников и младших школьников.docx

    специфике влияния уровня  психологической готовности к школе на адаптацию первоклассников к обучению. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего м...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

       Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

    Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

    Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

    Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...