конспекты уроков
материал на тему

Мещерякова Лидия Сергеевна

конспект окружающего мира 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx86.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мир растений

Цели урока: 

  • создать условия для ознакомления с признаками, на основе которых растения делятся на группы;
  • показать роль растений в поддержании жизни на Земле;
  • содействовать формированию  навыков работы в парах, воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, бережного отношения к природе.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

- Сначала нам надо настроиться на работу.

- Итак,

 1 - 2 – выше голова!

3 – 4 – плечи шире!

5 - 6 – ровно сесть!

7 – 8 – лень отбросим!

9 – глубоко вдохнём….

И работать мы начнём.

- Мир природы  нам надо познать.

Тайны, загадки его отгадать. (Слайд 1)

- Вы готовы это делать вместе со мной? Если да, покажите открытые ладошки.

- Отлично!

- Посмотрите, что это за предмет? Как он называется?  (Лупа – слайд 2)

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? Для чего нужна лупа?  (Поможет всё рассмотреть, ничего не упустить)

- Мы будем исследователями. А исследователи должны быть внимательными. Лупа будет напоминать нам об этом.

- Проведём исследование №1. Определим тему урока. (Слайд 3) 

- Предлагаю вам, ребята,

Отгадать мои загадки.

- Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

- Что это?   (Подснежник).

- Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (Ель)

- Этот куст такой колючий!

Ты его не трогай лучше.

Подстрижет его садовник,

Буйно зацветет… (Шиповник)

- Подснежник, ель, шиповник….. А как их можно назвать одним словом? (Растения).

- Какой же будет тема нашего урока? О чём пойдёт сегодня разговор?   (Слайд 4)

- Вы, наверное, слышали выражение: «Растения – зелёная одежда Земли»?      - Как вы это понимаете?

- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. (Слайд 5)

- Скажите, а из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена) (Слайд 6)

- А что нужно растениям для жизни? (Вода, свет, тепло) (Слайд 7)

- Как вы думаете, вы уже всё знаете о растениях? (Нет)

- Какую цель поставим? (Слайд 8)

- Сегодня мы пополним запас знаний о царстве растений.

- Рассмотрите внимательно этот кластер. (Слайд 9)

- Оказывается, растения можно поделить на группы иначе.

- Какие группы растений здесь выделены? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

- Проведём исследование №2. Выявим их особенности. (Слайд 10)

- У вас на столах лежат карточки - телеграммы. Их прислали растения.

- Поработайте в парах, прочитайте внимательно текст, а затем, совещаясь вполголоса, заполните таблицу. Поставьте плюс, если этот признак присутствует и минус, если его нет. В последней колонке впишите нужное слово.

- Приступайте к работе. Работайте дружно. Если нужна моя помощь, подавайте сигнал поднятой рукой. (самостоятельная работа)

- Кто готов, сигнал, руки домиком.

- Проверяем, что получилось.

- От кого вам  пришла телеграмма? (От водорослей) (Слайд 11)

- Выясним всё про водоросли.

- Почему они так называются?

- Есть ли у них корни?

- Стебли?

- Листья?

- Как они размножаются?

- Кто получил телеграмму от мхов? (Слайд 12)

- Есть ли у них корни?

- Стебли?

- Листья?

- Как они размножаются?

- От кого вам  пришла телеграмма? (От папоротников)

- Где обитают папоротники? (Слайд 13)

- Что вы ещё о них узнали?

- У кого была телеграмма от хвойных растений? (Слайд 14)

- Приведите примеры хвойных растений.

- Как вы заполнили таблицу о них?

- О каких растениях ещё не рассказали? (Слайд 15)

- Кто изучал особенности этих растений?

- Как вы заполнили таблицу?

- Что можете добавить об этой группе растений?

- Проведём сравнение. (Слайд 16)

- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)

- У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов)

- Что общего у хвойных и цветковых растений?

-  А чем отличаются?

- Проведём исследование №3. Выясним, какую роль играют растения                       в природе и жизни людей? (слайд 17)

- Попробуйте дать ответ, пользуясь материалом своих телеграмм.

- А знаете ли вы, что растения – удивительные повара?

- Почему же их так называют, что вы об этом узнали из текста телеграммы?

(слайд 18)

-  В какое время суток работает «Чудесная кухня»?

- Значит, растения очищают воздух от углекислого газа.

- Есть ошибочное мнение, что растения дышат углекислым газом, но это неверно.  Они как и все живые существа душат кислородом, а углекислый газ им нужен для кухни.

- Растения оказывают большую пользу для нас, а что мы можем сделать для них?

- Вспомним, какую цель  ставили перед собой в начале урока. (Слайд 19)

- Кто считает, что мы выполнили эту задачу и пополнили свои знания о растениях? Покажите раскрытые ладошки.

- Хочу всё-таки убедиться, что это так.

- Вернёмся к началу урока. (Слайд 20)

- Пользуясь новыми знаниями, скажите, на какие ещё группы вы теперь можете разделить эти растения.

- Молодцы. Оценим свою работу. У вас на столах лежат разноцветные листья. (слайд 21)

- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, выберите зелёный листочек.

- Если у вас  остались некоторые непонятные  моменты, выберите жёлтый листочек.

- Если вы не поняли, на какие группы ещё делятся растения, выберите красный листок.  (Ученики показывают листики или размещают их на дереве).

- Посмотрите, наше дерево зазеленело среди осени. Это случилось благодаря вашей активной работе.

- Молодцы! Спасибо всем за активную работу.  (слайд 22)

Водоросли

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.  Корни им не нужны, так как живут они в растворе питательных веществ                  и могут поглощать их всей своей поверхностью. Размножаются они спорами.

Морские водоросли используются в пище людей и  животных, как удобрение, из них делают лекарства, так как они богаты йодом.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Хвойные растения

       Они вам хорошо знакомы. Это сосна, ель, пихта и многие другие. Узнать  хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. У хвойных есть корень и стебель, листья, преобразовавшиеся в иголки. Но они никогда не цветут. Их семена помещаются в шишках. Этими семенами они и размножаются.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

 Мхи

Это низкорослые растения, стелются  по земле. У мхов нет корней, но есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.

Мох является пищей для многих животных. Например, северные олени питаются мхом ягелем.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Цветковые растения

         Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их можно встретить по всюду.  У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами, которыми они размножаются.

 

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Папоротники

        Эти растения  любят влагу и тень. У них  нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. А мы видим только листья.   Листья достигают порой до полутора метров. Папоротники — очень красивые, поэтому многие сажают их дома, на дачах.  Размножаются спорами.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

 

        Растения – удивительные повара

Растения сами умеют готовить себе пищу. Они готовят её из воды и углекислого газа. Чудесная «кухня располагается в листьях.  Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. В листьях они превращаются в сахар и крахмал, которыми питаются растения. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию.

http://images.myshared.ru/4/57303/slide_5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...